Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 04:24, реферат

Описание работы

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране
благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

среда предпринимательская.doc

— 87.00 Кб (Скачать)


2.

Предпринимательская среда

Тезисы

Сущность предпринимательской среды.

Внешняя предпринимательская

Внутренняя предпринимательская

2.1.

Сущность предпринимательской среды

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране

благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая предоставляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных)

факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации

поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и

договоров, а также получения прибыли (дохода). Как интегрированная

сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю

, которая формируется непосредственно

самими предпринимателями.

 

Предпринимательская среда формируется на основе развития

производительных сил, совершенствования производственных (экономических)

отношений, создания благоприятного общественного и государственного

менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности)

предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые,

занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития

предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда

должна обеспечивать интегрированную совокупность различных (объективных

и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться

успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении

предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли

(дохода). Она также должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным

предпринимателям необходимую экономическую свободу как первое и

определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием

является развитие организационно-хозяйственного новаторства. В какой-то

степени эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды

зафиксированы в Конституции страны. В частности, в ней записано, что

каждый имеет право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской деятельности, никто не может быть

лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской

деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками

свободно; в Российской Федерации гарантируются единство экономического

пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; и, наконец, в

Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная,

государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако эти

важные конституционные положения до сих пор практически не действуют в

полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие

предпринимательства. Важнейшие направления формирования

предпринимательской среды, в соответствии с положениями

Конституции[Конституция РФ] <../index/documentov.htm#i00299> страны,

сформулированы в ГК РФ[Гражданский кодекс РФ]

<../index/documentov.htm#i00300>. Так, в первой главе ГК РФ даны

основополагающие положения для построения и содержания актов

гражданского законодательства РФ, регулирующего организацию

предпринимательской деятельности, закреплены такие необходимые для

развития предпринимательства правовые начала, как неприкосновенность

собственности (материально-технической основы предпринимательской

деятельности), самостоятельность предпринимательской деятельности, ее

цели, условия и факторы осуществления. Важное значение имеет положение о

закреплении договоров, о порядке их заключения и использования. В п. 1

ст. 1 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство основывается

на признании равенства участников регулируемых им отношений,

неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости

произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости

беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения

восстановленных нарушенных прав, их судебной защиты.

 

Важное значение для создания условий развития предпринимательства имеют

и другие положения ст. 1 ГК РФ. В частности о том, что граждане и

юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на

основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству

условий договора. В ГК РФ также установлено, что товары, услуги и

финансовые средства свободно перемещаются по всей территории Российской

Федерации, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в

соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения

безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных

ценностей.

 

Большое значение для развития предпринимательства имеют положения ст. 2

ГК РФ, в которой говорится, что гражданское законодательство регулирует

отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую

деятельность, или с их участием. В этой статье дано законодательное

определение сущности предпринимательской деятельности, а также записано,

что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к

отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и

иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью

распространяют свое действие на все отношения с участием

предпринимателей, т. е. установлено единство регулирования

предпринимательской деятельности. Правда, для некоторых

предпринимательских отношений в ГК РФ предусматривается установление

специальных правил, например, о повышенной ответственности предпринимателей.

 

По существу в ГК РФ сформулированы основные положения внешней

предпринимательской среды, однако многие из них носят общий характер,

поэтому конкретизируются во многих федеральных законах. На формирование

предпринимательской среды большое влияние оказывает уголовное,

административное, налоговое, таможенное законодательство.

 

2.2.

Внешняя предпринимательская среда

 

Под внешней предпринимательской средой[Среда предпринимательская

внешняя] <../index/predmetnyi.htm#i00303> следует понимать совокупность

условий и факторов, влияющих на развитие в стране

предпринимательства[Предпринимательство]

<../index/predmetnyi.htm#i00304>, действующих независимо от воли самих

предпринимателей. Внешняя предпринимательская среда представляет собой

сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности,

поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит

объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее

(например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны

учитывать при ведении собственного дела.

 

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

 

    *

 

      экономическое положение в стране и регионах;

 

    *

 

      политическую ситуацию, характеризующуюся стабильностью развития

      общества и государства;

 

    *

 

      правовую среду, четко устанавливающую права, обязанности,

      ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной

      экономики;

 

    *

 

      государственное регулирование и поддержку предпринимательства;

 

    *

 

      социальную обстановку, связанную с уровнем платежного спроса

      населения (потребителей) и уровнем безработицы;

 

    *

 

      культурную среду, обусловленную уровнем образования населения,

      обеспечивающую возможность заниматься определенными видами

      предпринимательской деятельности;

 

    *

 

      научно-техническую, технологическую среду;

 

    *

 

      наличие в достаточном количестве природных факторов производства,

      необходимых для развития определенных видов деятельности;

 

    *

 

      физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями

      функционирования предпринимательских организаций, отсутствием

      проявления форс-мажорных природных катаклизмов;

 

    *

 

      институционально-организационную среду, свидетельствующую о

      наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность

      осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

 

Дадим краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности

составляющих внешнюю предпринимательскую среду.

 

Экономическое положение страны, характеризующееся формированием условий

для становления конкурентного рынка как среды существования

предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических

реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем

видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их

деятельности, имеют существенное значение для развития в стране

предпринимательства. На развитие предпринимательства положительно или

отрицательно влияют такие экономические инструменты, как уровень ставки

рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России, уровень

инфляции, число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры

налоговых ставок, уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний,

фирм), уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на

продукцию (услуги) естественных монополий, недопущение установления

монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих

субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важное

значение приобретают стабильность национальной денежной единицы,

повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические

факторы и условия.

 

Стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ее регионах,

согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без

развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический

рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение

благосостояния общества несомненно имеет большое значение для развития

предпринимательства. Важно, чтобы в России все наконец-то поддержали

идею о том, что в стране формируется социально ориентированная

экономика, а экономическим реформам нет альтернативы.

 

Правовая среда, не декларирующая, а четко указывающая права, обязанности

и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или

иной законной экономической деятельностью, защищающая цивилизованных

предпринимателей от противоправных действий государственных

(муниципальных) органов и их должностных лиц, адекватна перспективному

развитию страны, является обязательным условием развития

предпринимательства. Необходимо четкое установление ответственности

предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов,

регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В

стране должен «править бал» Закон, а не чиновники, пусть даже и высокого

ранга, не олигархи, не рэкетиры и криминальные элементы. Если это станет

правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что

предпринимательство в России будет развиваться поступательно.

 

За годы экономических реформ приняты и начинают положительно влиять на

формирование предпринимательского слоя: Гражданский кодекс

РФ[Гражданский кодекс РФ] <../index/documentov.htm#i00320> (первая и

вторая части), Арбитражный[Арбитражный кодекс РФ]

<../index/documentov.htm#i00321> и

Арбитражно-процессуальный[Арбитражно-процессуальный кодекс РФ]

<../index/documentov.htm#i00322> кодексы РФ, Уголовный кодекс

РФ[Уголовный кодекс РФ] <../index/documentov.htm#i00323>, Таможенный

кодекс РФ[Таможенный кодекс РФ] <../index/documentov.htm#i00324>,

Налоговый кодекс РФ[Налоговый кодекс РФ]

<../index/documentov.htm#i00325>, Трудовой кодекс РФ[Трудовой кодекс РФ]

<../index/documentov.htm#i00326>, федеральные законы об акционерных

обществах[Акционерное общество (АО)] <../index/predmetnyi.htm#i00327>,

об обществах с ограниченной ответственностью[Общество с ограниченной

ответственностью (ООО)] <../index/predmetnyi.htm#i00328>, о народных

предприятиях, о производственных кооперативах[Кооператив

производственный (артель)] <../index/predmetnyi.htm#i00329>, Федеральный

закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных рынках»[Федеральный закон «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках»]

<../index/documentov.htm#i00330> (новая редакция), о мерах по

государственной поддержке малого предпринимательства и др. Однако многие

правовые акты декларативны, не имеют прямого действия на развитие

предпринимательства. Но главным их недостатком является то, что они не

исполняются. Изобилие подзаконных актов также тормозит развитие

предпринимательства.

 

Усиление регулирующей роли государства в процессе становления

Информация о работе Предпринимательская среда