Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
разработка методов и принципов адаптации персонала к новым условияработы и выполняемым функциям;
усовершенствование характеристик рабочих при приеме на работу;
предложения по выходу из сложных внутриорганизационных ситуаций;
выраБОтка новой системы стимулирования.
Введение…………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ 1 Теоретические аспекты управленческой деятельности………………………………………………………............5
1.1 Требования к профессиональной компетенции менеджера…………5
1.2 Функции менеджера. Их характеристика……………………………..9
1.3 Характер труда и роли менеджера в организации…………………..16
РАЗДЕЛ 2. Процесс управления на примере корпораций «Форд» и «Дженерал Моторс»………………………………………………………..20
2.1 Анализ управленческой деятельности Ли Якокка…………………...20
2.2 Организационная схема Альфреда Причард Слоуна………………...27
РАЗДЕЛ 3.Направление работы менеджера в условиях кризиса……………………............................................................................31
3.1 Особенности планирования в период экономического кризиса………………………………………................................................31
3.2 Решение проблем организации в условиях кризиса……………………………………………………………………….37 Заключение………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………..47
Необходимо основательно изучать производственную, финансовую и коммерческую стороны сферы функционирования фирмы.
Лидер не должен быть самовластным, диктатором, не дающим своим работникам права творческого выбора и роста. Необходимо уметь подыскивать подход ко всем коллегам по фирме и за ее пределами.
За филиалами, входившими в компанию должна сохраняться производственная и финансовая самостоятельность, что даст простор для сотрудничества. Однако, должна быть единая техническая, финансовая и ценовая политика, проводиться систематический учет имущества и активов .
Слоун предлагал сделать управление более централизованным и ответственным, учредить единую бухгалтерию, провести инвентаризацию. Он полагал, что руководитель не должен действовать импульсивно, единолично принимая непродуманные решения.
В условиях кризиса необходимо уменьшить закупки ресурсов, направлять имевшиеся запасы на изготовление продукции, которую нужно распродавать по сниженной цене.
Должны быть хорошо налажены координация работы отделений и финансовый контроль, что позволяет определять качество бизнеса не по текущим доходам или убыткам, а по норме прибыли на инвестиции, рассчитанной аналитическим путем.
Необходимо ориентироваться на выпуск нескольких видов продукции разного качества и по различной цене, на частую смену моделей с учетом изменения вкусов и запросов покупателей, создание централизованной системы управления, рассчитанной на принятие гибких, тщательно продуманных коллективных решений.
В компании обязательно должно быть высшее звено менеджмента и придал ему властные полномочия. При совете директоров должны быть два комитета - финансовый и исполнительный. Главные инвесторы контролируют получение доходов и распределение дивидендов, а также оценивают качество бизнеса. Исполнительный комитет занимается общими вопросами материально-технического снабжения, производства и сбыта. В его состав входят вице-президенты, отвечавшие за соответствующие функции, руководители крупнейших отделений, а также вице-президент по финансам.
По мнению
Слоуна Текущее руководство
Оценка деятельности должна быть всесторонней и опираться не только на финансовые показатели, но и на систематически собираемую информацию о работе всех звеньев корпорации, об отношении к ней внутренних и внешних заинтересованных групп - рабочих, акционеров, покупателей, дилеров, государственных органов, прессы.
Началось формирование горизонтальных связей между отделениями - совместные комиссии по закупкам, рекламе, продажам, технологии, энергоресурсам, эксплуатации зданий и оборудования. Таким образом, работа отделений увязывалась как между собой, так и с деятельностью корпорации в целом, контроль сверху сочетался с координацией на высшем и среднем уровнях управления.
Основными
предпосылками хорошего менеджмента
Слоун считал разграничение обязанностей
и координацию действий. Он подчеркивал
важность научного подхода к управлению,
при котором осуществляется сбор
всей возможной информации по тому
или иному вопросу, а план его
решения разрабатывается
К неотъемлемым качествам менеджера необходимо отнести умение создавать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения, потребность советоваться со специалистами, а также умение концентрироваться на существе дела.
Все служащие обязаны повышать свою квалификацию - от обмена опытом на семинарах до обучения на различных курсах.
Психологии
внутрифирменных отношений
Президент компании строит отношения в корпорации на основе партнерства владельцев капитала, менеджеров и рабочих. В корпорации должна иметься хорошо разработанная программа поощрения менеджеров, что повышает их заинтересованность в эффективном управлении.
При управлении Слоун сделал так, что рабочие в дополнение к высокой заработной плате имели возможность делать вклады в сберегательный фонд корпорации и получать проценты по ним. Существовал также "инвестиционный фонд" (сбережения к старости), куда поступала половина суммы вклада в сберегательный фонд, другую же половину при желании можно было использовать для покупки жилья.
Работа менеджера лежит не только в производстве ради получения прибыли, но и сознательная работа на благо всего общества. Предприниматели должны ясно представлять себе общественную пользу, которую приносит их деятельность (товары, услуги, рабочие места, дивиденды акционеров), расширять "горизонты ответственности" и обретать образ мышления "государственных мужей, но от индустрии".
Во время управлением компанией Слоун целиком сосредоточился на служебных обязанностях.
Выработанная
под руководством Слоуна организационная
схема "Дженерал Моторс" считается
классической, а сформулированные им
качества, которыми должен обладать менеджер,
можно назвать катехизисом
Прежде всего - это следующие свойства:
-умение управлять - постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;
-приверженность к фактам ;
-открытость мышления;
-смелость - готовность идти на риск, рассчитав его цену;
-справедливость - уважение прав других людей и организаций;
-принципиальность - стремление отстаивать свою точку зрения;
-лояльность - готовность пожертвовать личными интересами в интересах дела;
-движение
вперед - создание условий для лучшего
выбора.[13 c.47]
3.1. Особенности планирования в период экономического кризиса
В условиях кризиса многие компании потерпели крах. Для эффективного управления компанией, для ее выживания и для того, чтобы остаться «на плаву» необходимо усовершенствовать и преобразовывать основные функции менеджера. Главная функция, которая должна быть выполнена на высшем уровне в таких условиях, это функция планирования.
При проведении исследования выяснилось, каким должно быть управление компанией в экономических условиях кризиса по мнению финансовых директоров и директоров по экономике.
Экспертами по теме выступили топ-менеджеры компаний из разных отраслей и регионов: «Акрон», «Ангстрем ТМ», «Брок-инвест-сервис», ГК «ГазРезерв», Горный бизнес ОМЗ, ЛенСпецСМУ, КО «Любимый край», Магнитогорский металлургический комбинат, РИАТ, ИК РЭД, Генподрядная компания СТЭП, «Топливные системы», Ювелирная сеть «585».
Главным образом нужно рассматривать как тех, кого кризис поставил в тяжелое финансовое положение, так и тех, кого он пока что почти не затронул. Эксперты представляют ключевые сферы экономики: промышленность и потребительские товары; девелопмент и строительство; дистрибуция и розничная торговля.
Основное внимание в исследовании уделено следующим вопросам:
1. В чем состоят особенности планирования в условиях кризиса?
2. Каковы основные подходы к такому планированию?
3. Каким образом при подготовке плана решается проблема высокой неопределенности?
4. Каким образом на практике используется сценарное планирование?
5. Какие
полезные инструменты имеются у практиков?
Планом — по кризису.
Большинство
руководителей рассматривают
В ситуации кризиса изменяется роль годового плана в управлении компанией. Прежде всего, план становится не столько набором финансовых показателей, сколько указанием к действию в зависимости от реализации различных факторов риска. Также руководству компании максимальное внимание следует уделять эффективному обмену информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления.
Для менеджеров
и акционеров план выполняет психоаналитическую
функцию — переживание
Итак, ключевыми
особенностями подхода к
Что касается гибкости и оперативности планирования, то эксперты высоко оценивают такой инструмент, как скользящее планирование. Скользящий план разрабатывается на три месяца и пересматривается примерно 2–3 раза в месяц. Важно помнить, что при значительной вариабильности и гибкости среднесрочных и оперативных планов стратегические планы компании должны меняться только в особых случаях: компания в кризисные времена как никогда должна быть «динамически стабильной».
Важным аспектом
в формировании плана для эффективного
производства является выбор правильной
антикризисной стратегии.
Основные антикризисные стратегии:
Таблица 3.2
Основные антикризисные стратегии
Стратегия | Суть стратегии | Что сохраняем\развиваем | Что сокращаем\удаляем |
Минимальные издержки | - Компания конкурирует за счет предложения продукта по наименьшей цене, при сохранении необходимого уровня качества; | -основные
бизнес- процессы;
- Операционная эффективность; |
-Проекты развития;
-Не основные бизнес-процессы и службы; |
Концентрация на компетенциях | -Компания обладает уникальными компетенциями или предложением, являющейся основой ее конкурентоспособности | -Ключевые компетенции;
-Конкурентные преимущества; |
-Проекты
диверсификации;
-Избыточные непрофильные активы; -Неквалифицированный персонал; |
Экспансия | Компания развивается в рамках существования рынков, путем увеличения масштабов деятельности; | -Скупка подешевевших
профильных активов;
-Технологии и персонал; |
-Долгосрочные
проекты развития;
- Непрофильные активы; |
Прорыв | Компания имеет ключевой проект или рыночную возможность , от которых зависит долгосрочное развитие компании; | -Ключевой проект
развития;
- Бизнесы –
источники финансирования |
-Не ключевые
проекты развития;
-Непрофильные активы; -Не ключевые бизнес-процессы и службы; |
Альянс | Основа стратегии – кооперация с другими игроками рынка, которые дополняют или расширяют рыночные возможности компании; | -Компетенции, бизнес – процессы и активы, в которых мы сильнее нашего партнера; | -Компетенции, бизнес-процессы и активы, в которых наш партнер сильнее нас; |