Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Можно отметить две группы отраслевых факторов роста: экономические и технологические. Среди экономических факторов можно например, выделить, такие как, вступление России в ВТО, которое будет иметь два очевидно положительных последствия: резкое сокращение рынка незаконного копирования товаров и нововведения в бухгалтерском и финансовом учете, что даст, по некоторым оценкам, кратный рост легального рынка. К экономическому фактору роста также относится рост потребности в определенных товарах.
К группе технологических факторов можно отнести: повышающийся уровень исследовательских проектов и разработок академических и научно-исследовательских институтов, дальнейшее развитие Интернета, дающее новые возможности для глобализации мирового бизнеса; появление новых информационных технологий, таких как ERР и т.д.
Структуры и масштабы конкуренции. Конкуренция – это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Различают следующие виды конкуренции:
- чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;
- монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;
- олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;
- потенциальная конкуренция, которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм;
- недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической;
- несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; ценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;
- неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.
Структура конкуренции – см. системный подход к конкуренции М. Портера (концепция 5 сил).
Масштабы конкуренции. Конкуренция может существовать на различных уровнях. Например, с точки зрения территориального деления - на локальном, региональном, национальном или глобальном рынках. Основные факторы конкуренции в отрасли См. выше модель пяти сил М. Портера.
Тенденции развития отрасли. Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).
К основным факторам конкуренции в отрасли относятся: - размер рынка и темпы роста рынка; число и мощность фирм, конкурирующих на рынке;
- изменение платежеспособного спроса; - степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке; - границы прибыльности отрасли (ретроспектива и перспектива); - издержки переключения клиента с одного производителя на другого; - интенсивность конкуренции; цикличность; сезонность;
- унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли; - требования к технологии и капиталовложениям; - барьеры вхождения и выхода из отрасли (т.е. затраты фирмы на перепрофилирование); - барьеры проникновения на рынок; - воздействие окружающей среды, социальных, правовых и демографических факторов; - себестоимость продукции; - ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения);
- стратегии конкурирующих фирм (поведение); - привлекательность рынка данного продукта. Система сбыта продукции. Менеджмент службы сбыта определяется как анализ, планирование, проведение в жизнь и контроль деятельности служб сбыта. Он включает: постановку задач торговому персоналу, разработку стратегии, структуры, размеров и системы оплаты труда торгового аппарат, привлечение и отбор торгового персонала, обучение торговых агентов, контроль за работой продавцов и оценку эффективности работы торговых агентов. Ключевые факторы успеха. Для каждой отрасли, в которой функционирует фирма, составляется список ключевых факторов успеха. Этими факторами могут быть, например, издержки, производительность, исследовательский потенциал, границы прибыли относительных конкурентов, относительная доля рынка, способность конкурировать по ценам и качеству, знание потребителя и рынка, конкурентные силы и слабости, технические возможности, уровень управления и пр. Стратегические группы конкурентов. Анализ стратегических групп конкурентов и выводы на его основе. Известно, что больше стратегия одной компании похожа на стратегию другой, тем выше конкуренция между ними. В пределах большинства отраслей конкурентов можно разделить на группы, каждая из которых преследует свою стратегию. Стратегическая группа – это группа компаний некоторой отрасли, следующих одной и той же либо сходной стратегии на данном целевом рынке. Принадлежность к стратегической группе можно оценить по ассортименту товаров, ценовой категории, уровню обслуживания. Наиболее интенсивная конкуренция имеет место внутри стратегической группы, так как некоторые стратегические группы могут претендовать сразу на несколько потребительских сегментов. Компании необходимо проанализировать все параметры, выделяющие группы в пределах отрасли. Ей необходимо знать, каково качество, характеристики и комплексность каждого товара конкурента, а также все об обслуживании потребителей, политике ценообразования, зоне распространения товаров, стратегии в отношении торгового персонала, программ в области рекламы и стимулирования сбыта. Она должна детально изучить каждую стратегию в области исследований и разработок, производства, закупок, финансирования и другие стратегии конкурентов. На основе анализа стратегических групп конкурентов можно строить собственную конкурентную стратегию. Позиционная карта стратегических групп конкурентов на рынке и ее построение. Чтобы провести оценку конкурентных позиций, необходимо разбить конкурентов на стратегические группы (объединить по какому-то общему признаку), а затем составить позиционную карту стратегических групп конкурентов. И посмотреть, где находится фирма, в какую стратегическую группу она попадает, и, следовательно, какие действия необходимо предпринять. Используется метод матрицы МакКинси «»Привлекательность отрасли – конкурентная позиция».
Позиционная карта составляется на плоскости. По оси Y откладывается качество (тут берется экспертная оценка - ваше мнение о качестве конкурентов), по оси Х - цена на товар или услугу. Помимо этого можно рассчитать индекс проникновения на рынок, как свой, так и конкурентов. Рассчитывается он, как отношение количества "собственных клиентов" к общему числу потенциальных клиентов на каждом выбранном сегменте. А затем посмотреть, куда стоит направить свои силы, а также, где находятся конкуренты фирмы.
31. Конкурентные преимущества
Основные направления достижения конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества на основе низких издержек: сущность лидерства в издержках, составляющие различий в себестоимости. Выгоды компаний при лидерстве в издержках.
Дифференциация продукции. Сущность дифференциации продукции. Виды дифференциации продукции. Основные характеристики дифференциации продукции.
Стратегии фокусирования, первопроходца и синергизма: определение стратегий, их основные характеристики.
Бизнес-план как форма представления стратегий бизнес-единицы. Технология разработки бизнес-плана.
Конкурентное преимущество – это те характеристики и свойства товара , а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами. Существует несколько стратегий достижения конкурентных преимуществ:
Лидерство в издержках; дифференциация продукции; фокусирование; ранний выход на рынок;
СЛИ (страт. Лидерства в издержках) направлена на достижения кокнкур. преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы товара или услуг и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Такая стратегиятребует от предприятия оптимальных размеров производства, развития сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использование ресурсосберегающих технологий, жесткого контроля всех видов расходов. Лидерство в издержках – агрессивная стратегия.
Предприятие лидирующее в издержках получают эффективную защиту против пяти сил конкуренции: Предприятие – лидер способно противостоять своим прямым конкурентам в случае ценовой войны и получать прибыль при цене, минимально допустимой для конкурентов; Крупные покупатели не могут добиваться снижения цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильных производителей в отрасли; Низкие издержки в сфере производства обеспечивают защиту против сильных поставщиков, так как придают предприятию большую гибкость в случае повышения входных издержек; Лидерство в издержках создает дополнительный барьер входа для новых конкурентов и одновременно может оградить рынок от товаров заменителей.
Стратегия дифференциации - стратегия, направленная на то, чтобы поставить на рынок товары или услуги, по своим качествам более привлекательные в глазах потребителей, чем конкурирующая продукция
Продуктовая деффиринциация – это предложение продуктов с характеристиками и дизайном лучшим, чем у конкурентов. Основу продукт. Диференц. Состовляет товарный ассортимент, под которым понимается группа аналогичных товаров.
Дифференц. Может принимать различные виды: признанное технологическое совершенство, лучший дизайн продукта; имидж предприятия; особый сервис.
Стратегия фокусирования - стратегия, при которой предприятие целенаправленно ориентируется на какую-то группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок.. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, компания пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, хотя общих конкурентных преимуществ в рамках всей отрасли у нее может не быть. Стратегия фокусирования существует в двух разновидностях. Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли. Целевой сегмент, скорее всего, объединяет как клиентов с особыми потребностями, так и системы производства и реализации, удовлетворяющие их наилучшим образом и отличающиеся на этом основании от принятых в отрасли стандартов. При фокусировании на издержках компания обращает в свою пользу различия в их структуре в различных секторах отрасли, тогда как при фокусировании на дифференциации компания получает выгоду за счет того, что в определенных сегментах рынка существуют особые группы покупателей с особыми потребностями. Существование таких различий в структуре издержек и потребительского спроса предполагает, что данные сегменты плохо обслуживаются конкурентами, имеющими широкую специализацию, — такие компании обслуживают эти особые сегменты на равных основаниях со всеми остальными. В этом случае компания, избравшая стратегию фокусирования, получает конкурентные преимущества, полностью сосредоточив свою работу на данном сегменте. Неважно, будет это узкий или широкий сегмент: сущность стратегии фокусирования состоит в том, что компания получает доход за счет тех особенностей данного сегмента, которые отличают его от прочих секторов. Стратегия первопроходца или раннего выхода на рынок означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы. Преимущество первопроходца основано на том, что кто-то является первым в данном бизнесе, на данной территории или на новом рынке. Причём новые рынки могут появляться в результате создания новых технологий, использования существующих технологий в новом контексте, возникновения новых личных потребностей, проблем окружающей среды, новых финансовых инструментов и инструментов управления риском. Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счёт соединения двух или большего числа бизнес-елиниц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создаёт специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне предприятия в целом и которое в конечном счёте проявляется на разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в приобретении продукцией уникальных свойств. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счёт совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Стратегия синергизма заключается, таким образом, в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи бизнес-единиц, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.
Бизнес-план как форма представления стратегий бизнес-единицы. Технология разработки бизнес-плана.
Бизнес план должен разрабатываться при: производстве новой продукции, расширении или модернизации производства, осуществлении капитальных затрат на приобретение основных фондов, выходе на новые рынки, слиянии и поглощении предприятий, получении кредита и т.д.
Структура бизнес-плана. В принципе, статьи бизнес плана различных проектов мало отличаются друг от друга. Структура бизнес-плана выглядит следующим образом: - краткое описание бизнеса; - описание предприятия и анализ его финансового состояния; - описание планируемой к производству продукции (приобретаемых фондов, технологии); - анализ рынка; - производственный план; - маркетинговый план; - финансовый план; - организационный план; - резюме бизнес-плана; - приложения.
32. Теории поведения человека в организации.
Понятие «роль» в организации. Определение ролевого поведения. Принятие ролей в организации. Процесс принятия и посылания роли. Понятие «ролевого круга» и «ролевой эпизод».
- это соц роль личности, способ поведения людей в соответствии с принятыми нормами в зависимости от статуса или позиций чел-ка в общ-ве. Роли дел-ся на: 1. соц-ые - обусловлены местом чсл-ка в "сис-ме соц-х отношений (нроф-ые, общ-ыс роли). 2. межличностные - определяются место чел-ка в сис-ме межличностньгх отношений (роль матери, сестры). 3. Латентные - роли к-ые не проявляются в данной ситуации. 4. активные - роли исполненные в данный момент. У каждого своя роль. Соц-ые роли - всегда связаны с официальными требованиями орг-ции, в к-ой работает данный чел-к.
Организация - это сис-ма взаимодействия людей друг с другом. В любой орг-щош можно определить место каждого чел-ка во всей сис-ме профессиональных и межличностных отношений и типов поведения. Место каждого чел-ка в орг-ции определяется занимаемой им должности или профессионально должностной позиции. С каждой должностью в орг-ции связана сис-ма действий и ожидаемых типов поведения чел-ка, занимаемого данную должность. Это сис-ма дейсвий и ожидаемых типов поведения и составляет ту роль к-ую чел-к должен занимать в соответствии с его должностью. Любая должностная позиция в орг-ции связана с другими должностными позициями с нек-ьши прямо, с нек-ыми косвенно. Любая должность непосредственно связана с др определяет ролевой круг для каждой определенной должности. В ролевой круг чел*ка непосредственно входит его начальник, его подчиненные, а также определенные члены подразделения где он сам работает или несколько чел-к го др. подразделений с кем он непосредственно близко сталкивается и контактирует в процессе работы, эти должностные позиции и включаются в ролевой круг чел-ка.