Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Ролевое поведение чел-ка в орг-ции - это повторяющиеся действия чел-ка, связанные с занимаемой им должностью. Ролевое поведение связано н обуславливается ролевыми ожиданиями, кругом связанных должностных позиций, т.к. именно эти ожидания представляют собой главный эл-нт поддерживающий требуемое ролевое поведение чел в орг-щш. Ролевое ожидание это предпнсапия или запреты ролевого крута, к-ыс направлены к исполнителю роли. Ролевые ожидания помогают чел-ку определить профессиональную роль, типы поведения, тип взаимодействия др. членов орг-ции, к-ыс от пего требуются. Содержание ролевых ожиданий включают в себя предпочтение конкретных действий личностных характеристик, стилем поведения и взаимодействия чел-ка в орг-ции с тем, какую должность он занимает.
Передача ролевых ожиданий любыми способами наз-ся процессом посылания роли. Процесс посылания роли явл-ся просто информационным, он представляет собой попытку влиять на чсл-ка и его поведение и направлять на го, чгобы вызвать комфортность по отношению к ожиданиям посылания роли. Именно полученная роль оказывает непосредственное влияние на поведение чел-ка в орг-ции и явл-ся источником мотивации на исполнение данной роли каждое посланное ожидание вызывает у чел-ка мотивацию к выполнению любой роли.
Ожидаемое ролевого круга мотивация) полож восприятие
Требования ситуации (внеш мотив ожидания ролевого крута Самопосылания роли -* (внеш мотив)
Конфликт - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в пр-се их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Причины, порождающие конфликты:
1. недостаточная согласованность н га^отиворечнвость целей отдельных групп и работников - чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подраздслешгя и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.
2 устарелость орг-ой стр-ры, нечеткое разграничение прав н обязанностей. Следствием этого явл-ся двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно выполнить указания всех руководителей не хватает ни сил, ни времени. Зреющий конфликт устраняется оформлением разделения н кооперации труда, делегированием полномочий.
3. необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других.
4. неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста, то трудовой пр-сс стадавиться для него тягостным.
5. неблагоприятные фш-ис условия - посторонний нгуы, жара или холод.
6. психологический феномен - конфликтные качества характера
Методы разрешения конфликтов. В идеале считается, что менеджеры должны не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его. Первый шаг в управлении, конфликтом состоит 5
понимании его источников. После определения причин возникновения конфликта менеджер должен минимизировать кол-во участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц учдвствует в
конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.
Если в пр-се конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого коштетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно чем
мнение самого руководителя.
Главная задача менеджера состоит в том, чтобы определить конфликт и войти в него на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной стадии он разрешается на 92%;
на фазе подъема - 46%; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или очень редко. Когда все силы отданы борьбе (стадия пик), наступает спад, и
если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с номой силой, так как а период спада для сражения могут быть привлечены новые силы н при монета новые способы.
Способы преодоления конфликтов: I. педагогические - беседа, просьба, убеждения, разъяснения требований к работе н неправомерных действий конфликтующих и др меры воспитательного аспекта.
2. административные - силовое разрешение конфликта. Подавление интересов конфликтующих, перевод на др работу, различные варианты разъединения конфликту ющих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя орг-ции, решение суда.
Тактики поведения в конфликтной ситуации.
Сочетание стратегий при различной степени их выраженности определяют S основных тактик разрешения менеджером межличностных конфликтов: Тактика «избегание». Действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от
высказывания своей позиции. В ответ на предъявление менеджеру обвинения, он переводит разговор на другую тему, отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным.
2. Противоборство характеризуется стремлением менеджера настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие им Жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае
сопротивления, применение власти, принуждения, давленн*, использованием зависимости, тенденции воспринимать ситуацию, как вопрос победы или поражения.
3. Уступка. В этом случае менеджер готов уступить, пренебрегая собственными интересами. Уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с претензиями пропшюЙ стороны. Стремится поддержать партиера, подчеркивая общие интересы и замалчивая разногласия.
4. Сотрудничество - з>ю тактика характеризуется поиском решений, удовлетворяющих, как интересы менеджера, гак и другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
5. Компромисс харакгершуечх;» стремлением менеджера уткя улнронать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки Другого» поиском средних решений, при которых никто много не теряет, но много и не выигрывает, интересы менеджера и противной стороны не раскрываются.
Встречаются и другие стили управления при разрешении конфликтов:
1. Решение проблемы. Характеризуется признанием различия во мнениях и готовностью ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Менеджер не добивается своей цели за счет других, а ищет лучший вариант разрешения проблемы из-за которой возник конфликт.
Координация - согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решение общей задачи. При этом конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями.
3 Интсгратнвное решение проблемы. Выход из конфликта основывается на таком решении проблемы, которое устраивает конфликтующие стороны. Это одна из наиболее успешных стратегий, так как менеджер ближе всего подходит к разрешению условий породивших конфликт.
4 Конфронтация - это путь решения конфликта путем вынесения проблемы на всеобщее обозрение, привлекаются вес участники конфликта. Менеджер и другая сторона вступают в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, Публичные и открытые обсуждения одно из действенных средств управле1шя конфликтом.
Основные модели поведения личности в конфликте. В профессиональной лит-ре выделяется 3 основные модели поведения личности в конфликте:
конструктивная - чел-к стремится уладить конфликт. В конфликте отличается выдержкой и самообладанием. Доброжелательное отношение к сопернику. Лаконичен и спокоен, немногословен.
2. Деструктивная - постоянное стремление к расширению и обострению конфликта. В конфликтной ситуации постоянно принижает и оскорбляет партнера. Проявляет подозрительность и недоверие к соперникам, нарушает этику общения.
3. Комформейская - личность пассивна, склонна идти на уступки, легко соглашается с точкой зрения соперника, уклоняется от решения конфликта.
Типы конфликтов личности: 1. Демонстративный - хочет быть всегда в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Кто отношения к людям определяется тем, как они к нему относится. Ему легко даются поверхностные конфликты. 2. Регндиый тип - подозрительный обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждение собственной значимости. В конфликте прямолинеен и не гибок, не очень считается с мнением оппонента. 3. неуправляемый - импульсивен, поведение такого чел-ка непредсказуемо, ведет себя агрессивно, часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы поведения. Во многих неудачах склонен обвинять других. 4. сверхточный - скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, окружающим. Склонен предавать сильное значение замечаниям окружающих, переживает свои просчеты. 5. бесконфликтный - зависит от мнения окружающих, стремиться к компромиссу, не обладает достаточной силой воли.
33. Личность и организация.
Понятие общественных и межличностных отношений, их структура и функции. Взаимосвязь общественных и межличностных отношений в организациях. Морально-психологический климат в коллективе. Его зависимость от межличностных отношений между людьми. Персональное развитие в организации.
Природа организационного лидерства. Лидерство в организации. Определение лидерства. Лидерство и руководство. Теории лидерства. Типы лидерства. Управление лидерством в организации. Развитие лидерства. Учет интересов группы и неформального лидерства. Интеграция лидеров. Выявление лидеров.
Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны. Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования— равенства— подчинения и зависимости—независимости.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика;3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Природа лидерства.
Лидер на основе: власти, силы (должности) как средства принуждения, материальной зависимости, обладания особой информацией; лидерского поведения через координацию, мотивацию, критику, убеждение; технику групповой работы по достижению целей; межличностного влияния; достижения согласия между членами группы; центр всей деятельности группы
Лидерство - лидирующая позиция человека некоторое время. Поэтому данное понятие применимо и к персоналу. Лидер – тот, кто занимает неоднократно лидирующую позицию и находится в ней достаточно долго.
Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс
Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера
Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Они восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур и др. Концепции харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Центральную роль в концепции коллективного харизматического лидерства играет вера в собственные компетентность и способность решать трудные задачи
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Крупным шагом вперед по пути учета относительности черт лидера и адаптации теории черт к реальным условиям является факторно-аналитическая концепция лидерства, которую нередко называют второй волной в развитии теории черт. В ней различаются чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.