Организация как социальный феномен. Анализ и конструирование организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридическое лицо может быть признано банкротом по решению суда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.)» содержит конкретное определение банкротства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по менеджменту.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  стадии жизненного цикла на конкретном примере.

      Первая  стадия развитее организации - ОАО «Газпром» — крупнейшая энергетическая компания в мире. Основными направлениями её деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Продукция изготавливаемая в этой компании пользуется большим спросом у потребителя, и компания легко находит свое место на рынке.

      Вторая  стадия – интенсивный рост. На «Газпром» приходится около 20 % мировой и около 85 % российской добычи газа. Компания экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья.

     Предприятия «Газпрома» обслуживают 514,2 тыс. км (80 %) распределительных газопроводов страны. «Газпрому» принадлежит крупнейшая система транспортировки газа — Единая система газоснабжения Российской Федерации. Её протяженность составляет 156,9 тыс. км.

     Приоритетным  направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

     Общество  с ограниченной ответственностью «Буровая компания Открытого акционерного общества «Газпром» (ООО «Бургаз») — одно из крупнейших буровых предприятий  России по строительству скважин  на территории РФ и за её пределами. ООО «Бургаз» осуществляет геологоразведочные работы, строительство всех видов скважин, в том числе с проектной глубиной 6500- 7000 метров, бурение скважин с горизонтальным окончанием ствола, капитальный ремонт скважин, восстановление бездействующих скважин (бурение части нового ствола), все виды сервисных услуг, связанных со строительством и капитальным ремонтом скважин.

     В состав ООО «Бургаз» входят 6 производственных филиалов: «Тюменбургаз», «Кубаньбургаз»,  
«Астраханьбургаз», «Севербургаз», «Оренбургбургаз» и «Центр горизонтального бурения».

     Третья  стадия – стабилизации. Для этого компания старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности.

     Четвертая стадия – кризис. Наличие в структуре ООО «Бургаз» значительного числа территориально-распределённых объектов с быстро изменяющейся производственной информацией, отсутствие консолидированного хранилища этой информации и, следовательно, невозможность её оперативного получения руководством компании осложняло организацию контроля над состоянием объектов и управления ими из единого центра. Принятие же неверного управленческого решения или задержка с его принятием могли повлечь за собой крупные финансовые потери, связанные с высокой стоимостью работ, выполняемых ООО «Бургаз».

     Чтобы выйти из кризисной ситуации компания нашла решение: При создании ГИС мониторинга бурения специалистами компании «НЕОЛАНТ» было систематизировано множество классификаторов и справочников (в целом система насчитывает порядка 100 классификаторов), была проанализирована логика бизнес-процессов заказчика, систематизирована информация, касающаяся процессов сопровождения объектов.

     ГИС мониторинга бурения представляет собой информационный Интернет-портал, предназначенный для поддержки основного бизнеса ООО «Бургаз» в части мониторинга бурения и консолидации актуальной информации — проектной, геологической и т. п. — по объектам компании (месторождение, куст, скважина).

     В итоге общество с ограниченной ответственностью «Буровая компания Открытого акционерного общества «Газпром» (ООО «Бургаз») — одно из крупнейших буровых предприятий России по строительству скважин на территории РФ и за её пределами.

 

    Задание 5. Смоделируйте внутреннюю среду организации. Дайте ей количественно-качественную характеристику. 

     Анализ  среды организации –это процесс  определения критически важных элементов  внутренней и внешней среды, которые  могут оказать влияние на способности  фирмы в достижении свои целей.

    Анализ  среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

  • ·        с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;
  • ·        с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное  впечатление;
  • ·        с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

    Рассмотрим  действие стратегии на примере одной  фирмы “Меркурий”, которая занимается производством компьютерных технологий и продажей компьютеров. Эта фирма не очень большая, управленческие решения передаются с верху в низ.

    Элементы  внешней и внутренней среды организации.

     Процесс анализа организационной среды  начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма  выделяет те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют “критическими точками”. Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках.

     Среду любой можно определить как совокупность трех сфер –внутренней среды, рабочей  среды, общей среды.

     Внутренняя  среда организации включает в  себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

     Фирма на начальном этапе определяет пределы  анализа среды.

    На  установление таких пределов влияют 3 основных фактора:

  • ·        число и характер критических точек, то есть наиболее значимых элементов среды, изменяются от организации к организации;
  • ·        анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущие функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляться возможность исследовать общий характер внешней среды;
  • ·        плодотворный анализ возможен только в том случае, если фирма сумела определить специфику элемента, его уникальный характер.

    Как показывает первый фактор, у каждой организации есть свой комплекс критических  точек. Он зависит от размеров организации, характера ее деятельности, выбранных  ею целей, географических, исторических и прочих особенностей.

    Когда определены наиболее значимые факторы  среды организации, необходимо получить о них всю возможную информацию. Но прежде чем приступить к поиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды. Вот примерный перечень признаков для характеристики внутренней среды  (Табл.1).  

Таблица 1

Признаки  характеризующие внутреннюю среду  

  Производство  Размеры и мощности
  Тип и возраст  оборудования

Источник  поставок

Тенденции производительности

Инновационные возможности

Нормирование  работ

Уровень брака

Маркетинг Номенклатура  продукции
  Качество продукции

Размеры и доля рынка

Качество  маркетинговых исследований

Эффективность применения рекламы

Организация продаж и сервис

Финансы Активы

Валовые накопления

Доходность

Источники денежных поступлений

Управление  персоналом Программы обучения   

Процедуры привлечения отбора кадров

Анализ  трудовых операций

Содержательность  работы

Система вознаграждения

Организационная структура. Власть и лидерство Характер делегирования  полномочий  

Тип организационной  структуры

Отношения между менеджерами и рабочими

Характер  власти

Эффективность менеджмента

 

 

     Источники информации имеют разнообразный  характер. Многие фирмы для получения редкой и достоверной информации стремятся найти некие особенные источники, часто нелегальные. Однако нужно иметь в виду, что около 90% нужной, информации можно извлечь из легальных источников (рис.1).   

Рис.1. Источники  информации для процесса планирования   

     Сбором  нужной информации в фирме “Меркурий”  занимается служба планирования. В  то же время этот процесс контролируется высшим менеджментом. Оценка информации является заключительным этапом анализа  организационной среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии.

     Рассмотрим  сильные и слабые стороны организации  во внутренней среде (Табл.2).           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

Сильные и слабые стороны  организации  

    Сила Слабости Возможности Угрозы
Фирма “Меркурий” имеет более грамотных  программистов Х                                                       
У фирмы  большая текучесть кадров   Х     
Хорошая репутация у фирмы Х      
Хорошо  проработанная функциональная стратегия Х      
Большой опыт Х      
Превосходные  технологические навыки     Х  
Внутренние  производственные проблемы   Х     
 

   

 

       Задание 6. Смоделируйте внешнюю среду организации. Дайте ей количественно-качественную характеристику. 

      Внешнюю среду фирмы  входят  две сферы:

  • ·     рабочая среда – это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения, или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производственный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые экономические структуры (на пример, налоговая инспекция).  Во – вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т.п. – которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного и неблагоприятного облика фирмы. Рабочую среду фирмы так же называют микросредой фирмы.
  • ·     общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой на прямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса называют “экологией фирмы”. Общая среда – это среда косвенных контактов фирмы. Выделим 4 основных элемента общей среды – экономические, технологические, политические, социальные факторы. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них (рис.2). Так, изменения в технологии могут привести к новой расстановке конкурентных сил. Знаменитая IBM потеряла значительную часть своего рынка в связи с созданием принципиально новой микропроцессорной технологии и появлением на рынке компактных и простых в обращении персональных компьютеров, которые потеснил “большие” ЭВМ, выпускавшиеся IBM.
 

 

     Рис. 2. Уровни организационной среды и их элементы   

    Среду общего воздействия называют также  макросредой фирмы. Фирма на начальном этапе определяет пределы анализа среды.

     На  установление таких пределов влияют 3 основных фактора:

  • ·        число и характер критических точек, то есть наиболее значимых элементов среды, изменяются от организации к организации;
  • ·        анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущие функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляться возможность исследовать общий характер внешней среды;
  • ·        плодотворный анализ возможен только в том случае, если фирма сумела определить специфику элемента, его уникальный характер.

Информация о работе Организация как социальный феномен. Анализ и конструирование организации