Мода как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

Работа содержит 1 файл

мода как соц феномен.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

 

Введение

Модой в самом широком  смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

История моды так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Таким образом, одежда человека - это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие моды

Мода - это сочетание  законов стилевого единства, цветовой гармонии. Она придает внешнему виду естественность и респектабельность, мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Одежда не бывает просто красивая. Ее красота в предназначении: для работы, дома, праздника, загородной прогулки. Элегантная одежда уживается только с элегантным хозяином, который имеет достойную осанку, владеет хорошими манерами и красивой речью.

Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных  признаков общества, маленькая частица  человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Однако понять истинную сущность явления «мода», раскрыть глубинные механизмы ее возникновения и функционирования в обществе дал возможность социологический подход к изучению моды. Исследователи моды в конце XIX—XX вв. рассматривали моду прежде всего как социальный феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения: социальной психологии и психоанализа, экономики рыночного капитализма и культурологии, — и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития. Дизайнеру, создающему культурные образцы, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, необходимо иметь целостное представление о природе модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе.

 В каждом европейском  языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат.modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское «mode», итальянское «moda», немецкое «Mode», английское «mode», хотя чаще употребляется «fashion».

Многие исследователи  моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:

Мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова).[3]

Мода — тип реагирования на нововведения, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется в периодической смене объектов выбора, как новый образ действия или мышления (определение социального психолога Э.Богардуса).[4]

Мода наряду с обычаем  и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).[4]

Подтверждением актуальности изучения моды в социологии может служить тот факт, что уже в XIX веке, с момента зарождения социологии, мода стала предметом исследовательского интереса. Среди выдающихся социологов, отводивших изучению моды важное место в своей научной деятельности, можно назвать Г. Тарда, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье. Это неслучайно, так как XIX в - это период формирования (в Европе и России) индустриального общества, в котором на смену обычаям, определявшим общественные отношения в традиционном обществе, приходит мода.

§ 2.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РАЗВИТИЯ  МОДЫ

Развитие моды на протяжении всей истории находится в теснейшей  связи с изменениями, происходящими  во всех областях общественной, культурной и экономической жизни. Формы  одежды всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри него, последовательно переживая все фазы развития: зарождение, расцвет и угасание.

Женская мода XX века не является исключением. Она, как и моды предшествующих столетий, подчинена всем законам исторического развития общества и отражает все особенности своего столетия. В ее формах, пропорциях и колористическом решении нашли отражение все направления изобразительного искусства и архитектуры XX века, важнейшие культурные достижения, обычаи, привычки и психология современного человека, экономические кризисы, войны, борьба за эмансипацию, события общественной жизни, бурное развитие промышленности и общий ускоренный темп жизни.

Мы привыкли трактовать смену моды несколько легкомысленно, как нечто поверхностное. Но на самом деле это интереснейшее явление заслуживает пристального изучения и глубокого анализа, что поможет увидеть глубокий смысл происходящих с различной частотой смен моды, выделить закономерности развития всего общества.

Развитие моды связано  и с объективными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, изменениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, интернационализация, демокра-тизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества. С развитием общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные преобразования в основных образцах — явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные исторические по трясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов.

Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды — доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяют сразу получить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образцами международной моды.

Создание массового рынка и  развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность — это важнейшая  закономерность развития моды. Наличие  колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации. Л. Петров считает, что мода — это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Процесс внедрения и утверждения нового модного стандарта, процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — новомодные. Модная инновация может быть осуществлена различными способами:

1)посредством обращения  к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. Возвратиться в моду прежний модный стандарт или образец сможет только тогда, когда произойдет его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в становлении и распространении моды;

2)путем заимствования образцов  из других культур или других  областей культуры. В одежде новые  идеи, стили и элементы появлялись из области изобразительного искусства, из культур «экзотических регионов», из молодежных субкультур и т.д.;

3)в результате изобретения —  редкого явления в истории  моды. Под изобретением понимается  появление подлинно новых элементов  или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-е гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды и т.п.

Модная инновация является результатом  противоречия между прежними модными  стандартами, объектами и ценностями, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности, т.е. происходит «знаковый износ» этих стандартов и объектов. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и объектов, из которых делается выбор. Этот выбор связан с предпочтениями массового потребителя, который приписывает новым образцам модные значения — так появляется новая массовая мода.

Модный цикл отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов. В основе любых циклов лежат три основные стадии существования системы: формирование; установившееся состояние; кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии модного цикла:

1. Возникновение новой моды (отличительная стадия). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды.

2.    Распространение (подражательная стадия). На этой стадии в модное поведение включается все больше и больше приверженцев новой моды. Эта стадия состоит из двух этапов: 1) «пик» или адаптация (когда к новой моде присоединяются неофициальные ее лидеры, ранние последователи моды, затем «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда промышленность производит модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. В модное поведение включается «запоздалое большинство», а лидеры моды ищут новую моду.

3.    Спад (стадия отмирания). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их воспринимают консерваторы («отстающие»).

На определенном отрезке времени  мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации к новым образцам.   

Некоторые исследователи  моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебания моды в 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм определил продолжительность модных циклов: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-е гг. XX в. — 1 год. А.Янг предложила считать продолжительность полного цикла за 100 лет.

Мода в условиях рыночной экономики, формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению  смены циклов потребления путем  сознательного ускорения смены имиджа вещей, т.е. закладывания уже при проектировании быстрого эстетического, а часто и физического, устаревания продуктов дизайна. Потребителя тем самым заставляют сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. СТРУКТУРА И  ФУНКЦИИ  МОДЫ

Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится  в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может быть мода на действия, идеи, вещи. Мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе - и материальные и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи, и в то же время мода является субъектом изменений внешних обстоятельств. В социологии мода рассматривается в связи с образом жизни данной социальной группы или общества в целом, типологией личности, характером ее влечений, желаний, потребностей с точки зрения бытующих ценностных установок и стереотипов поведения. Сейчас в российской системе образования повышается демократичность студенческой среды, увеличивается разнообразие образовательных стандартов и методов. В свете этих тенденций роль моды как регулятора социального поведения в молодежной среде становится наиболее значимой и повышается именно для студенчества.

Информация о работе Мода как социальный феномен