Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:51, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность общения как социального феномена.
Задачи работы:
1.дать определение понятию «общение» как социально-психологической категории;
2.рассмотреть виды, структуру процесса общения;
3.проанализировать особенности общения как процесса взаимодействия социальных субъектов.
Введение 3
1.Понятие об общении 4
2.Виды общения 7
3.Общение как взаимодействие социальных субъектов 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Оглавление
Введение
Общение в наши дни стало предметом специального изучения в целой группе наук; для социально-психологической теории категория «общение» вообще является базовой.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Цель работы – раскрыть сущность
общения как социального
Задачи работы:
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом [13, с.112].
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации [14, с.69].
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле выделяют три функции общения – информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную [1, с.183].
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Общение, будучи сложным социально-
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% [16, с.246].
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
Также выделяют и такие виды общения:
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу [12, с.70].
Диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы.
Общение субъекта-организатора с другим
человеком определяется как межличностный
уровень коммуникативной
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом – инициатором общения; б) субъектом – партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Важно подчеркнуть, что для взаимодействия
социальных субъектов с позиции
диалогической методологии
Вступая в общение как в систему социального взаимодействия, субъект сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Заключение
Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Структура общения может быть охарактеризована путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона
заключается в организации
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.