Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений;
Во-вторых, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

Содержание

Принципы построения организационных структур управления 3
Системность самого подхода к формированию структуры 4
Исследование влияния внешней среды на проектирование организации 4
Процесс формирования организационной структуры 7
Методы проектирования структур 9
Существуют взаимодополняющие методы: 9
1. Метод аналогий 9
2. Экспертно-аналитический метод 10
3. Метод структуризации целей 11
4. Метод организационного моделирования 12
Оценка эффективности организационных решений 13
Корректировка организационных структур 17
Анализ и формирование организационных структур 22
Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур. 24
Элементы. 24
Связи. 25
Принципы формирования организационной структур 25
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. 33
Линейная структура управления 33
Линейно-функциональная структура 35
Линейно-штабная структура управления 35
Матричная структура управления 36
Программно-целевая структура управления 37
Продуктовая структура управления 37
Проектная структура управления 37
Функционально-объектная структура управления 37
Сравнительный анализ линейно-функциональной, дивизиональной и матричной структуры организации 41
Заключение 53
Литература 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 344.67 Кб (Скачать)

Анализ  и формирование организационных  структур

     Структурный подход к организации позволяет  упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность  является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое  благодаря связям. Структура есть результат процесса организации, итог движения, упорядочение элементов конкретной системы. Структура и система  тесно связаны, но отождествлять  их нельзя. Структура характеризует  конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного расположения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре  система воспроизводит себя. Вне  систем структур не существует.

     Под структурой системы обычно понимают организацию связей и отношений  между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем  и элементов, каждому из которых  соответствует определенная функция. Свойства структуры организации  во многом определяют ее поведение. Главной  характеристикой качества структуры  любой экономической системы  является сбалансированность, пропорциональность ее частей (подсистем). Итак, структура  организации - это фиксированные  взаимосвязи, которые существуют между  подразделениями и работниками  организации. Структура любой организации  состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.

     В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления (ОСУ). Организационная структура управления строится с учетом требований наиболее эффективного управления системой. ОСУ фирмы (компании) направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. Наилучшая структура - структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей. Организационная структура постоянно видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы.

     Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное  с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В  рамках организационной структуры  управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество  трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории.

     Организационная структура управления (ОСУ) - это  упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации  как единого целого.

     В саморазвивающихся системах структура  непрерывно меняется. В период процесса организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи, оптимизируется пространственное расположение элементов, развиваются групповые  связи. В период процесса дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность  системы нарушается.

     Многозначность  понятия ОСУ позволяет использовать его не только применительно к  организации как целому. В любой  организации могут быть выделены несколько структур в зависимости  от того, о связях какого типа идет речь: связи между основными элементами, через которые проходят финансовые потоки, дадут нам финансовую структуру; связи между функциональными  штабами - функциональную; можно говорить о структуре кадров, производства и т.д.

Понятия организационной  структуры управления (ОСУ)

     Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур.

     Элементы. Элементами являются как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и органы управления - отделы и службы, выполняющие определенные функциональные обязанности. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого разделены функции и задачи управления. С этих позиций ОСУ - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение цели.

     Связи. Отношения между элементами поддерживаются с помощью связей. В любой организационной структуре работают горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми, вторые - это связи подчинения (властные отношения внутри организации), необходимость в них возникает при наличии различных уровней управления, на каждом из которых - свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления и нижние (руководство организации в целом - менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях формируется средний слой, который, в свою очередь, может состоять из нескольких ступеней.

Принципы  формирования организационной  структуры.

     Понятие организационной структуры тесно  связано с такими понятиями, как  соотношение ответственности и  полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы  управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных  структур. Организационная структура  управления опирается на основные принципы управления:

  • принцип иерархичности уровней управления - каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • принцип целеполагания - ОСУ должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
  • принцип соответствия - в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры - с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);
  • принцип разделения труда - ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
  • принцип ограничения полномочий - полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;
  • принцип адаптации - ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

     Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности  исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и  процветанию; ОСУ определяет поведение  сотрудников и стиль управления.

     В структуре управления организации  различаются линейные и функциональные связи. Первые - связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.

     Не  может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних  и внутренних факторов организации  всегда уникальна. Поэтому попытки  слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций  не дают желаемого результата.

     Таким образом, организационная структура  управления - это внутреннее строение любой производственно - хозяйственной  системы, то есть способ организации  элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между  ними. ОСУ является не только основой  существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое  качество. Вместе с тем ОСУ является консервативным элементом системы  управления. Этот консерватизм объясняется  не только тем, что изменения ОСУ  затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. В ХХ веке ОСУ  претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции ОСУ предусматривает определенную типизацию. При всем многообразии подходов к решению этого вопроса рассмотрим следующую классификацию.

     Механистическая (бюрократическая) структура выступает  как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры  функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму.

Рисунок 3. Классификация типов организационных структур управления

     Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой  материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое  число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность  в принятии решений на низовом  уровне. В больших организациях многоуровневые ОСУ по признаку дифференциации и  выделяют: "стратифицированные" и "совмещенные" структуры управления.

     Часть деловой организации, реализующая  функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и  представляет собой управляющую  систему, обеспечивающую в рамках организации  выполнение ряда специфических функций. Напомним, что термин организация  предусматривает определение порядка  взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной  системы.

     На  сегодняшний день основным принципом  построения любых организационных  систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть был введен в употребление полтора  тысячелетия назад, в V веке нашей  эры и применялся для характеристики организации христианской общины. По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка  его смысла претерпели определенные изменения. Рассмотрим применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.

     В современной теории организации  понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального  подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение. С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение  ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.

     В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение  полномочий властного или функционального  характера не только по вертикали, но и по горизонтали. Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так, например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической  схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они  находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

     Впервые модель четкой иерархической структуры  управления была разработана в начале ХХ века немецким ученым М. Вебером  в теории бюрократии, как наиболее эффективной для того времени  системы управления организациями  и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие  требования к системе управления:

  • использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;
  • соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень должен подчиняться вышестоящему уровню;
  • наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;
  • разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

     Со  временем понятие "бюрократия" превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая  система утратила многие черты своей  рациональности и превратилась в  целый слой людей, связанных с  управлением (чиновников). В настоящее  время это понятие определяет тип управления, при котором работники  управленческого звена ставят свои личные или корпоративные интересы выше интересов организации и  государства. Такое отношение к  делу способствует развитию чиновничьего диктата, как в экономической сфере, так и в социальной.

Информация о работе Организационные структуры управления