Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений;
Во-вторых, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

Содержание

Принципы построения организационных структур управления 3
Системность самого подхода к формированию структуры 4
Исследование влияния внешней среды на проектирование организации 4
Процесс формирования организационной структуры 7
Методы проектирования структур 9
Существуют взаимодополняющие методы: 9
1. Метод аналогий 9
2. Экспертно-аналитический метод 10
3. Метод структуризации целей 11
4. Метод организационного моделирования 12
Оценка эффективности организационных решений 13
Корректировка организационных структур 17
Анализ и формирование организационных структур 22
Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур. 24
Элементы. 24
Связи. 25
Принципы формирования организационной структур 25
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. 33
Линейная структура управления 33
Линейно-функциональная структура 35
Линейно-штабная структура управления 35
Матричная структура управления 36
Программно-целевая структура управления 37
Продуктовая структура управления 37
Проектная структура управления 37
Функционально-объектная структура управления 37
Сравнительный анализ линейно-функциональной, дивизиональной и матричной структуры организации 41
Заключение 53
Литература 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 344.67 Кб (Скачать)

     Показатели, используемые при оценках эффективности  аппарата управления и его организационной  структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.

  1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объём, прибыль, себестоимость, объём капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.
  2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

     При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут  оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура  изменяется в направлении улучшения  одного или группы показателей эффективности  без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам  аппарата управления могут быть отнесены

следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность.

  • Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.
  • Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.
  • Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
  • Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.
  • Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
  • Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.
  1. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

     Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной  структуры объекту управления. Это  находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава  работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой  информацией, обеспеченности процессов  управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

     Важными требованиями, являются, способность  адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных  мероприятий по совершенствованию  системы управления допускается  использование основных требований к их выбору - максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота  отражения достигаемого эффекта.

Корректировка организационных  структур

     В большинстве случаев решения  о корректировке структур принимаются  высшими руководителями организации  как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные  предприятия не осуществляется до тех  пор, пока не появится твёрдая корректировка  структуры или разработка нового проекта.

     Неудовлетворительное  функционирование предприятия. Наиболее распространенной причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно прежде всего предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

     Перегрузка  высшего руководства. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.

     Отсутствие  ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.

     Разногласия по организационным  вопросам. Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа, которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия. 

Рисунок 2. Тенденции в изменении организационной структуры

     Эти обстоятельства обычно предшествуют масштабному  изучению организации.

     Рост  масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия.

     Увеличение  разнообразия. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.

     Объединение хозяйствующих субъектов. Слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру. Проблемы совпадения функций, излишнего персонала, путаница в распределении прав и ответственности требуют немедленного решения, следовательно следует ожидать крупных структурных перемен.

     Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли - производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения - в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.

     Влияние технологии производственных процессов. Быстрое развитие отраслевых исследований, рост научных учреждений, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организаций - всё это свидетельствует о распространении влияния точных наук на промышленные организации.

     Внешняя экономическая обстановка. Большинство промышленных предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура.

     Каждое  из отмеченных обстоятельств, приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.

     Неспособность выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом  того, что:

  • Принимаются необоснованные стратегические решения;
  • Предприятия пытаются продолжить деятельность в объёме, который уже не является экономичным;
  • Не удаётся наладить выпуск новой продукции или выпускается не находящая сбыта продукция и не там, где надо;
  • Фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифицировать производство.

     Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность  организации путём роста производительности и по крайней мере временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке  новых и более совершенных  стратегических решений.

     Почти на любом крупном предприятии  можно найти примеры, когда осуществлению  хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению  второстепенных вопросов.

     Взаимосвязь стратегии и структуры лежит  в основе всех рекомендаций по корректировке  и изменению организации управления предприятием. Аналитический процесс  по изучению стратегии предприятия  является неотъемлемым элементом корректировок  в структуре. Используемые методы анализа, как правило, состоит из пяти этапов.

1. Состоит  в выяснении задачи предприятия, областей неопределённости и наиболее вероятных альтернатив развития. В случае образования совершенно новых предприятий определение задачи может быть ограничено установлением проектных параметров.

2. Анализа  организационной структуры заключается  в определении переменных, которые  значительно влияют на выполнение  задачи. На этом этапе необходим  глубокий анализ экономической  и производственной структуры  предприятия и её основных  компонентов.

3. Изучаются  цели и программы развития  предприятия. Важно убедиться,  что текущие цели соответствуют  главной задаче предприятия, а  программы согласованы с ключевыми  факторами успешного функционирования. Это является существенным моментом, поскольку цели и планы оказывают  непосредственное воздействие на  организационную структуру путём  определения приоритетов и значения  ранее принятых решений.

4. Оценивают,  насколько структура организации  отвечает задачам, целям и факторам, от которых зависит успешность  её функционирования. Для этого  необходимо тщательно изучить  существующую формальную структуру,  определить все её слабые и  сильные стороны, выяснить, какие  недостатки в формальной структуре  компенсируют неформальные элементы  и насколько эффективно.

     Трудным, но неизбежным моментом в анализе  организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Исследователь  изучает основные процессы управления - планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль - для того, чтобы установить, насколько они  способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Анализ организации и окружающей среды  представляет колоссальный объём информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение  о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса.

     Выработка такого решения является очень трудным, почти полностью эмпирическим процессом. Структура больших организаций  стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Скорость изменений  настолько увеличиваются, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая  отражает определённый этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная  в схемах и уставах, всё меньше места в проектах организации.

Информация о работе Организационные структуры управления