Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:55, курсовая работа
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений;
Во-вторых, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
Принципы построения организационных структур управления 3
Системность самого подхода к формированию структуры 4
Исследование влияния внешней среды на проектирование организации 4
Процесс формирования организационной структуры 7
Методы проектирования структур 9
Существуют взаимодополняющие методы: 9
1. Метод аналогий 9
2. Экспертно-аналитический метод 10
3. Метод структуризации целей 11
4. Метод организационного моделирования 12
Оценка эффективности организационных решений 13
Корректировка организационных структур 17
Анализ и формирование организационных структур 22
Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур. 24
Элементы. 24
Связи. 25
Принципы формирования организационной структур 25
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. 33
Линейная структура управления 33
Линейно-функциональная структура 35
Линейно-штабная структура управления 35
Матричная структура управления 36
Программно-целевая структура управления 37
Продуктовая структура управления 37
Проектная структура управления 37
Функционально-объектная структура управления 37
Сравнительный анализ линейно-функциональной, дивизиональной и матричной структуры организации 41
Заключение 53
Литература 54
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы, называется - органиграммами. Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
Она
сочетается в себе как технологические,
экономические, информационные, административно-
Специфика
проблемы проектирования организационной
структуры управления состоит в
том, что она не может быть адекватно
представлена в виде задачи формального
выбора наилучшего варианта организационной
структуры по чётко сформулированному,
однозначному, математически выраженному
критерию оптимальности. Это - количественно-качественная,
многокритериальная проблема, решаемая
на основе сочетания научных, в том
числе формализованных, методов
анализа, оценки, моделирования организационных
систем с субъективной деятельностью
ответственных руководителей, специалистов
и экспертов по выбору и оценке
наилучших вариантов
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.
К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
Особое
место среди экспертных методов
занимает разработка графических и
табличных описаний организационных
структур и процессов управления,
отражающих рекомендации по их наилучшей
организации. Этому предшествует разработка
вариантов организационных
Процесс
проектирования организационной структуры
управления должен быть основан на
совместном использовании
Оценка
эффективности является важным элементом
разработки проектных и плановых
решений, позволяющим определить уровень
прогрессивности действующей
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:
Критерием
эффективности при сравнении
различных вариантов
Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.
Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.