Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка
Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний.
Если поведение и результат устойчиво сохраняются, то они формируют культуру, в к-й осознание не имеет роли.
В процессе формирования ОК проявляется принцип рекурсии.
Элемент ОК личная культура
обладает свойствами родительской системы.
Система, являясь качественным образованием,
находится по возействием свойств
своих подсистем и
6.3 Этика деловых отношений
Деловое общение (ДО) – система взаимоотношения людей, направленная на реализацию определённых задач чел-кой деятельности.
С использованием ДО вырабатываются стратегии действий, корректируются поставленные цели и задачи.
Нормы организационного поведения:
Нормы и формы организационного
взаимодействия воздействуют на формирование
разделяемых работниками
Деловое общение используется в процессе реализации функций управления и способствует эффект. Достижению целей бизнеса, создание благоприятных условий и формирование здорового климата в группе.
Различают модели:
По отношению
к сотрудникам организация
В качестве базовых требований ДО выступают:
Различают этику делового общения на:
- ГОРИЗОНТАЛИ
Цель: установление положительного морально-технологического климата в коллективе.
Основные принципы: самореализация и контроль поведения; координация собственного поведения; терпеливость к недостаткам других; стремление к взаимопониманию; способность к сочувствию.
Общие принципы конкретизируются проблемами: умение координировать свою точку зрения с мнением коллег; способность проявлять тактичность; сохранение хороших отношений с коллегами;
- ВЕРТИКАЛИ
Цель: регламентируют отношения управления и подчинения.
Являясь членом коллектива
руководитель должен соблюдать этические
нормы общения по горизонталям. При
вынашивании управленческих функций
происходит некоторое приращение моральных
требований к общению с подчинёнными,
это вызвано большей
Руководителю присуще: вежливость; скромность; не навязывать свою точку зрения; слушать подчинённых; толерантность; требовательность; предусмотрительность; тактичность.
К отношению подчинённых являются: дисциплинарность, верность, чувство субординации, доверие и уважение, инициативность и самостоятельность.
Профессиональная этика – совокупность норм и правил регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих ценностей с учётом особенностей его профессиональной деятельности.
Виды профессиональной этики: медицинская, юридическая, педагогическая.
Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий содержания и специфики работы, и основанных на моральных требованиях отношения к специалисту.
7.1 Подходы к взаимодействию человека и организации
Социализация
Факторы проблем социализации:
Основные ожидания чел-ка:
1-вознаграждение,2-смысл,
значимость,содержание работы,3-увлекательность
и интенсивность работы,4-
Организация ждёт:
1-специалист в конкретной
области знаний,2-моральные
7.2Личностные характеристики человека.
Любая личность характеризуется:
Основными движущими факторами поведения человека можно назвать следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу.
Восприятие - это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивида и осмысление образа своего окружения.
Восприятие несет субъективный хар-р, содержит возможность полного или частичного искажения информации или е¨ потери. Особенностью отбора информации явл-ся то, что она носит селективный (избират.) характер.
В критериальной основе поведения человека относят те устойчивые хар-ки его личности, которые опред-ют выбор принятия реш-я человеком по поводу его поведения.
Мотивация — это влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель — ее внешний аспект.
7.3. Обучение человека поведению в организации
Придя в организацию, человек осваивает:
1.функцию-роль что делать, с кем коммуницировать, что является важным, что входит в оценку качества его работы;
2. учится выполнению формально процедурных действий;
3. учится правильно понимать своё место в организации;
4. ищет, как решать поставл-е задачи и добив-ся собств-х целей.
Выделяют 4 типа поведения человека в организации:
1)чел-к полностью принимает ценности и нормы поведения орг-и;
2)чел-к не принимает ценности, но ведет себя соответственно нормам и требованиям орг-и;
3)чел-к приемлет ценности орг-и, но не существующие в ней нормы повед-я;
4)чел-к не принимает ни норм, ни ценностей орг-и.
Организация заинтересована, чтобы её члены вели себя определённым образом, с этой целью исп-ся 2 подхода:
1.подбор людей с определ-ми
качествами. Этот подход ограничен
тем, что не всегда можно
найти людей, отвечающих хар-
2.орг-я влияет на чел-ка,
заставляя модифицировать
Существуют 3 типа обучения поведению:
1)рефлекторный; 2) чел-к делает выводы из последствий своего предыдущего опыта и меняет своё повед-е; 3) обуч-е на основе наблюдения за др людьми.
Руководство организации
может целенаправленно
4 типа компенсации:
Каждый сотрудник в
организации выполняет
7.4 Ролевой аспект в управлении.
Кажд сотрудник выпол в орган опред роль. Каждая роль имеет опред статус. Существ формал и неформал статус в орг. Формал-какими властн полномоч облад исполнитель данной роли, каковы его положения. Неформальн задается первонач хар-ками исполнит, либо неформ значениями и влиянием роли в орг. Обычно это роли редкие по содержанию. Часто в орган-иях с формальн организац отношениями являют неопр-ть роли. Т.е чел, выполняющ роль может проинтерпретировать ее таким образ, что работа приводит ее к рез-ту, котор ожид орг-я. Неопре-ть роли развив-т самостоят-ть раб-ка, способств-т обучению раб-ков в орг-ции. Испол-ие опред роли м быть затруднению противоречи-ми, порожд-е ролью. Противоречия м возникнуть между руковордствоми раб-ком, если роль выполнится неверно. Противоречие м порождать конфликты: * причины, связ-е с противореч –ми, изнач залож в содер роли. * причины, связ-е с противореч его ролью и его спец-ю. * противореч между ролью и ее восприятием организ. * противореч между ролью и др ролями в орг.
Эти конфликты м устранены способами: * перестановка работников. * развитие работника: 1) глубокое ознакомл-е с ролью раб-ка. 2) повыш-е квалифицикации и совершениств-е исполнит техники раб-ка. 3) развитие сп-ти справляться с противореч обств-ми.* изменение работы –корректировка роли.
Ролевой подход исходит из того, что вся совокупность действий может быть разделена на опедел работы, определяющие квалификацию, опыт и знания, которыми должен обл-ть раб-к, выполняющ конкретную работу.
7.5. Управление группой.
Человек выполнят работу в окружении людей, он является членом формальной и неформальной групп.
Независимо от типа группы выделяют факторы функционирования группы:
1. характеристика членов группы;
2. структурная хар-ка группы;
3. ситуационная хар-ка.
К хар-кам членов группы относят: *личностные хар-ки каждого человека; *способности; *образование; *квалификация; *опыт.
Структур-е коммун-и включают: -нормы повед-я; -статус и роли; -личные симпатии и антипатии; -сила и конформизм.
Конформизм – условие интеграции в группу.
Задачи, решаемые группой: *насколько решаемая задача явл-ся структурированной; *сколько противоречий будет при решении задачи; *насколько действия взаимозависимы; *помогает улучшить своё «я»; *человек в группе склонен более принимать риск, чем когда он один. Эта особен-сть явл-ся источником активного повед-я людей в группе.
Хар-р взаимод-я человека с группой проявл-ся в форме: