Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка
Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний.
Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний. Дисциплина имеет следующие междисциплинарные компоненты:
Организационное поведение предоставляет набор инструментариев использующихся на различных уровнях:
Конечная цель изучения ОП – овладение навыками поведения людей в процессе труда.
В рамках исследования поведения предполагаются следующие этапы:
1.2 Основные понятия дисциплины
ОП базируется на исследовании поведения чел-ка,т.е. процесса сбора и интерпретации данных, кот подтверждают или опровергают гипотезу.
Исследование явл. непрерывным процессом. Технология предполаг. наличие мат. ресурсов, вовлеч. в процесс управления производством.
Окруж. среда. Осн. элементами внешней среды явл: 1-контрагенты (покупатели, поставщики) 2-конкуренты 3-потенциальные инвесторы 4-гос. институты (налоговые, таможенные службы) 5-собственник.
Организац. ст-ра опред. формальные отношения между людьми и позволяет исп. их для достиж. цели орг-ции.Персонал образует внутр. соц. систему, включ. в себя индивидов и группы.
Одна из основных характеристик групп – высокая динамика развития (формирование, развитие, распад).
ОП основыв. на ряде базисных идей:-чел. природа, основывающаяся на индивид. особенностях, восприятии информации, целостности личности, мотивированном поведении, стремлению к соучастию к ценности личности.
Между людьми достаточно много общих черт характера, но каждый индивид отлич. своими хар-ми чертами.Наличие инд. особенностей предопределяет эффект. мотивацию как спец. подход руковод-ля к каждому из работников.
Восприятие. каждый из нас воспринимает по-своему происходящее событие.Фильтр восприятия зависит от баз. составляющих. У каждого из нас преоблад. селективное восприятие инф-и.
Целостность личности. Реализация орг. пов. предполаг.,что рук-во предпр-тия нуждается не только в квалифицир. сотрудниках, но и в развитых личностях.Професс. мастерство не сущ. без опыта работы и знаний. Личная жизнь не может быть полностью отделена от процесса труда.
Различные чел. черты могут изуч. в отдельности, но заключит. фаза исследований предполаг. комплексный анализ элементов единой системы чел-ка как целостной личности.
Мотивир. поведение формир. под воздействием факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и последствием его поступков. Если мы имеем дело с чел. потребностями необход. знать,что побуждение людей должно явл. желанием самого чел-ка:1-рук-тель может продемонстрир. структуру, что опред. действия повысят степень удовлетворения подчинённого; 2-действенно продемонстрировать,что средство мотивации явл. угрозой снижения удовлетв. потребн. индивида, если индивид неправильно осущ. труд. действия.
Стремление к соучаствию.Каждый хотел бы чувств. себя комфортно не только в мат, но и в дух. смысле и желание это выраж. в стремлении уверенности в том,что чел. справится с поруч. работой, оправдает ролевые ожидания.
Ценность личности. Сотрудник хотел бы внимат. и уважит. отнош. со стороны рук-ва.
Природа орг-ции включает:- соц. сиситемы,деят-ность кот регулир. как законами общества, так и психологич. закономерностями. Фактически орг-ция формир. 2 системы: 1-формальную и 2-неформальную.
Соц. система предполаг.,что окруж. среда подвержена динамич. изменениями, все элементы взаимосвязаны, и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.
Общность интересов. Орг-ция имеет опред. соц. цели, они формир. на основе общности интересов членов орг-ции. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база интересов.
Этические принципы орг-ции.Орг-ци принимают этич. кодексы, проводят обучение этики отношений.
1.3 Научные подходы к ОП
Все общественные (и естественные) науки опираются на фил-й фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций. ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций. Человеческая природа:
Природа организации:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
СТРЕМЛЕНИЕ К CОУЧАСТИЮ. Каждый из нас хотел бы чувствовать себя комфортно и в материальном, и в духовном смыслах, и желание это отражается в стремлении к самоэффективности, или уверенности в том, что мы справимся с порученной работой, оправдаем ролевые ожидания, внесем значительный вклад в достижение общего успеха. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Все мы заслуживаем того, чтобы с нами обращались немного не так, как с другими факторами производства (землей, капиталом, технологиями).Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Важна высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.
Теоретические подходы в ОП:
1.подход ориентирован на
2. ориентация на результат
3.системный подход
4.ситуационный подход
1.4 Влияние ОП на эффективность деятельности организации
В наст. время наблюд-ся знач-ное усиление интереса к ?? кул-ры орган-ии(ОК) со стороны представителей бизнеса и руковод-лей компаний. Это связано с осознанием того влияния, кот. оказывает ОК на успехи и эффект-ть деят-сти компаний. Сегодня ОК - мощный стратег. инструмент, кот. позв-ет ориент-ть всех раб-ов на общ. цели.
Влияние ОК на деят-сть предпр-я в целом прояв-ся в достижении глав. цели ОК- в обеспеч-и самоорганизации соц-эконом. системы посредством персонала, повышении труд. потенциала орг-и, кот. явл. составляющей общ. Эконом. потенциала фирмы.
Сущ. ряд подходов, кот. опр-т влияние кул-ры на организацию.
1. Амер. исследователи Т. Питерс и Р. Уотерман, обнаружив связь между культ-ой и эффек-тью деят-ти орг-и, выявили ряд черт, кот. присущи успеш. компаниям:
2.Влияние ОК на жизнь орг-и В. Сате рассматривает через 7процессов:
При этом выделяются 2 ур-я ОК: поверхностный и подповерхностный Первые 3 процесса корреспондируются с поверхностным уровнем ОК или образцами ОП, а след. 4 - с подповерхностным уровнем, кот имеет «ценностную» основу. Эффект-ть функц-ния орг-и зависит от того, как протекают эти процессы.
3.Амер. социолог Т.Парсонс разраб обобщенную модель взаимосв ОК и рез-тов деят-сти орг-и - модель AGIL, сост из функций, кот орг-я, чтобы добиться успеха, долж выполнять: Адаптация (Adaptation),Достижение целей (Goalachievment), Интеграция (Integration) и Легитимность (Legitimate).
Суть модели - для своего выживания и процветания орг-я д.б. способной адап-ться к постоянно меняющимся условиям внеш среды, добиваться выполнения постав-ных ею целей, интег-вать свои части в ед целое и быть признанной людьми и др орг-ми.
Влияние ОК на конкурсп-сть орг-и прояв-ся в формиров положительной репутации и привлек имиджа фирмы и производ прод-ии среди потреб-лей и дел партнеров.ОК, ориентированная на инновации, повышая труд потенциал раб-в, форм-т интеллект-ую собств-ть орг-и, чем повыш конкурсп-ть фирмы за счет наличия уник разработок, технологий, продукции.Достижение глав цели ОК- повышения труд потенциала, приводит к росту компетенции персонала, что озн-т рост прибыли орг-и. Это объясняется тем, что более компетентные раб могут раб-ть на более совершенном оборуд и по более соверш методике. Все это положительно скажется на качестве прод-ии, позволит орг-и разрабатывать собств уник технологии, продукцию, тем самым повышая прибыльность.
Подходы к изучению организационного поведения
В рамках психологической науки
В рамках социологической науки