Организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПО ОП норм.docx

— 106.81 Кб (Скачать)
    1. .Значение ОП на предприятии

Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний. Дисциплина имеет следующие междисциплинарные компоненты:

    • Юридические дисциплины;
    • Общенаучные компоненты;
    • Экономические науки.

Организационное поведение предоставляет набор инструментариев использующихся на различных уровнях:

    • Анализ поведения индивидов организации;
    • Межличностное отношение;
    • Динамика отношений внутри малых групп;
    • Внутриорганизационные отношения.

Конечная цель изучения ОП – овладение навыками поведения людей в процессе труда.

В рамках исследования поведения  предполагаются следующие этапы:

    • Описание индивида;
    • Анализ поведения;
    • Прогнозирование;
    • Контроль.

 

 

1.2  Основные  понятия   дисциплины

ОП базируется  на исследовании  поведения  чел-ка,т.е. процесса  сбора  и  интерпретации данных, кот  подтверждают  или опровергают гипотезу.

Исследование  явл.  непрерывным  процессом. Технология  предполаг. наличие  мат.  ресурсов, вовлеч.  в  процесс  управления  производством.

Окруж.  среда. Осн.  элементами внешней  среды явл: 1-контрагенты (покупатели, поставщики) 2-конкуренты 3-потенциальные  инвесторы 4-гос. институты (налоговые, таможенные службы) 5-собственник.

Организац. ст-ра опред. формальные отношения между  людьми и  позволяет  исп. их  для  достиж.  цели  орг-ции.Персонал образует внутр. соц.  систему,  включ.  в  себя  индивидов  и  группы.

Одна  из  основных характеристик  групп – высокая  динамика развития (формирование, развитие, распад).

ОП основыв. на ряде базисных  идей:-чел. природа, основывающаяся на  индивид. особенностях, восприятии  информации, целостности личности, мотивированном поведении, стремлению к соучастию к ценности личности.

Между людьми достаточно  много  общих  черт  характера, но  каждый индивид  отлич.  своими  хар-ми  чертами.Наличие инд.  особенностей  предопределяет  эффект. мотивацию как спец.  подход  руковод-ля  к каждому из  работников.

Восприятие. каждый  из  нас воспринимает  по-своему  происходящее событие.Фильтр восприятия  зависит  от  баз.  составляющих. У  каждого  из  нас  преоблад.  селективное  восприятие  инф-и.

Целостность личности. Реализация  орг.  пов. предполаг.,что рук-во  предпр-тия  нуждается  не  только  в  квалифицир.  сотрудниках, но  и  в  развитых  личностях.Професс. мастерство не  сущ.  без  опыта  работы  и  знаний. Личная  жизнь  не  может  быть полностью  отделена от процесса  труда.

Различные чел. черты  могут  изуч. в  отдельности, но  заключит.  фаза  исследований  предполаг.  комплексный  анализ  элементов  единой системы  чел-ка  как  целостной  личности.

Мотивир. поведение формир.  под  воздействием  факторов, которые  могут  быть  связаны с  потребностями  индивида  и  последствием  его  поступков. Если  мы  имеем  дело с чел. потребностями необход.  знать,что  побуждение  людей  должно явл. желанием самого чел-ка:1-рук-тель  может продемонстрир.  структуру, что  опред. действия повысят  степень  удовлетворения  подчинённого; 2-действенно продемонстрировать,что  средство  мотивации  явл.  угрозой снижения  удовлетв.  потребн.  индивида, если индивид неправильно осущ.  труд.  действия.

Стремление  к соучаствию.Каждый хотел  бы  чувств. себя  комфортно  не  только  в  мат, но  и  в  дух.  смысле и  желание это  выраж. в  стремлении  уверенности   в  том,что чел. справится  с  поруч.  работой, оправдает ролевые  ожидания.

Ценность личности. Сотрудник  хотел бы внимат. и  уважит. отнош. со  стороны рук-ва.

Природа  орг-ции  включает:- соц. сиситемы,деят-ность  кот регулир. как законами общества, так и психологич. закономерностями. Фактически  орг-ция формир. 2 системы: 1-формальную и 2-неформальную.

Соц. система  предполаг.,что окруж. среда подвержена  динамич.  изменениями, все  элементы  взаимосвязаны, и  каждый  из них  подвержен влиянию  любого  другого  элемента.

Общность  интересов. Орг-ция  имеет  опред.  соц.  цели, они  формир.  на  основе общности интересов  членов орг-ции. При  отсутствии  взаимности  отсутствует  и  общая база  интересов.

Этические принципы  орг-ции.Орг-ци  принимают  этич.  кодексы, проводят  обучение этики  отношений.

 

1.3 Научные подходы к ОП

Все общественные (и естественные) науки опираются на фил-й фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций. ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций. Человеческая природа:

  • Индивидуальные особенности 
  • Восприятие 
  • Целостность личности  
  • Мотивированное поведение 
  • Стремление к соучастию 
  • Ценность личности.

Природа организации:

  • Социальные системы
  • Взаимный интерес
  • Этические принципы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Между людьми достаточно много общего,но каждый живущий на Земле человек уникален, причем концепция его индивидуальных особенностей имеет строгие научные доказательства. Каждый индивид отличается от других людей миллионом характерных черт.ВОСПРИЯТИЕ. Каждый из нас индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Даже если нам показывают один и тот же объект, мы различным образом рассматриваем его. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Различные человеческие черты могут изучаться каждая по отдельности, но заключительная фаза исследования, синтез, предполагает комплексный анализ элементов единой системы, человека как целостной личности. Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас — целостное человеческое существо.

СТРЕМЛЕНИЕ К CОУЧАСТИЮ. Каждый из нас хотел бы чувствовать себя комфортно и в материальном, и в духовном смыслах, и желание это отражается в стремлении к самоэффективности, или уверенности в том, что мы справимся с порученной работой, оправдаем ролевые ожидания, внесем значительный вклад в достижение общего успеха. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Все мы заслуживаем того, чтобы с нами обращались немного не так, как с другими факторами производства (землей, капиталом, технологиями).Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Важна высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.

Теоретические подходы в ОП:

1.подход ориентирован на чловеч  ресурсы

2. ориентация на результат

3.системный подход

4.ситуационный подход

 

1.4 Влияние ОП на эффективность деятельности организации

В наст. время наблюд-ся знач-ное  усиление интереса к ?? кул-ры орган-ии(ОК) со стороны представителей бизнеса  и руковод-лей компаний. Это связано  с осознанием того влияния, кот. оказывает  ОК на успехи и эффект-ть деят-сти  компаний. Сегодня ОК - мощный стратег. инструмент, кот. позв-ет ориент-ть всех раб-ов на общ. цели.

Влияние ОК на деят-сть предпр-я в целом прояв-ся в достижении глав. цели ОК- в обеспеч-и самоорганизации соц-эконом. системы посредством персонала, повышении труд. потенциала орг-и, кот. явл. составляющей общ. Эконом. потенциала фирмы.

Сущ. ряд подходов, кот. опр-т влияние кул-ры на организацию.

1. Амер. исследователи Т. Питерс и Р. Уотерман, обнаружив связь между культ-ой и эффек-тью деят-ти орг-и, выявили ряд черт, кот. присущи успеш. компаниям:

  • решения приним-ся даже в условиях нехватки инфы;
  • центр. моментом ОК явл. удовлет-ость потребителя;
  • поощрение самост-ти и инициат-ти;
  • чел. воспр-тся как важнейшая ценность и актив орг-и;
  • руковод-ли орг-и регул-но посещают управляемые ими объекты и непосредственно общаются с подчинёнными на местах их работы;
  • строгая ориентация на основ деят-сть, диверсиф-ия не поощряется;
  • простота орг структуры, немногочисл штат упр-ия; сочетание гибкости и жёсткости в орг-и.

2.Влияние ОК на жизнь орг-и В. Сате рассматривает через 7процессов:

  • кооперация между индивидами, частями орг-и;
  • принятие реш-й;
  • контроль;
  • коммуникации;
  • посвященность организации;
  • восприятие организационной среды;
  • оправдание своего поведения.

При этом выделяются 2 ур-я ОК: поверхностный и подповерхностный Первые 3 процесса корреспондируются с поверхностным уровнем ОК или образцами ОП, а след. 4 - с подповерхностным уровнем, кот имеет «ценностную» основу. Эффект-ть функц-ния орг-и зависит от того, как протекают эти процессы.

3.Амер. социолог Т.Парсонс разраб обобщенную модель взаимосв ОК и рез-тов деят-сти орг-и - модель AGIL, сост из функций, кот орг-я, чтобы добиться успеха, долж выполнять: Адаптация (Adaptation),Достижение целей  (Goalachievment), Интеграция (Integration) и Легитимность (Legitimate).

Суть модели - для своего выживания и процветания орг-я д.б. способной адап-ться к постоянно меняющимся условиям внеш среды, добиваться выполнения постав-ных ею целей, интег-вать свои части в ед целое и быть признанной людьми и др орг-ми.

Влияние ОК на конкурсп-сть  орг-и прояв-ся в формиров положительной  репутации и привлек имиджа фирмы  и производ прод-ии среди потреб-лей  и дел партнеров.ОК, ориентированная  на инновации, повышая труд потенциал  раб-в, форм-т интеллект-ую собств-ть орг-и, чем повыш конкурсп-ть фирмы  за счет наличия уник разработок, технологий, продукции.Достижение глав цели ОК- повышения труд потенциала, приводит к росту компетенции персонала, что озн-т рост прибыли орг-и. Это объясняется тем, что более компетентные раб могут раб-ть на более совершенном оборуд и по более соверш методике. Все это положительно скажется на качестве прод-ии, позволит орг-и разрабатывать собств уник технологии, продукцию, тем самым повышая прибыльность.

Подходы к изучению организационного поведения

В рамках психологической  науки

  • Методология индивидуальных различий: особенности поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или приобретенных черт человека (группы);
  • Бихевиористский и необихевиористский подходы: поведение описывается в терминах адекватных рациональных реакций на различные внешние воздействия, при которых человек (группа) сознательно выбирает линию поведения в целях повышения вознаграждения и избежания негативных санкций.
  • Психоаналитический подход: поведение описывается как неосознанное и являющееся следствием внутриличностных конфликтов и амбивалентных стремлений человека;
  • Когнитивная методология: ОП рассматривается как результат интерпретации индивидом (группой) конкретной ситуации.
  • Гештальтпсихология: реальное поведение индивида (группы) интерпретируется как реализация жизненных стратегий, корректируемых в соответствии с жизненными стратегиями других.
  • Концепция групповой динамики: инд и коллективное поведение описывается в контексте процессов развития группы.

В рамках социологической науки

  • Социально-типический подход: предполагается, что для той или иной группы как субъекта орг-х отношений и объекта упр-я характерны типичные (изначально присущие или выработанные) св-ва и черты, обусловленные соц (культурной, проф) принадлежностью.
  • Теория социального действия: ОП рассматривается как следствие рациональных (ограниченно рациональных) скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает участников взаимодействия.
  • Нормативно-институциональный подход: ОП рассматривается в контексте функционирования единой соц системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и порядка.
  • Функционалистский подход: поведение индивида (группы) рассматривается в рамках единой социальной системы; предполагается, что взаимодействующим индивидам (группам) свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению социальной целостности; все процессы осуществляются в целях выживания социальной системы, обеспечения интеграции, сотрудничества, равновесия.
  • Интеракционистский подход: ОП описывается через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем поведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний).

Информация о работе Организационное поведение