Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка
Организационное поведение предполагает изучение поведения людей в организациях и практическое использование знаний.
3.5. Стили руководства
Различ. след. стили управления:
*авторитарный;*
Авторит-ть харак-ся единоличным принят. решений руководителем, жестким контролем со сторон. руков-ва, отсутств-м интереса работников.
Демокр-ий стиль предполаг. делегиров-ие полномоч. с удержанием ключ-х позиций у лидера. Принятие решен. разделено по уровн. участия. Сильные стороны дем-го стиля: *усиление личн. Обязательств по выполнению работы через участие в управлении, развитии взаимн. контроля и самоконтроля. Слаб. стороны: большое кол-во времени в реализац. вопроса.
Нейтральности. Снятие руков-м с себя ответс-ти и самоустранение от власти в пользу группы, но в то же время исполнении конкр. функций управления. Данный стиль упр-я имеет след. недостаток: потеря скорости в координации решения и времени.
4.1 Природа и последствия конфликта
Конфликт – ситуация, когда сознательное поведение людей одной из сторон (личность, группа) вступает в противоречия с интересами другой стороны.
Элементы конфликта:
- причина;
- участники конфликта.
Роль конфликта бывает (по последствиям):
- деструктивной
Формы проявления:
1.Ухудшение морального
2.угроза сотрудничества в орг-
3.непродукт-ая конкуренция.
4.непонимание и неприятие
5.взаимод-е и общение
6.решение реал. проблемы отходит на 2-ой план
- конструктивной
1.активный обмен информацией
2.согласование различных
3.стремление сторон понять
4.повышение мотивации
Обсуждая расхождения
во взглядах принимаются решения
творческие, что способствует выработке
решения и улучшению
4.2 Причины конфликтов в организации
2 группы причин:
- распред-м рес-сов, кот.
- взаимозавис-ть задач
обусловлена синхронизацией
-выполнен. общей задачи либо отдельн. работы зависит от выпол-я 1й стороной его части и сторона не справляется
- по разному видят состояние объекта в буд-м
- различие во взглядах
приводит к расхождению
- неудовлетворит-ть
- соц-демогр-е хар-ки(возраст,
-(не)умение контролир-ть свои эмоции
-склонность к враждебности/ доброжелат-ти
-тревож-ть /спокойствие
- спокойствие/агрессия
- самооценка(уровень
- знание и опыт
Типы конфликтов:
По уровням управления организации:
- внутриорганиз-й
конф, связан-й с ошибками распределения
власти, ош-ки в пректировании отд-х работ,либо
орг-ции в целом(вертикальный(начальник-
-линейно-функциональный конф (возн-т при отношении к работе,либо сторон друг к другу основывается на эмоциях, в отношениях линейных руководителей с подчиненными)
- ролевой конф(сотруднику поручают неадекватн его роли задание,как рез-т внутриличност-й и межличн-й конфликт)
- внутригрупповой конф(при сталкновен интересов внутри группы,что отраж-ся на рез-х работы группы)
4.3. Процесс и фазы развития конфликта
Конфликт проявляется не сразу и протекает как процесс, в котором выделяют сл. фазы:
Поведение сторон в ходе инцидента:
4.4 Методы управления конфликтной ситуацией
1. Структурные методы:
1.1 направленные на
1.2 направленные на разрешение конфликтов, которые получили свое развитие.
Меры:
- разъединение участников конфликта
- изменение рангов оппонентов
- примирение сторон
К структурным методам разрешения конфликтов относятся следующие.
1. Разъяснение требований к работе. Работники должны знать параметры и уровень ожидаемых от них результатов, систему полномочий, ответственности и взаимодействий с другими исполнителями и руководством, правила и процедуры, используемые для выполнения заданий.
2. Использование координационных и интеграционных механизмов, которые улучшают согласованность между подразделениями и отдельными людьми. К ним относятся иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации; принцип единоначалия, облегчающий использование иерархии для управления конфликтом; специальные службы, осуществляющие связь между функциональными подразделениями; общие для нескольких отделов совещания; межфункциональные и целевые группы; кураторы, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы; слияния разных подразделений и наделение их общей задачей.
Например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала.
3. Постановка общеорганизационных целей. Их осуществление требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп, отделов, подразделений. Идея, которая заложена в эти высшие цели, – направить усилия всех участников на достижение общей цели. Такие цели на уровне фирмы формулируются как миссия, высшие ценности.
4. Использование системы вознаграждений для поощрения поведения, направленного на избежание негативных последствий конфликтов. В более широком понимании систему вознаграждений и стимулирования труда можно рассматривать как основу для предотвращения конфликтов. К таким формам стимулирования труда относятся следующие:
1) реконструкция процесса труда: расширение набора трудовых функций, создание привлекательных рабочих мест, интеллектуализация труда, создание социально-технических систем, работа на дому;
2) участие в принятии решений: участие в выработке производственной политики, расширение самостоятельности производственных подразделений и их работников в решении проблем, возникающих на рабочих местах;
3) развитие чувства сопричастности: участие в прибылях, участие в капитале предприятия;
4) гибкий рабочий день: подвижный график рабочего времени, неполная рабочая неделя.
2. Межличностные методы:
2.1 уклонение (стороны
пытаются уйти от конфликта,
обойти ситуацию). Такое пассивное
поведение позволяет сохранить
свои интересы, не соблюдая чужих.
Данный подход дает
2.2 сглаживание (приспособление).
Поведение сторон направлено
на недопущения разногласий и
сохранение отношений сторон. Одна
из сторон уступает другой, ориентируясь
на результат. Уместен, если
одна из сторон не
2.3 принуждение. Решение
конфликта в свою пользу любой
ценой. Кто предпочитает этот
стиль, не интересует мнение
оппонента, ведет себя
2.4 компромисс. Предполагает
позиционный торг, в рамках этого
выгоды и потери делятся
2.5 сотрудничество. Предполагает
совместный поиск и устранение
причин конфликта, т.е.
- психологический контакт
- лигимизация негогласия.
5.1 Значение организационной культуры (ок)
ОК-способ упр-я людьми и ср-во обеспеч-я max успеха и эфф-ти орг-и. ОК обусловл взаимосвязью между ОП и менталитетом, поддерж-ем власти, удерж-ем орг-и как единого целого, участием в формир-и культуры общ-ва. Сущность ОК предполаг наличие отношений, поведения, предпол-я, результат. ОК предпол-я состоит из субкультур орг-и, т е когда ОК не мало видна, а сост из множ-ва локальн культур. Субкульт-ы уровней, подразд-й, групп, личн культура сотрудников. Личн культ- элемент ок, кот иногда невозможно изменить. В орг-ях есть фонд культуры, кот отвергает порядок ОК. В процессе форм-я и развития ОК проявл принцип рекурсии- возвр с некот св-в внутри системы. Устойчивость ОК зависит от:1) Толщины культуры, кот опред кол-вом значимости отношений, раздел-ых работниками. Важн элемент- орг дизайн, т е реализуемые в ходе принятия упр решений нормы и формы орг взаимод-я, а также стили упр-я. Нормы и формы орг взаимод-я проявл в след подсистемах: технологич(формализ-я необход-ти работы обор-я и соблюд технолог); форм-я орг-я подсист поведения;неформ подсист поведения(решение деловых задач и реал-ция сходятся в чел отн-ях);неформ межличн сист повед; отн-я индивида к индивиду. 2) Степень разделяемости культуры членами орг-и. сколько поддерж культуру. Форм-е культуры связано с опр-ем орг-и: состоянием среды в целом и отрасли. 3) Явка приоритета культуры. Целенапр форм-е ценностей и значений в целях одинак интерпрет-и схожих характеристик.
В форм-и ОК существ роль играют: 1. Перемена ценностей, кот отраж-ся на личн культуре сотрудников. 2. Неотделимость форм культуры от матер мира(без денег нет работы). Выдел субъективн и объективн составляющие ОК. Суб исходят из разделения работниками образцов предпол-ий, ожиданий. Суб составляющая лежит в основе форм-я стиля упр-я, поведения рук-ва в целом, подходов к реш-ю проблемы. Объект сост-щая связана с физич хар-ками орг-и(удобство помещений). Принятие орг-ей культуры зависит от специфики отрасли, особенностей рынка и др изменений.
5.2. Критериальная основа поведения людей
Успех организации, как правило, определяется количеством извлеченной прибыли. Но порой случается так, что многие предприятия становятся мало рентабельными, убыточными или вообще разоряются. Это явление может быть вызвано различными причинами. Одной из таких причин, может быть не соответствие организационной культуры. Основу организационной культуры составляет критериальная база, которая складывается из следующих элементов: