Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка кодекса организационной культуры СПК «Агидель».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организационной культуры.
2. Проанализировать организационную культуру СПК «Агидель».
3. Разработать проект кодекса организационной культуры СПК «Агидель».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.2 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 19
1.3 МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 23
2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «АГИДЕЛЬ» 31
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.3 ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК "АГИДЕЛЬ" 41
3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПК «АГИДЕЛЬ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПК «АГИДЕЛЬ» 44
3.2 КОДЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПК «АГИДЕЛЬ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
За исследуемый период валовая прибыль снизилась на 12%, следовательно, снизился уровень валовой прибыли на 14%. Прибыль от продаж снизилась на 58%, это связано с увеличением себестоимости продукции, уровень прибыли от продаж снизился на 25%. Так как предприятие не платит налог на прибыль, то прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и являются чистой прибылью. Уровень чистой прибыли очень сильно снизился, на 34%, и составил 2%. Предприятие работает неэффективно, но и не является убыточным.
3.1 Анализ организационной культуры СПК «Агидель»
Автор курсовой работы, рассмотрев функции и элементы организационной культуры, отмечает, что к ее сильным сторонам в СПК «Агидель» можно отнести:
1. Интерьер СПК «Агидель». Внутренние помещения оформлены в современном стиле, которые позволяют создать впечатление как о прогрессивной, современной фирме, стремящейся к дальнейшему развитию, настраивает на эффективную работу и позволяет создать положительный образ в глазах своих реальных и потенциальных клиентов. На служебной площади соблюдается чистота. Стиль помещений соответствует функциям, и согласовываться с общим стилем - например, вся мебель в единой цветовой гамме. Кабинет дирекции выдержан в общем стиле организации и отличается только табличкой на двери. Двери в помещения снабжены функциональными табличками, выполненными в едином стиле.
2. Организация и оснащение рабочих мест спроектированы с учетом профессии, числа исполнителей, уровня специализации, количества обслуживаемого оборудования и т.д.
При проектировании организации труда учитываются требования по рациональным режимам труда и отдыха. Исходя из особенностей технологии и организации труда, с учетом закономерностей изменения работоспособности человека в различных трудовых условиях, половозрастного состава работающих устанавливаются внутрисменные, суточные режимы труда и отдыха, соответствующие графики сменности.
3. Наличие парковок для персонала, имеющего автотранспорт.
4. Наличие определенных элементов фирменного стиля:
- существование логотипа, который присутствует на документации,
- для работников
заказывают спецодежду с
- выпускают рекламные буклеты, ручки, пакеты, кружки.
Для клиентов в офисе отдела продаж висит информационный стенд, где предоставлена необходимая информация об услугах по отдыху и оздоровлению, а также прайсы на оказываемые услуги, информация о различных промоакциях и правах потребителей.
У каждого менеджера отдела продаж есть свои визитные карточки.
5. Наличие системы переобучения сотрудников. Она имеет самое непосредственное отношение к формированию организационной культуры. Чем выше образовательный уровень работников, тем более осознанно они подходят к ценностям организационной культуры, глубже осмысливают их.
Особое внимание
уделяется вопросу повышения
профессионального и
- получение за
счет предприятия высшего
- посещение курсов повышения квалификации,
- участие в
семинарах, в том числе
Количество работников СПК «Агидель», повысивших уровень образования представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Обучение сотрудников СПК «Агидель» за 2008-2010 гг. (чел.)
Виды повышения квалификации |
Годы | |||||||||
2008 |
2009 |
2010 | ||||||||
Управ персонал. |
Основ. персонал. |
Вспом. перс-нал |
Управ. персонал. |
Осн. персонал |
Вспом персонал |
Упр. персонал |
Осн. перс. |
Вспом. персонал |
Всего | |
Высшее образование |
2 |
4 |
1 |
3 |
4 |
1 |
2 |
7 |
1 |
25 |
Курсы повыш. квалификации |
3 |
5 |
3 |
4 |
7 |
6 |
5 |
12 |
6 |
51 |
Участие в Семинарах |
- |
3 |
- |
2 |
4 |
- |
2 |
6 |
- |
17 |
Это вызывает положительный отклик у персонала и подтверждается результатами опроса, 27% работников продолжают работать в СПК «Агидель», потому что им оплачивают обучение, либо они рассчитывают в будущем на оплату обучения в институтах. 47% основного персонала и 24% управленческого персонала имеют возможность за счет предприятия получить дополнительное (второе высшее или последующее) образование, повышать квалификацию, участвовать в различных семинарах.
6. Также к положительным моментам организационной культуры СПК «Агидель», можно отнести существование, достаточно длительное время, определенных традиций.
- традиция отмечать
день создания предприятия (
- на юбилей
фирмы для «ветеранов»
- празднование
дней рождений сотрудников (
- собрания перед Новым годом с поздравлениями и кратким отчетом руководства о проделанной работе, достижениях и неудачах за прошедший год.
- поздравление
и вручение работникам
Положительный
отклик вызвало появление
При рождении ребенка, сверх положенного по закону, выплачивается единовременное материальное пособие.
7. Положительной стороной организационной культуры является четко сформулированная миссия организации. Миссия СПК «Агидель» прописана на фирменных бланках организации, помещенных в рамочку и размещенных на видном месте всех рабочих кабинетов. Также знакомство с миссией организации происходит при приеме на работу. В первый рабочий день новому сотруднику дают ознакомиться не только с должностными инструкциями, но и рассказывают ему о миссии организации. Таким образом, представление о миссии организации имеют все, будь то управленческий, основной или вспомогательный персонал. Нет ни одного человека, который не имел бы четкого представления об этом элементе.
8. Следующим элементом являются нормы или правила поведения. В письменно закрепленных нормах поведения (различных кодексах, декларациях) пропагандируется определенный идеальный образ работника, то, к чему должны все стремиться.
Письменно закрепленными правилами в СПК «Агидель» являются:
- «Распорядок
дня», в котором указывается: в
какое время необходимо
- «Правила по
технике безопасности»,
- «Должностные инструкции».
9. Еще одним, очень наглядным элементом организационной культуры, являются легенды. Легенды отражают историю. Они имеют в своей основе изменения, происходящие на предприятии, в закодированной форме передают унаследованные ценностные ориентации. В СПК «Агидель» ходит немало различного рода легенд, среди которых главное место занимает руководитель организации. Именно его действия в большей части определяет содержание остальных легенд: о причинах увольнения, о возможности карьерного роста и т.д.
К сожалению, автор отмечает, что многие положительные элементы организационной культуры СПК «Агидель» отсутствуют или утеряны по прошествии времени.
К слабым сторонам
организационной культуры СПК «Агидель»
можно отнести следующие
1. Тесно связанным
с миссией организации
2. Отсутствие
корпоративного кодекса. Хотя
должностные инструкции и
Рис. 3.1 Удовлетворенность работников заработной платой
3. Большое значение
для формирования
Таким образом,
здесь мы видим следующий результат:
35% управленческого персонала
Среди основного персонала нет ни одного человека, которого устраивает его заработная плата, почти половину не вполне устраивает, и 54% сотрудников не устраивает их заработная плата.
Что касается вспомогательного персонала, то здесь наблюдается следующая картина. 20% вспомогательного персонала устраивает их заработная плата, 70 % – не вполне устраивает, и только 10% вообще не довольны своей заработной платой.
Здесь мы видим
довольно значительную, но вполне понятную
разницу в ответах
Происходившая в середине 2010 года задержка заработной платы на 2 недели в течение 3 месяцев вызвала еще больший всплеск негодования среди вспомогательного персонала.
4. Не менее
важным элементом
Рис. 3.2 Ценностные ориентации работников СПК «Агидель»
При рассмотрении
результатов анкетирования, можно
отметить, что 40% Управленческого персонала,
42% основного персонала и 44% вспомогательного
персонала при определении
Результаты опроса показывают, что 25% управленческого персонала отождествляет себя с организацией, 20% верит в ее успех, но не придает большого значения целостности коллектива (10%) и морально- психологическому климату (6%). Это говорит о том, что люди стремятся добиться успеха, сделать карьеру, однако мало придают значения окружающим их людям. Выражение «пойдет по головам» очень точно характеризует некоторых из этих работников.
Основной персонал
большее значение придает морально-
Вспомогательный
персонал также большее значение
придает морально-
Здесь мы видим явное различие между ценностями управленческого, основного и вспомогательного персонала. Единственным общим для них параметром является беспрекословное подчинение руководству.
5. Несмотря на
то, что управленческий персонал
не придает большого значения
морально-психологическому
Рис. 3.3. Оценка морально-психологического климата в СПК «Агидель»