Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение способов оценки стратегических альтернатив. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих промежуточных задач:
Определить роль и значение стратегических альтернатив в стратегическом менеджменте;
Изучить, как проводится анализ стратегических альтернатив;
Изучить модель оценки стратегических альтернатив на основе SWOT-анализа.
Рассмотреть процесс разработки стратегических альтернатив на примере организации.
Введение 3
Глава I Сущность стратегических альтернатив. 5
1.1 Роль и значение стратегических альтернатив в стратегическом менеджменте 5
1.2 Анализ и оценка стратегических альтернатив 9
1.3 Модель оценки стратегических альтернатив на основе SWOT-анализа 16
Глава II Разработка стратегических альтернатив для Компании «Майкрософт Рус» 22
2.1 Стратегические цели организации 22
2.2 Выбор типа стратегических альтернатив 24
2.3 Формулировка стратегических альтернатив для организации 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
менеджмента
Курсовая
работа
по предмету «Стратегический менеджмент»
На тему:
Оценка стратегических альтернатив (на
примере компании «Майкрософт Рус»).
г. Петрозаводск
2011
Содержание
Введение 3
Глава I Сущность стратегических альтернатив. 5
1.1 Роль и значение стратегических альтернатив в стратегическом менеджменте 5
1.2 Анализ и оценка стратегических альтернатив 9
1.3 Модель оценки стратегических альтернатив на основе SWOT-анализа 16
Глава II Разработка стратегических альтернатив для Компании «Майкрософт Рус» 22
2.1 Стратегические цели организации 22
2.2 Выбор типа стратегических альтернатив 24
2.3 Формулировка стратегических альтернатив для организации 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Стратегический менеджмент – не так давно возникшая концепция. Одной из главных задач, которую решает стратегический менеджмент – это проблемы роста и выживания предприятий и организаций любых размеров и форм собственности, и сегодня, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребностью в стратегическом менеджменте нельзя пренебрегать. В стратегическом менеджменте главная задача характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии развития предприятия и её применением в реальных рыночных условиях.
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы: целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что сегодня тот, кто лучше планирует и формирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. А для того чтобы это сделать необходимо правильно и точно сформулировать и оценить все возможные стратегические альтернативы фирмы.
Целью данной работы является изучение способов оценки стратегических альтернатив. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих промежуточных задач:
Первая глава данной курсовой работы посвящена изучению сущности стратегических альтернатив и их роли в стратегическом управлении. Также рассмотрены основные типы стратегических альтернатив, их анализ и оценка.
Вторая глава посвящена изучению деятельности компании «Майкрософт Рус», определению её стратегических целей, выбору типа стратегических альтернатив и их формулировке.
Основной литературой,
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Ансофф (1972), Шендел и Хаттен (1972), Ирвин (1974). Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.1
В
научной и методической литературе
представлено достаточное количество
вариантов определений
Рассмотрим более подробно их содержание:
1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. П. Романовым с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия и реализации стратегических решений, основанных на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями внешнего окружения».3 Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».4
Этот подход привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров — разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.
2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей».5
3. Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Примером такого подхода может служить определение предложенное Фатхутдиновым: «Стратегический менеджмент — теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей».6
Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.
Предложенные к пониманию стратегического менеджмента подходы допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О. С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».7
Так как существует множество различных подходов к понятию стратегического менеджмента, так имеется несколько вариантов определения, что такое стратегия:
Реализуя стратегию фирмы, менеджер сталкивается с проблемой, как достичь намеченных результатов в условиях внутрифирменной ситуации и ее перспектив. Цели - это результаты, а стратегия означает их достижение.
Действительно, стратегия - это инструмент менеджера для выполнения определенных задач, как стратегических, так и финансовых. Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая особенности рынка, менеджер может лучше определить стратегию, способствующую достижению намеченных целей и финансовых результатов. Почему? Потому что неправильная оценка ситуации повышает риск неверной разработки стратегических действий.
Информация о работе Оценка стратегических альтернатив (на примере компании «Майкрософт Рус»).