Оценка работы служб управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Предприятие — не только кибернетическая, организационная, техническая, информационная, но и экономическая и социальная система, в которой важнейшим элементом является человек — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками.
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и предпосылками развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая ответственность остается за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.
Однако нередко руководитель действует на основе интуиции, своего опыта или личных убеждений, которые не всегда верны. Дело в том, что руководитель, инженер или экономист, концентрирует внимание на конструкции, технологии выпускаемых изделий, их себестоимости, оборудовании, комплектующих изделиях, контрольных операциях. В то же время сотрудники часто остаются вне поля его зрения, ему чужды их проблемы, отношения, чувства, они для него только подчиненные. Однако, когда экономист или инженер становится руководителем, ему приходится управлять не технологическим процессом, снабжением или сбытом, а людьми, он должен обращать внимание на их способности, конфликты, поведение, проблемы. Управление персоналом призвано содействовать решению таких проблем, в этом его сущность.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты оценки службы управления персоналом…………..5
1.1 Понятие и сущность службы управления персоналом……………………..5
1.2 Оценка деятельность службы управления персоналом…………………...17
1.3 Управление оценкой кадровой службы……………………………………28
2. Процесс оценки результативности…………………………………………..36
2.1 Характеристики эффективной системы оценки…………………………...36
2.2 Стратегический аспект оценки результативности………………………...39
2.3 Субъекты оценки…………………………………………………………….43
3. Управление персоналом предприятия в современных условиях: проблемы и пути их решения……………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованных источников…………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

Оценка работы служб управления персоналом.docx

— 106.78 Кб (Скачать)

Введение 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты оценки службы управления персоналом…………..5

1.1 Понятие и сущность службы управления персоналом……………………..5

1.2 Оценка деятельность  службы управления персоналом…………………...17

1.3 Управление оценкой  кадровой службы……………………………………28

2. Процесс оценки результативности…………………………………………..36

2.1 Характеристики эффективной системы оценки…………………………...36

2.2 Стратегический аспект оценки результативности………………………...39

2.3 Субъекты оценки…………………………………………………………….43

3. Управление персоналом  предприятия в современных условиях: проблемы и пути их решения……………………………………………………………….50

Заключение……………………………………………………………………….61

Список использованных источников…………………………………………...65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предприятие — не только кибернетическая, организационная, техническая, информационная, но и экономическая и социальная система, в которой важнейшим  элементом является человек —  живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками.

Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и предпосылками развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая ответственность остается за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.

Однако нередко руководитель действует  на основе интуиции, своего опыта или  личных убеждений, которые не всегда верны. Дело в том, что руководитель, инженер или экономист, концентрирует  внимание на конструкции, технологии выпускаемых  изделий, их себестоимости, оборудовании, комплектующих изделиях, контрольных  операциях. В то же время сотрудники часто остаются вне поля его зрения, ему чужды их проблемы, отношения, чувства, они для него только подчиненные. Однако, когда экономист или инженер становится руководителем, ему приходится управлять не технологическим процессом, снабжением или сбытом, а людьми, он должен обращать внимание на их способности, конфликты, поведение, проблемы. Управление персоналом призвано содействовать решению таких проблем, в этом его сущность.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом в организации  является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению кадров, а также по организации  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются  отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты оценки службы управления  персоналом.

1.1 Понятие и сущность службы управления персоналом.

Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т. к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т. к. «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов.

Служба управления персоналом – совокупность подразделений организации, выполняющих функций системы  управления персоналом.

Система работы с персоналом организации состоит из 6 взаимосвязанных  подсистем:

  1. кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу;
  2. подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест;
  3. оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности на основе разнообразных методов;
  4. адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а также рабочему мест;
  5. обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления;
  6. расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки потенциала.

Работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая все эти подсистемы и находить отражение в главных нормативных  документах организации.

В прошлом кадровая служба в лучшем случае сохраняла деньги организации, заполняя правильно все  бумаги, чтобы оградить фирму от судебных разбирательств с работниками  и применяла такие методы управления персоналом:

1) Широкое разнообразие  существующих подходов в управлении  персоналом, обусловленное (в том  числе и историческими) различиями  в национальных, институциональных  и организационных контекстах, привело  к тому, что до сих пор так  и не сложились ни единый  корпус профессионального знания, ни общая профессиональная идеология  этой управленческой дисциплины.

2) Кадровая работа традиционно  находилась на периферии внимания  руководителей корпораций. Маргинальная  роль специалистов по управлению  персоналом определялась тем,  что они выполняли функции  советников при руководстве и  не несли непосредственной ответственности  за разработку и реализацию  стратегии организации. А финансовые  и производственные соображения,  как правило, всегда брали верх  над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией  корпорации.

3) У специалистов по  управлению персоналом с самого  начала возник ореол защитников  интересов рядовых работников, что,  по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей,  стоящих перед организацией.

4) Управление персоналом  трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной  подготовки; в отличие от других  управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.

5) Отсутствие специализированной  профессиональной подготовки и  соответствующей профессиональной  квалификации снижало авторитет  кадровых работников в глазах  начальства и линейных руководителей.

Для более четкого представления  о сложившейся проблеме необходимо провести сравнительную характеристику функций старых и новых кадровых служб представленных в таблице 1.

 

Таблица 1 – Сравнительный  анализ деятельности кадровых служб.

№ п/п

Функции новых кадровых служб

Функции старых кадровых служб

1

Планирование трудовых ресурсов –  определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии развития производства.

Оформление приема, переводов, увольнений, отпусков

2

Создание резерва персонала, подбор в кандидаты, определение групп  резерва.

Разноска новых сведений о сотрудниках  по личным карточкам, трудовым книжкам, личным делам

3

Отбор персонала из групп резерва

Ознакомление работников с приказами  под расписку.

4

Оформление трудовых контрактов

Выдача справок.

5

Оценка трудовой деятельности каждого  работника.

Ведение карточек военнообязанных

6

Перевод, повышение, понижение, увольнение в зависимости от результатов  работы.

Переписка с райвоенкоматом

7

Профориентация и адаптация  – включение набранных работников в коллектив, в процесс производства.

Составление отчетов, оформление пенсий

8

Определение системы заработной платы  и льгот в целях привлечения, сохранения, закрепления кадров.

Оформление документов для назначения пособий детям

9

Организация обучения кадров.

Составление описи дел, формирование дел в архиве

10

Подготовка руководящих кадров

Подготовка приказов о поощрении  и наказании

11

Управление дисциплиной.

Переписка с райсобесом

12

-

Оформление больничных листов

13

-

Ведение табельного учета

14

-

Ведение личных дел сотрудников

15

-

Организация технического обучении, подготовки, повышения квалификации

 

-

Подготовка договоров по повышению  квалификации

17

-

Ознакомления руководства организации  с предложениями по повышению  квалификации сотрудников

18

-

Организация повышения квалификации рабочих, обучение учеников

19

-

Контроль за успехами студентов, обучающихся  вузах и техникумах по направлению организации

20

-

Оформление оплаты руководителей  групп, находящихся на производственной практике от института

21

-

Участие в работе квалификационной комиссии

22

-

Консультирование сотрудников

23

-

подготовка списков сотрудников  на выслугу лет на премии по итогам работы за год

24

-

Переписка со сторонними организациями  – биржей труда. Редакциями газет.

25

-

Подготовка приказов руководителя по личному составу


 

Как можно видеть, функции  старых кадровых служб достаточно многообразны. И имеют как свои плюсы, так  и минусы. Рассмотрим положительные  моменты в работе кадровой службы:

1) Тщательное ведение дел и обязательная сдача в архив. С помощью их хранения можно отследить деловую карьеру. Дело просматривают на 20 лет вперед и выискивают возможности дальнейшего продвижения.

2) Основы резервирования кадров на номенклатурные должности. В настоящее время в нашей стране практически отсутствует система подготовки предпринимателей. А ведь чем выше занимаемая должность, тем более сильными становятся требования к её держателю.

3) Меры, связанные с организацией профессионального технического образования и повышения квалификации. Многие предприятия стали посылать детей учиться на профилирующие специальности, стараясь мотивировать их.

Но, несмотря на все положительные  моменты, главным недостатком деятельности старых служб управления персоналом является то, что они не уделяли  достаточное внимание именно работе с персоналом, а в большей мере занимались бумажной работой.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций  и от чисто кадровых вопросов переходят  к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и  т.п. Так же необходимо четко знать цели новых кадровых служб управления персоналом.

При рассмотрении новых кадровых служб необходимо учитывать, что  структура службы управления персоналом во многом определяется характером и  размерами организаций, особенностями  выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.

В ряде организаций формируются  структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя  директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение  к работе с кадрами.

В зависимости от размеров организаций состав подразделений  меняется: в мелких организациях одно подразделение может выполнять  функции нескольких подсистем, а  в крупных – функции каждой подсистемы, как правило, выполняет  отдельное подразделение.

Кадровая служба является основным структурным подразделением компании по управлению кадрами, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. При определении круга задач по управлению персоналом условно выделяются основные и дополнительные задачи. В числе её основных задач можно выделить такие как:

- социально-психологическая диагностика;

- анализ и регулирование групповых и межличностных взаимоотношений, отношения руководителя и подчиненных;

- управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;

- информационное обеспечение кадрового управления;

- управление занятостью;

- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;

- анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;

- маркетинг кадров;

- планирование и контроль деловой карьеры;

- профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

- управление трудовой мотивации;

- регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

- соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.

К дополнительным следует  отнести задачи, которые могут  выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношению к службе персонала) подразделения.

К такого рода задачам относятся:

    1. охрана труда и техники безопасности;
    2. расчет и выплата заработной платы;
    3. оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

Роль и организационный  статус службы управления персоналом во многом определяются уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиций её руководства.

В развитии управления персоналом выделяют следующие устойчивые тенденции:

    1. Выделение практически всех функциональных направлений, охватывающий комплекс проблем управления персоналом в деятельности предприятий. Причем этот полный охват наблюдается в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей.
    2. Широкое развитие внешних консультационных, посреднических фирм, работающих с организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом.
    3. Делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытными специалистами с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения.
    4. Интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контрактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятия, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной службы управления персоналом. Следует отметить, что наличие вышеуказанных тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общую мировую интеграцию.

Информация о работе Оценка работы служб управления персоналом