Общественные процессы как объект государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов и методов регулирования общественных процессов.
Задачи курсового проекта:
- исследовать теоретические подходы и сущность общественных процессов государственного правления;
- разработать рекомендации и методологию повышения качества регулирования общественными отношениями на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
29

Работа содержит 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ ТИМОФЕЕВ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     3. Управляемые объекты рационально  и эффективно функционируют лишь  в адекватных им организационных  формах. Каждый вид кооперированной  деятельности, а также коллективное  выполнение социальных ролей  требуют своей организации; определенные  формы организационного выражения, институализации получают и различные виды общественных отношений. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для общественных процессов заключается в выборе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных ролях. Надо постоянно отслеживать зависимости между содержанием и формой и не позволять форме тормозить реализацию обновляемого (развивающегося) содержания.

     4. общественные процессы, поскольку  их активность имеет общественный  характер, связана с потреблением  и производством общественных  ценностей, нуждаются в своевременном  и возможно полном юридическом  определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля. Это позволяет каждому управляемому объекту самоконституироваться в общественной системе, придать публичность своим целям, направлениям, содержанию и формам деятельности, установить пределы саморегулятивности и, соответственно, характер и структуру взаимодействия с государственными органами. Если рассматривать функционирование общественных процессов в длительной перспективе с пользой для себя и для общества, то их правовая проясненность и устойчивость являются важным источником их собственного успеха. Причем, чем свободнее общество, чем шире "поле" творческой самореализации личности, чем многообразнее контакты людей друг с другом, тем актуальнее правовое регулирование внешних проявлений (взаимосвязей) управляемых объектов. К сожалению, это часто не понимается (возможно и умышленно) и свобода противопоставляется упорядоченности, что в реальной жизни людей ведет к ограничению самой свободы.

     Таким образом, разграничение и различение субъекта и объектов государственного управления (их единичных компонентов - органов, структур, конкретных личностей и т.д.) и, соответственно, их четкая структурно-функциональная характеристика приобретают важный методологический смысл.

     Это позволяет дифференцированно рассматривать  различные виды общественных отношений, деятельности и социальных ролей людей, их собственные закономерности и организационные формы и тем самым конкретизировать цели и содержание государственно-управляющих воздействий.

     Данное  различение способствует выявлению  и анализу соотношения между компонентами субъекта и объектов государственного управления, между управленческой, производственной, научной, образовательной и иными видами деятельности как в масштабах общества, так и пределах его отдельных составных частей - объединений и коллективов людей. При этом создаются предпосылки для определения целесообразности объема и результатов тех или иных видов деятельности и их объективной общественной оценки.

     Подобное  разграничение дает возможность  определить специфику направлений, содержания и форм различных усовершенствований в области государственного управления, выявлять их внутренние и внешние цели и механизмы. – раздел слишком маленький и половина не по – сути, ССЫЛКИ, ОФОРМЛЕНИЕ!

     Исходя  из вышесказанного можно сделать  ряд выводов:

     1) 

     2)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

     Социальная  группа - есть совокупность людей, которые  определенным образом взаимодействуют  друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но бесконечно множество их связей, взаимоотношений. Так, К. Маркс под “социальным” в собственном его значении понимал “обработку людей людьми”, а социальные отношения полагал не отношениями одного индивида к другому, а “…отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и т.д.” Любой человек занимает много позиций в обществе. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть “статус”. Со “статусом” человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. “роль”.

     Социальная  роль - это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений.

     Понятие социального института охватывает крупные группировки социальных ролей. Выполнение индивидами своих  социальных ролей, является необходимым условием деятельности социального института. Институализацию можно понимать как обмен между различными индивидами, группами и сферами внутри общества, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

     Разнообразие  отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в  каждом конкретном обществе. В самом  общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие социальной стратификации.

     “Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества”. В рамках этого, существует более узкое понятие “общественных отношений”. “Под общественными отношениями понимается отношения сходства и различия, равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами”.

     Существует  множество критериев, по которым  осуществляется стратификация. Это - власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж  профессии, образ жизни, отношение к умственному и физическому труду и т.д.

     С социальной стратификацией связано  понятие “социальной мобильности”. Под социальной мобильностью понимается “ любой переход индивида или  социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую”. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной мобильности - есть степень демократичности общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять; в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.

     Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.

     Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.

     Целостные социальные системы динамичны, что  означает, что в них протекают  процессы, т.е. имеет место изменение  структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.

     Социальная  структура охватывает размещение всех общественных отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.

     Лишь  совсем недавно была поставлена под сомнение надежность социально - организмических моделей общества, дихотомия социальной статики и социальной динамики. Все большее значение стали приобретать два обстоятельства: во-первых, желание сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социальной реальности, т.е. на восприятии общества в движении (“процессуальный образ”), и, во-вторых, стремление не рассматривать общество как объект, т.е. дематериализация социальной реальности (“образ поля”). Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния, все более доминирует в современной науке. Появилась альтернативная модель, определяющее общество как динамичное социальное поле.

     Для социологии это означало, что общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, общество не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.

     Соответственно  изменился и образ объекта, претерпевающего  изменения. Общество рассматривается  не как жесткая, “твердая” система, а, скорее, как “мягкое” поле взаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой существует сеть связей, зависимостей, обменов. Она является специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом.

     Существуют  специфические, принципиально важные для жизни “узлы”, комплексы, сплетения  общественных отношений, которые мы научились вычленять (группы, сообщества, организации, государства). То, что они существуют в качестве реального объекта - иллюзия. Реальны постоянные процессы группировки, перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые группами; процессы организации и реорганизации, а не стабильные организации; процессы “структурирования”, а не структуры; формирование, а не формы; изменчивые “фигуры”, а не жесткие модели.

     Социальные  или общественные взаимоотношения  связывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение поля, его “социальное сознание”. Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его “социальные инструкции”. Взаимосвязанные сети действий составляют “социальную организацию” общества, а сети интересов - измерение поля по шкале возможностей, его “социальную иерархию”. На всех четырех уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.

     Основное  отличие модели поля от системной  состоит в теоретическом обосновании  изменения и процессов как  именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных.

     Социальные  процессы могут быть направленными  и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к  концентрации, накоплению. Каждая последующая  стадия отличается от любой более  ранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени, определяется как стагнация (застой).

     Важным критерием является конечный результат процесса. Некоторые, по истине созидательные процессы приводят к фундаментальным новшествам - возникновению совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур и т.д. Процессы такого типа обозначают термином “морфогенезиз”. К ним относятся, например, распространение нового стиля жизни, основание новых городов, принятие конституции нового государства. Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях человечества начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать от простой трансмутации, приводящей к менее радикальным результата и влекущей за собой лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных установок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские, адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы, которые в конечном счете позволяют приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя существование общества в неизменной форме.

Информация о работе Общественные процессы как объект государственного правления