Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, реферат
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.
Введение 3
1. Формы правления в современном мире 4
1.1 Понятие формы правления 4
1.2 Основные разновидности формы правления 5
2. Монархическая форма правления 7
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7
2.2 Разновидности монархической формы правления 9
3. Республиканская форма правления 14
3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14
3.2 Разновидности республиканской формы правления 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Институт
международного бизнеса
и права
Реферат по дисциплине:
«Политология»
Тема: «Формы
государственного правления»
Выполнила: студентка 3-ого курса очной
формы обучения
ИМБИП, группы 3442
Проверил: Лукьянов Владимир Юрьевич
Баллы:______________________
Подпись:_____________________
«8»_декабря_2011
года
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение 3
1. Формы правления в современном мире 4
1.1 Понятие формы правления 4
1.2 Основные разновидности формы правления 5
2. Монархическая форма правления 7
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7
2.2 Разновидности монархической формы правления 9
3. Республиканская форма правления 14
3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14
3.2 Разновидности республиканской формы правления 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24
В
теоретическом осмыслении государства
особое место занимает форма правления,
поскольку именно она определяет,
кто и как осуществляет государственную
власть в государственно организованном
обществе. В современном мире актуальность
темы обусловлена постоянным развитием
общества, переходом его от одной
ступени развития к другой. Все
больше стран стремятся к
Уже
Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись
с самыми разными формами организации
и осуществления
Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.
Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.
В
научной литературе существуют различные
подходы к понятию формы
Форма
правления традиционно
В управлении государством участие принимают также местные органы государства. Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.
Форму правления нельзя отождествлять с управление государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
С
давних времен различаются две основные
формы правления: монархия и республика.
Монархия преобладала в государствах
древнего мира и в средние века.
Республика стала господствующей формой
правления в Новое время. Ныне
подавляющее количество государств
мира являются республиками, хотя и
монархическая форма правления
вовсе не исчезла. Главное различие
между ними состоит в условиях
замещения поста главы
В
развитых странах (Европа, Япония, а
также Канада, Австралия и др.,
где монарх представлен генерал-
Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты.
Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.
Ранее мною уже упоминалось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента (правда, иногда в колониях Великобритании губернатор именовался вице-королем). Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.
Монарх
не несет политической, уголовной, административной
или иной юридической ответственности.
Он может оставить престол лишь в
порядке отречения от него, хотя
в некоторых странах в
Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1980 г.), монархии даруют конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ).
Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа монархических государств. После Второй мировой войны в ранее монархических Албании, Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции провозглашены республики. Однако этот процесс развивается с зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже, в 90-х годах исламским эмиратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х годах проводились референдумы о возможности восстановления монархии (результат был отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен парламентом).
Сторонники монархии достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильности государственной власти. К числу достоинств также относят беспартийность монарха, а значит теоретически его беспристрастность, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых государств, где монарх безвластен (хотя и может в определенных ситуациях использовать свои «спящие» прерогативы), и не отвечают условиям развивающихся стран, где монарх властвует, а если он и арбитр, то отнюдь не безвластный.
В
развитых странах (Бельгии, Великобритании,
Дании, Испании, Японии) сколько-нибудь
заметного движения за ликвидацию монархии
и замену ее республикой не существует:
монарх скорее лишь почетная должность,
он не влияет существенно на управление
страной. В развивающихся странах
есть силы, стремящиеся к ликвидации
монархии, их организации являются
чаще всего тайными, подпольными. Во
многих из этих стран такие организации
создавались военными и привели
к установлению республики (Египет,
Ливия, Эфиопия).
В современном мире существует три вида монархии: абсолютная (по внешним признакам в связи с принятием конституции она становится полуабсолютной), дуалистическая и парламентарная.
Абсолютная монархия в ее чистом «виде» характеризуется полновластием монарха, конституция и парламент отсутствуют. В настоящее время таких монархий уже нет: в последней из них султанате Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой. По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). К тому же, например в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Учитывая указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.