Государственно-общественное управление образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены способы этого участия, сущность государственно–общественного управления образованием, его развитие, практика и принципы.
В практической части будет проведено исследование государственно–общественного управления образованием на примере муниципального бюждетного образовательного учреждения лицея №8 имени С.П.Дягилева. Будет рассмотрена система управление и конкретно её проблемы. Будет изучено общественное управление школой, цели и проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Сущность государственно-общественного управления образованием
Развитие, практика государственно-общественного управления образование
Принципы государственно-общественного управления образованием

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ
МОУ СОШ
2.1. Общая характеристика организации: муниципальное бюждетное образовательное учреждение лицей №8 имени С.П.Дягилева.
Система управления лицеем: проблемы
Общественное управление лицеем: цели, проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»

ИНСТИТУТ  ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ 
 

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

Руководитель, канд. соц. наук, доцент __________________ П. А. Амбарова 

Студент гр. ФО-110302                  __________________ Т. Д. Селюк  
 
 
 

Екатеринбург  2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

ВВЕДЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ

   1.1.    Сущность государственно-общественного  управления образованием

    1. Развитие, практика государственно-общественного управления образование
    2. Принципы государственно-общественного управления образованием
 
  1. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ 

МОУ СОШ

    2.1.   Общая характеристика организации: муниципальное бюждетное образовательное учреждение лицей №8 имени С.П.Дягилева.

    1. Система управления лицеем: проблемы
    2. Общественное управление лицеем: цели, проблемы
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

      Государственно–общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. При этом следует понимать, что государственно–общественное управление не составляет арифметическую сумму государственных и общественных структур управления образованием, а представляет собой систему взаимодействия, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении.

      Государственно–общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как: открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям: снижение степени централизации управления самообразованием, переход к договорным отношениям, повышение роли инноваций, развитие общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур».

      Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования: должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственно–общественного управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

      В истории России идея государственно-общественного  управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы.

      В современном мире значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества общества и развития экономики увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

      При этом необходимы широкая поддержка  общественности, проводимой образовательной  политики, восстановление ответственности всех субъектов образовательного процесса.

      Таким образом можно сказать, что государственно–общественное  управление является так сказать  волеизлеянием народа и его непосредственным участие в процессе управления образованием. В данной работе будут рассмотрены способы этого участия, сущность государственно–общественного управления образованием, его развитие, практика и принципы.

      В практической части будет проведено  исследование государственно–общественного управления образованием на примере  муниципального бюждетного образовательного учреждения лицея №8 имени С.П.Дягилева. Будет рассмотрена система управление и конкретно её проблемы. Будет изучено общественное управление школой, цели и проблемы.

      Данная  тeма являeтся актуальной, как и вся тeория управления. В новом тысячeлeтии наша страна должна научиться находить взаимопонимание между государством и обществом, это взаимопонимание обязательно приведёт к общей пользе, т. к. действуя сообщя, принимая обоюдные решения будет достигнут консенсус, обозначающий движение к желаемой жизни. Мы, как управленцы, в свою очередь обязаны разработать отлаженную систему, доступные и понятные способы и методы  взаимодействия, чтобы избежать возможных конфликтов провоцируемых односторонностью действий властных органов.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Сущность  государственно–общественного управления  образованием

      В понимании сущности государственно-общественного  управления в образовании, на сегодняшний  день, признано целесообразным различать явления новых, более демократических партисипативных отношений, согласованных взаимодействий между государством и гражданским обществом, участия этих сторон в решении различных вопросов образования; собственно управленческие аспекты этих взаимодействий, связанные с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

      Дальнейшее движение в понимании сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях:

  • государственной составляющей; 
  • общественной составляющей; 
  • развитие согласованного (аддетивного) компонента;

      Государственная составляющая образования должна гарантировать  обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного качественного образования и  участии в управлении образовательным  процессом.

      В общественной составляющей образования  управления образования выделяются внутренние (внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и т.д.) и внешние (представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и т.д.) компоненты.

      Основой общественной составляющей можно назвать  гражданское общество. Это – определенный срез общественной жизни. Точнее, следовало бы говорить о гражданской сфере общества, наряду с политической и экономической сферами. «Гражданское общество» – это сфера неполитических (негосударственных, в смысле государством не контролируемых, государству не подотчетных) и неэкономических отношений.

      «Гражданское общество» – это сфера обнаружения и взаимодействия

разнообразных интересов. Наличие гражданского общества – знак плюрализма.

      Это общество, в котором положен предел всевластию государства. Государство здесь в лице своих высших политических руководителей, государственных чиновников и государственных институтов ответственно (в смысле подотчетности) перед обществом. Это общество, в котором конституционно оформлено полноправие каждого гражданина (независимо от его социальной, этнической и конфессиональной принадлежности), гарантированное институтами государственной власти.

      Это общество, в котором граждане имеют возможность реально воздействовать на социальные процессы и тем самым разделять ответственность за происходящее в обществе. Однако и перечисления этих характеристик недостаточно для прояснения природы гражданского общества. Его сущность раскрывается через описание и объяснение механизмов его функционирования, а также тех нормативных и ценностных

представлений, которые выступают для его членов основными поведенческими ориентирами. Одним из важных механизмов гражданского общества являются инициативы граждан – индивидуальные или групповые. Собственно говоря, граждане реализуют свое гражданство, то есть статус членства в гражданском обществе, через независимое, активное и ответственное участие в общественном процессе: через включение граждан в управление обществом и государством.

      Гражданское общество – это тот срез общественной жизни, который задается деятельностью и отношениями людей как суверенных, инициативных и самоорганизующихся граждан.

      «Пропорции» участия различных составляющих в образовании и управлении образованием не могут быть заданы раз и навсегда, баланс между ними будет носить подвижный характер.

      Деятельность  органов управления образованием в  условиях постепенного выращивания  общественной составляющей образования  и управления им может строиться как совместно-разделенная деятельность – максимум поддержки и помощи в становлении при готовности предоставить полномочия, ответственность и ресурсы по мере этого становления.

При этом, развитие государственно-общественного  управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания субъектов образования и представителей социума.

Среди таких рисков могут быть:

  • стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями; 
  • опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления (в то время, как речь идет об усилении и полном использовании возможностей и резервов каждой из сторон, связей между ними для развития общего образовательного и управленческого потенциала в отрасли, а также о существенном пересмотре общего спектра необходимых управленческих функций);
  • опасность «фрагментации» гражданского общества перед лицом актуальных социальных проблем и риск выхода на первый план групп интересов, стремящихся к корпоративному, фракционному осуществлению собственных интересов за счет других заинтересованных групп.

      Цели  государственно-общественного управления образования не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они могут формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования: детьми, родителями, производственными структурами, хозяйствующими субъектами, местной, региональной властью, региональной и национальной элитой с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития.

1.2 Развитие, практика государственно-общественного управления

      Сегодня с уверенностью можно сказать, что развитие образования составляет один из решающих факторов международного позиционирования России и, в силу объективно обусловленной комплексности взаимодействия образовательной системы с обществом, является определяющим фактором внутреннего развития.

      Среди проблем современного российского  образования центральной становится общественно-государственная проблема, понимаемая нами как разрыв между общественными потребностями и запросами, с одной стороны, и качеством образования, включая и качество системы управления образованием, с другой.

      Потребители образовательных услуг, выступая в качестве субъектов внешней среды по отношению к системе образования, не только формулируют свои образовательные запросы и потребности, но и хотят иметь реальные рычаги влияния на систему, то есть принимать участие в управлении ею. Однако сложившаяся практика не позволяет заказчикам в полной мере осуществлять функции управления, реально влиять на образовательную систему.

Информация о работе Государственно-общественное управление образованием