Общественные процессы как объект государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов и методов регулирования общественных процессов.
Задачи курсового проекта:
- исследовать теоретические подходы и сущность общественных процессов государственного правления;
- разработать рекомендации и методологию повышения качества регулирования общественными отношениями на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
29

Работа содержит 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ ТИМОФЕЕВ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

12 Радченко, А.И. Основы государственного  и муниципального управления: системный  подход / А.И. Радченко. -- Ростов н/Д, 1997. - 206 с. 

13 Рой,  О.М. Система государственного  и муниципального управления  / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2003. -- 136 с. 
 
 
 
 

Переработай этот текст и его можно запихнуть  в первый раздел

     В научных публикациях зафиксировано  несколько представлений об управляемых  объектах государственного управления.

     В соответствии с одним из них государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой "тотальный" подход соответствует тоталитаризму. Другое представление (неолибералов) вообще оставляет государство без управляемых объектов, разве что позволяют ему бороться с преступностью.

     Часто наряду с человеком объектами  государственного управления признавали территорию, природу и ее ресурсы, средства и орудия труда, технику  и другие вещественные элементы. Утверждается также, что объект и субъект управления - вообще понятия относительные и каждый субъект управления есть одновременно и объект управления, и наоборот (все диктуется местом в иерархической структуре управления).

     Подобная  путаница негативно отражается как на теории, так и на практике государственного управления.

     Между субъектами и объектами управления существует принципиальная разница. Различение здесь происходит по крайней мере по трем основаниям: характеру и  видам общественных отношений, характеру и видам деятельности, социальным ролям.

     Отношения, возникающие в субъекте государственного управления и формирующие виды деятельности и социальные роли, имеют своим  смыслом и назначением разработку и практическое осуществление управляющих  воздействий. Это отношения, через которые, в процессе которых и благодаря которым социальная энергия управляющих компонентов переходят в сознание, энергию, волю управляемых компонентов, вызывают их движение в общественно желаемом направлении или повышают активность внутреннего "самодвижения". Материальным (видимым, осязаемым) выражением и "опредмечиванием" управленческих отношений, управленческой деятельности, управленческих социальных ролей всегда являются управленческие решения и действия. И суть дела не меняется от того, что субъект государственного управления образует собой сложную иерархическую систему, в которой одни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими). Бесспорно, есть "внутреннее" управление в субъекте государственного управления, но оно сводится к совершенствованию управленческих отношений внутри иерархии, улучшению форм и методов управленческой деятельности, к рационализации и повышению эффективности управляющих воздействий.

     В качестве управляемых со стороны  государства объектов выступают те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На "выходе" управляемых объектов возникают потребительские ценности, способные удовлетворять разнообразные частные и общественные потребности, поддерживать и укреплять существование человека и всей системы его связей с обществом и природой.

     Важно отметить, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всем, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей. Часто государство ограничивается взаимодействием лишь с управляющими структурами (управляющими параметрами) экономических, социальных и духовных объектов, упорядочивая их внешние связи, обеспечивая соблюдение общих для них правил (норм) поведения. За пределами этого воспроизводственная активность людей свободна и управляется другими видами управления либо вообще самоуправляется. Выделение и теоретическое осмысление управляемых объектов создает концептуальные предпосылки для понимания и оценки многих проблем государственного управления.

     Управляемые объекты пользуются приоритетом  перед субъектом государственного управления (его конкретными органами), ибо воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и  главным для жизнедеятельности людей. Можно какие угодно реформы или революционные преобразования вести в пределах субъекта государственного управления (от либеральных до авторитарных), но если нет динамики в развитии управляемых объектов, если не растет благосостояние общества, то для основной массы людей все эти реформы преобразования не имеют никакого значения.

     В управляемой общественной системе  в компонентно-структурном отношении  четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности; коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности; общество в целом, его социальные образования, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

     Различные уровни управляемой системы находятся  во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга. Структура  управляемой системы в данном "срезе" позволяет определять диапазон управляющих воздействий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенствование системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации деятельности государственных органов в сфере управления.

     В соответствии с основными сферами  жизни общества и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном  смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, как управляемые государством, а с другой - как управляющие самим государством.

     Под социальным механизмом формирования и  реализации государственного управления понимается совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) "схватывает" потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть.

     Социальный  механизм формирования и реализации государственного управления может  быть выражен через следующую, опосредованную государством, единую цепь взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: "потребности - интересы - цели - решения -действия - результаты".

     Управляемая система влияет на государственное  управление посредством выдвижения своих потребностей, интересов и целей, которые и становятся важнейшим, определяющим условием и фактором содержания управления, а часто и способов его реализации. Она же принимает на себя управляющие воздействия государственных органов и оценивает их результативность. Управляющая система наиболее конкретно выражает себя в "решениях - действиях", в которых, собственно, и заключается смысл управления.

     В итоге, завершая рассмотрение вопроса  об общественной системе как объекте  государственного управления, можно сделать следующие выводы, основополагающие для следующих тем: содержание и формы, функции и структура управляемых объектов непосредственно (генетически) обусловливаются объективными естественно-природными и социально-историческими условиями и закономерностями;

специфика (параметры) каждого управляемого объекта  и его место в общественной жизнедеятельности определяются целью, содержанием, технологией и другими  проявлениями осуществляемого им или  в нем труда;

кооперированный и коллективистский характер современного (специализированного) труда придает сложное строение управляемым объектам, которые в общественной системе выступают в определенных (и развивающихся!) организационных формах (предприятия, учреждения, организации и т.д.);

управляемые объекты в силу их человеческой природы способны к целеполаганию своей активности, к ее приспособлению и стихийной саморегуляции, к сознательному самоуправлению; в системе государственного управления (единстве субъекта и управляемых объектов) управляемые объекты выполняют главную функцию воспроизводства общественной жизни и по этой причине являются определяющими (объективными детерминантами) по отношению к государственным органам. 

Информация о работе Общественные процессы как объект государственного правления