Мотивация трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации.

Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации.
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на п

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования

персонала………………………………………………………...5
Сущность мотивации……………………………………………………...5
Методы мотивации……………………………………………………….11
Содержательные теории мотивации…………………………………….14
Процессуальные теории мотивации…………………………………….19
Сущность стимулирования………………………………………………23
Виды стимулирования……………………………………………………24

Глава 2. Исследование системы мотивации и стимулирования

персонала на примере АО ЗАО «Сбербанк России».

2.1 История развития сберегательного банка

в Астраханской области…………………………………………………….29

2.2 Анализ основных показателей деятельности АО ЗАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………….42

2.3 Анализ действующей системы мотивации и стимулирования……….43

2.4.Выводы и предложения по действующей системе мотивации……….47

Заключение………………………………………………………………….48

Список использованной литературы……………………………………50

Работа содержит 1 файл

курсовая мотивация.docx

— 309.62 Кб (Скачать)
align="justify">

 
 

    Рис4. Взаимосвязи между ожиданиями работников.[6,c318]

     Ожидание  Р-В связано с ответом на вопрос: приведет ли эффективная деятельность к желаемым результатам? Например, работник хочет получить какую-то связанную  с его работой выгоду. Для того, чтобы получить желаемое вознаграждение, он должен добиться определенного уровня исполнения рабочих заданий. Если ожидание Р-В велико, работник будет мотивирован к упорному труду. Если же он уверен, что работа не позволит ему заполучить желаемые выгоды, мотивация будет гораздо ниже.

     Ожидаемая ценность Ц вознаграждения – если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для работника интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные для человека результаты создают сильную мотивацию.

     Теория  ожиданий не пытается определить конкретные типы потребностей или выгод, а лишь утверждает, что они существуют, носят индивидуальный характер для  каждого человека.

     2. Теория справедливости[6].

     Теория  справедливости развита в работах  большой группы американских и западноевропейских экономистов, психологов и специалистов по управленческому консультированию (С. Адамса, Д. Кюна, Р. Чейза, М.Роджерса, Дж. Слокума и др.).

     В основе теории – соотнесение вознаграждения получаемого работником, с затратами  его труда и вознаграждениями других работников, выполняющих аналогичную  работу (как в данной организации, так и в сравнимых секторах рынка).

     В отличие от модели В. Врума в ней подчеркивается, что ценность вознаграждения для любого работника имеет относительный характер и зависит не только от сложившегося у него стандарта потребления и уровня цен на потребительском рынке, но и от цен на профессиональном рынке труда и установившегося в данной организации оплаты труда.

     3. Модель Л. Портера–Э. Лоулера[6].

     Данная  модель объединяет теорию ожиданий и  теорию справедливости.

     Исходные  положения:

  1. Высокая трудовая мотивация работника побуждает его лучшим образом применять свои способности и предпринимать максимум усилий для выполнения своей работы.
  2. Уровень трудовой мотивации находится в прямой зависимости от удовлетворенности работника.
  3. Удовлетворенность определяется тем, насколько справедливо, с точки зрения работника, получаемое им за свой труд вознаграждение.

     При оценке своей трудовой ситуации работник учитывает не только соотношение  полученного им вознаграждения с  достигнутыми результатами, но и прочие факторы, рассматриваемые в рамках теорий ожиданий и справедливости.

     Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Авторы исходят из предпосылки, что мотивация (усилие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности (рисунок 5). 
 

Способности и  характер

Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые

Ценность вознаграждения

Внутренние вознаграждения

Результаты

Усилия

Удовле-творение

Внешние вознаграждения

Оценка роли работника

Оценка вероятности  связи

«усилия –  вознаграждение»

    Риc5. Интегративная модель Портера–Лоулера[6,c324].

     Один  из наиболее важных выводов теории Портера–Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

     В рамках процессуальных теорий мотивация  также предполагается мотивирующая роль  потребностей, однако, сама мотивация  рассматривается с точки зрения тех обстоятельств, которые направляют усилия человека на достижение различных  целей, стоящих перед организацией.

4.  Теория «X» и «Y» Д. Мак-Грегора[6].

     Теория  описывает типы и поведение руководителей  организации. В качестве поведенческой  характеристики руководителя Д. Мак-Грегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.

     Автократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизирует полномочия. Прежде всего, это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя Мак-Грегор назвал теорией «Х». Согласно ей:

- человек  по своей природе ленив, не  любит работать и всячески  избегает этого;

- у человека  отсутствует честолюбие, он избегает  ответственности, предпочитая, чтобы  им руководили;

- эффективный  труд достигается только за  счет принуждения и угрозы  наказания.

     Демократичное руководство означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений  и определение регламента работы. Предпосылки демократичного стиля  поведения руководителя Мак-Грегор назвал теорией «Y». Согласно ей:

- труд  для человека – естественный  процесс;

- в благоприятных  условиях человек стремится к  ответственности и самоконтролю;

- он  способен к творческим решениям, но реализует эти способности  лишь частично.

     Именно  такие люди и такой стиль руководства  наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования.

     Таким образом, рассмотренные теории демонстрируют  широкий диапазон организационных  переменных, от которых зависит мотивация  работников. Многие из этих переменных прямо или косвенно учитываются  при разработке реальных организационных  программ по усилению мотивации работников к более эффективному и качественному  труду. 
 

1.5. Сущность стимулирования.

     Стимулирование  труда – это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала .Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно[4].

     Стимулирование  выполняет следующие функции[4]:

    1. Экономическая функция заключается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
    2. Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе.
    3. Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей.

     Стимул  часто характеризуется как воздействие  на работника извне с целью  побуждения его к эффективной  деятельности. Двойственность стимула  заключается в том, что с одной  стороны, с позиций администрации  предприятия, он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой  ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника, стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможность  их утраты (негативный стимул).

1.6. Виды стимулирования.

     Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рисунок 6).

     К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д.) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.)

     Существуют  определенные требования к организации  стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.

     Комплексность подразумевает единство моральных  и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов.

     Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию различных слоев и групп работников.

     Гибкость  и оперативность проявляются  в постоянном пересмотре стимулов в  зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

     Формы стимулирования персонала.

     К формам стимулирования персонала относятся  материальное вознаграждение и дополнительные стимулы.

СТИМУЛИРОВАНИЕ

Нематериальное

Материальное

Неденежное

Денежное

Социальное:

- мед. обслуживание;

-страхование;

- путевки;

- питание;

- оплата транспортных  расходов; 

Функциональное:

- улучшение организации  труда;

- улучшение условий  труда;

- заработная плата;

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности