Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации.
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на п
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала………………………………………………………...5
Сущность мотивации……………………………………………………...5
Методы мотивации……………………………………………………….11
Содержательные теории мотивации…………………………………….14
Процессуальные теории мотивации…………………………………….19
Сущность стимулирования………………………………………………23
Виды стимулирования……………………………………………………24
Глава 2. Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала на примере АО ЗАО «Сбербанк России».
2.1 История развития сберегательного банка
в Астраханской области…………………………………………………….29
2.2 Анализ основных показателей деятельности АО ЗАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………….42
2.3 Анализ действующей системы мотивации и стимулирования……….43
2.4.Выводы и предложения по действующей системе мотивации……….47
Заключение………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………………50
В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение.
Исследования
показали, что сотрудники не работают
обычно в полную силу и экономят
часть своей энергии, а выкладываются
лишь тогда, когда уверены, что их
дополнительные усилия будут должным
образом оценены и
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов :
Знание логики процесса мотивации полностью не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их “вычленить” трудно. Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях.
Важным
фактором является изменчивость мотивационного
процесса. Его характер зависит от
того, какие потребности его
Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.
Одной
из основных задач управления является
определение мотивов
1.2. Методы мотивации.
Методы мотивации труда аналогичны методам, используемым в управлении персоналом вообще. Управление персоналом и в частности мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа.
Общая схема методов мотивации представлена на рисунке 1.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности[2].
Экономические
методы. С помощью таких методов
осуществляется материальное стимулирование
коллективов и отдельных
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
Организационно-
Экономические
Социально-психологические
Применение положений трудового кодекса РФ;
Аттестация работников
Наблюдение за соблюдением правил внутреннего порядка
Составление должностных инструкций
Премирование
Участие в прибыли
Бонусы
Комиссионные с продаж
Дополнительные льготы
Надбавки
Единовременные выплаты
Моральное стимулирование
Издание приказов, распоряжений, инструктивно-нормативных документов;
Участие в управлении
Отношение руководства
Формальное и неформальное общение
Социальное развитие коллектива
Эстетика условий труда
Профессиональный рост и карьера
Формирование корпоративного духа
Рис1. Методы управления мотивацией персонала[2,с.156]
Экономические методы – это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:
-
методы, используемые федеральными
и региональными органами
-
методы, используемые фирмой (например,
система материального
Социально-
Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность. В состав данных методов входят:
-
формирование коллективов с
-
личный пример руководителя
-
ориентирующие условия (цели
-
участие работников в
-
удовлетворение культурных и
духовных потребностей
-
установление социальных норм
поведения и социальное
-
установление моральных
-
социальная профилактика и
Таким
образом, на предприятиях, где оплата
труда не достигает высокого уровня,
наиболее применимы административные
и социально-психологические
1.3 Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории, предполагающие необходимость определить те внутренние потребности, которые заставляют действовать определенным образом.
1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу[6].
При создании своей теории Абрахам Маслоу не прибегал к использованию анкет и интервью, а использовал биографический метод, который заключался в изучении истории жизни, биографий великих людей.
Все человеческие потребности он разделял на 5 групп и называл их базовыми потребностями (рис. 2).
Физиологические потребности являются необходимыми для жизни и существования.
Вторичные
Самореализация
Признание