Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Суть
Содержание
Введение. 2
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. 3
1.1. Основные понятия системы мотивации и стимулирования персонала. 3
1.2. Теории мотивации. 5
2. Экономический анализ деятельности ООО «Созвездие». 11
2.1. История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности ООО «Созвездие». 11
2.2. Структура управления. 11
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 12
2.4. Анализ кадровых показателей. 13
3. Анализ и выявление основных проблем мотивации на предприятии, разработка предложений по улучшению системы мотивации. 18
4. Расчет экономического эффекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации. 27
Заключение. 32
Из описаний элементов оплаты труда ООО «Созвездие» выше можно определить форму и систему оплаты труда сотрудников данного предприятия как повременно-премиальную.
В таблице 2 представлены данные по динамике показателей ФОТ и средней заработной платы по категориям работников.
Таблица 2 - Динамика ФОТ и СЗП
|
По всем категориям работников наблюдается рост средней заработной платы.
В 2008 г. рост средней заработной платы по организации составил 6,3%. Наибольший рост приходится на оперативный персонал – 8,2%.
В 2009 г. рост средней заработной платы по организации составил 1,6%. Наибольший рост приходится на оперативный персонал – 3,2%.
Сумма ФОТ в 2008 г. выросла на 12,5%, в 2009 г. на 12,9%.
Необходимым условием разработки системы мотивации является анализ существующей ситуации с применение метода опроса персонала степенью удовлетворенности персонала организацией и условиями труда. Основным способом стимулирования работников на предприятии является материальный (премирование за достижение высоких результатов работы).
Степень
удовлетворенности персонала
Анализ проводился методом опроса работников предприятия. В опросе озвучивались параметры морального стимулирования, характеризующие психологические, социальные и моральные качества трудовой деятельности (приложение 3).
В опросе участвовали все работники предприятия – 20 человек.
Оценка результатов проводится по следующей шкале:
Степень
удовлетворенности
Высокая
Средняя
Низкая
Таблица 3-Степень удовлетворенности персонала ООО «Созвездие» организацией и условиями труда
№ вопроса | Содержание вопроса | Кол-во уд. ответов | Доля уд. ответов от общего числа работников | Индекс удовлетв. | Степень удовлетв. |
1 | Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью | 8 | 40% | 0,4 | Средняя |
2 | Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой | 9 | 45% | 0,45 | Средняя |
3 | Оценка уверенности в завтрашнем дне у персонала ООО «Созвездие» | 16 | 80% | 0,8 | Высокая |
4 | Оценка положения дел в ООО «Созвездие» | 10 | 50% | 0,5 | Средняя |
5 | Оценка отношения работников организации к условиям, в которых они работают | 15 | 75% | 0,75 | Высокая |
6 | Удовлетворены ли Вы организацией труда в ООО «Созвездие» | 8 | 40% | 0,4 | Средняя |
7 | Удовлетворены ли вы организацией отдыха в ООО «Созвездие» | 9 | 45% | 0,45 | Средняя |
8 | Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников | 11 | 55% | 0,55 | Средняя |
9 | Состояние отношений между администрацией и работниками | 4 | 20% | 0,2 | Низкая |
Из данных таблицы 3 видно, что присутствует общая неудовлетворенность персонала предприятия различными сторонами их трудовой деятельности.
По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 2 параметра; средней – 6 параметров; низкой – 1 параметр.
Таким образом, степень удовлетворенности организацией и условиями труда на предприятии ООО «Созвездие» оценивается как средняя. Однако, параметры по которым степень удовлетворенности оценивается как средняя близки к нижней границе индексного интервала оценки и поэтому могут быть приравнены к низкой степень удовлетворенности.
Показатели
степени удовлетворенности
В рамках исследования системы стимулирования на предприятии ООО «Созвездие» было проведено исследование мотивации труда работников с применением методов оценки по процессуальным теориям (анкета представлена в приложении 4).
В опросе участвовали все члены коллектива ООО «Созвездие» - 20 чел.
Шкала оценки вопросов аналогична по анализу морального стимулирования.
По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования.
По
результатам опроса высокой степени
удовлетворенности
Таблица 4 - Степень удовлетворенности персонала ООО «Созвездие» системой материального стимулирования
№ вопроса | Содержание вопроса | Кол-во уд. ответов | Доля уд. ответов от общего числа работников | Индекс удовлетв. | Степень удовлетв. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ФАКТОРЫ ОЖИДАНИЯ | ||||
1а | Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к желаемому результату | 14 | 70% | 0,70 | Высокая |
1б | Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемым вознаграждениям за этот результат | 12 | 60% | 0,60 | Средняя |
1в | Какую ценность представляет для вас получаемое вознаграждение | 16 | 80% | 0,80 | Высокая |
2 | ФАКТОРЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ | ||||
2а | Известен ли вам размер вознаграждения ваших коллег, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы | 8 | 40% | 0,40 | Средняя |
2б | Ваша реакция на сведения о более высокой оплате труда за аналогичную работу в вашем подразделении или вы другом | 7 | 28% | 0,28 | Низкая |
2в | Как вы оцениваете отношение к себе как к работнику со стороны руководства по получаемому вознаграждению | 7 | 28% | 0,28 | Низкая |
2г | Какова ваша комплексная оценка получаемого вознаграждения | 8 | 40% | 0,40 | Средняя |
3 | ФАКТОРЫ модели Портера-Лоулера | ||||
3а | Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие | 7 | 28% | 0,28 | Низкая |
3б | Считаете ли вы себя способным работником | 19 | 95% | 0,95 | Высокая |
3в | Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии | 17 | 85% | 0,85 | Высокая |
3г | Уверены ли вы в том, что получаемое вами вознаграждение справедливо по отношению к результатам вашего труда | 7 | 28% | 0,28 | Низкая |
Высокой
степени удовлетворенности
Средней и низкой - характеризующие отношение работников к существующей системе вознаграждений за труд.
Таким образом, система материального стимулирования на предприятии ООО «Созвездие» оценивается как неудовлетворительная.
В завершение распределим выявленные проблемы по степени значимости (рис. 6).
Рис. 8 - Дерево проблем системы мотивации ООО «Созвездие
В системе материального стимулирования наиболее значимой является проблема неудовлетворительного состояния системы оплаты труда, в системе нематериального стимулирования – проблема неудовлетворительного состояния системы организации труда.
Разработка
любой программы, в том числе
программы мотивации персонала,
начинается с определения цели и
описания результата, которого нужно
достичь. Эффективная система
Прежде
всего, определим для себя круг целей
для каждого подразделения ООО
«Созвездие»
Рис. 7 - Определение целеполагающих факторов при построении системы мотивации
Факторами оценки будут служить рост посещаемости и рост выручки.
Ключевое место в этом механизме занимает оценка труда индивидов и коллектива, составляющая ядро мотивации трудовой деятельности работников, обеспечивающей заинтересованное достижение целей, стоящих перед индивидами и коллективом. Без такой мотивации многие цели, даже если они детально интерпретированы в задании, остаются декларированными, т.е. неосуществленными на деле из-за отсутствия интереса их достигать.
Построение дерева целей ведется в соответствии с миссией предприятия.
Определение миссии:
ООО
«Созвездие» видит свою миссию в том, чтобы
оказывать качественные услуги в сфере
отдыха и развлечений.
Рис. 8 - Построение дерева целей управления персоналом в соответствии с миссией предприятия
Для
достижения поставленных целей, прежде
всего, определим сферу и условия
взаимоотношений рядовых
- При найме сотрудника,
кроме его оплаты и условий
работы, необходимо оговорить
-
Необходимо использовать
- Следует разработать систему поощрений: например, награда лучшему работнику месяца (лучшему официанту), призы тем, кто разработает лучшее предложение о поднятии выручки заведения. При выборе лучших работников месяца или лучших предложений необходимо учитывать мнение всего коллектива.
-
Нематериальная мотивация не
менее значима: личная
-
Следует поощрять творческую
инициативу сотрудников, стоит
благодарить автора идей, как
сделать работу заведения