Мотивация и стимулирование персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Суть

Содержание

Содержание
Введение. 2
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. 3
1.1. Основные понятия системы мотивации и стимулирования персонала. 3
1.2. Теории мотивации. 5
2. Экономический анализ деятельности ООО «Созвездие». 11
2.1. История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности ООО «Созвездие». 11
2.2. Структура управления. 11
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 12
2.4. Анализ кадровых показателей. 13
3. Анализ и выявление основных проблем мотивации на предприятии, разработка предложений по улучшению системы мотивации. 18
4. Расчет экономического эффекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации. 27
Заключение. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая_мотивация.doc

— 486.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

       Введение.

     Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

     Суть  мотивации сотрудников в современном  менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации.

     Основная  цель системы мотивации - это получение  максимальной отдачи от использования  имеющихся трудовых ресурсов, что  позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

     Объект  исследования: ООО «Созвездие», Клуб «Империя».

     Клуб  «Империя» - это предприятие, предоставляющее комплекс услуг в сфере развлечения и отдуха.

     Организация системы мотивации в данной сфере имеет свои особенности, которые учитывались при анализе существующей системы мотивации и разработке мероприятий по ее улучшению.

     Цель  исследования: анализ текущей ситуации на предприятии и разработка системы мотивации, отвечающей современным потребностям организации.

     Исходя  из цели, определены задачи работы:

     - изучение теоретических основ мотивации;

     - анализ показателей экономической  и финансовой деятельности предприятия;

     - анализ существующей системы  мотивации на предприятии;

     - разработка системы мотивации, отвечающей современным потребностям организации и нацеленной на улучшение результатов деятельности персонала и организации в целом.

 

      1. Теоретические аспекты  мотивации и стимулирования  персонала.

      1.1. Основные понятия  системы мотивации  и стимулирования персонала.

      Менеджмент, или управление предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей.

      Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

      Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив предприятия  в форме побудительных мотивов  к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

      Сущность  мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

      При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.

      Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать  их не столько обладателями средств  производства, сколько владельцами  своей собственной рабочей силы.

      В классической зарубежной и отечественной  литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения:

      Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

      Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

      Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности1.

      Рассмотрим  основные понятия, поясняющие сущность мотивации и стимулирования труда.

      Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

      Трудовой  мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением  его потребностей.

      Мотив труда формируется только в том  случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.

      Группа  ведущих мотивов, определяющих поведение  работника, называется мотивационным  ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости  от конкретной трудовой ситуации2.

      Сила  мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

      Мотивы  труда разнообразны. Они различаются  по потребностям, которые человек  стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

      Можно выделить несколько групп мотивов  труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с  общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

      Благо становится стимулом труда, если оно  формирует мотив труда. Практическая сущность понятий «мотив труда» и  «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул)3.

      Важным  фактором личности является система  ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины  поведения личности, помогает объяснить  принимаемые решения.

      С психологической точки зрения потребность  индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию4.

      Применительно к трудовой деятельности потребность - это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

      Количество  и разнообразие потребностей огромно.

      Потребности можно классифицировать как первичные  и вторичные. Первичные потребности  вызваны физиологией человека, и  они, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно появляются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

      Методами выявления потребностей сотрудников являются наблюдение, интервью, анкетирование.

      Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. В современном понятии различают четыре основные формы стимулов:

  1. Принуждение. На предприятиях используются различные административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, перенос отпуска, выговор, увольнение с работы.
  2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждения за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки и др.
  3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы и др.
  4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др. Это самый сильный стимул, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

      1.2. Теории мотивации.

     Понятие мотивации активно разрабатывалось  в XX веке. В настоящее время существует при группы различных теорий мотивации: первоначальные, содержательные, процессуальные.

     Первоначальные  теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта  поведения, материального и морального поощрения. Теории «X», «У», «Z», в основе которых лежит отношение человека к труду впервые разработаны Ф.У. Тейлором, Д. Мак Грегором и японским ученым В. Оучи.

     «Х», «У», «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей.

     По  теории «Х» естественно применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материальное поощрение.

     Стимулы побуждения к труду в теории «У»  располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение.

     Теория  «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в малой социальной группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Применяемые стимулы: моральные и материальные.

     Наиболее  известные содержательные теории мотивации:

     - теория потребностей Маслоу;

     - теория существования, связи и  роста Альдерфера;

     - теория приобретенных потребностей Мак Клелленда;

     - теория 2-х факторов Герцберга.

     Теория  потребностей Маслоу.

     Маслоу - один из крупных ученых в области  мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:

     - неудовлетворенные потребности побуждают к действиям;

     - если одна потребность удовлетворена,  то её место занимает другая;

     - потребности, находящиеся ближе  к основанию “пирамиды” требуют  первостепенного удовлетворения.

     В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:

     - Физиологические потребности;

     - Потребность безопасности;

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала