Модели взаимодействия органов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Местное самоуправление – представляет собой один из важнейших институтов современного общества, одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, МСУ позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учёт интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1.Исторический очерк возникновения и развития местного самоуправления..........5 2.Сущность и особенности основных теорий и моделей МСУ..................................18
3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления.....................................31
4.Модели взаимодействия органов муниципального управления..............................37
Заключение.....................................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 98.56 Кб (Скачать)

         в. Обеспечение развития соответствующей  территории.

         Местное самоуправление означает, что население, органы местного самоуправления берут на себя ответственность  за решение всех вопросов местной  жизни. Принимая программы и планы  развития территории данной самоуправляющейся  единицы, утверждая и исполняя местные  бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение  экономического, социально-культурного  развития городских и сельских населенных пунктов, других территорий, в границах которых осуществляется местное  самоуправление.

         с. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых  и других жизненно важных услугах.

         Функция обслуживания населения – одна из основных функций  местного самоуправления: ведь, как  известно, в основе учения о местном  самоуправлении лежит мысль о  том, что население и образуемые им органы местного самоуправления гораздо  лучше могут самостоятельно решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, эффективности оказываемых населению  услуг, нежели государственные органы, государственные чиновники при  централизованной системе управления местными делами. 
 

  

  д. Охрана общественного  порядка, обеспечение  режима законности  на данной территории.

         Органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного  порядка. Основные задачи по охране общественного  порядка в системе местного самоуправления выполняют органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Органы местного самоуправления, осуществляя  эту функцию, взаимодействуют с  соответствующими органами государственной  власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения  в деле упрочения общественного  порядка, организуют исполнение законов  и иных правовых актов.

         и. Защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных  законодательством  страны.

   Органам государственной  запрещается ограничивать права местного самоуправления.  Органы местного самоуправления вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

         Функции местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимно  дополняют друг друга.  Только местное  самоуправление одновременно выполняет  все эти  функции и этим освобождает  органы государственной власти от "мелких" дел, позволяя им сконцентрироваться на решении стратегических проблем.   
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 

              4.Модели взаимодействия органов муниципального управления. 

      Существование различных организационных моделей  местного самоуправления основывается на особенностях взаимодействия представительного  органа, местной администрации и  высшего должностного лица. Различия в структурах организационых моделей  обусловлены распределением полномочий и предметов ведения между  этими органами.

          Развитие местного самоуправления  в мире, привело к образованию  различных моделей взаимодействия  органов муниципального управления.

      В современном мире получили большое  распространение несколько  моделей  организационных структур МСУ.  Рассмотрим основные из этих моделей. 

      Модель  «сильный мэр-совет»

                                                                                                    29

                                                                                                      1-мэр отчитывается совету.

                                                    1

                                         

 
 
 

     В этой модели населением избирается и  мэр, и совет. "Сильный" мэр является политическим лидером и юридическим  главой муниципальной администрации, руководит ею принципом единоначалия, влияет на формирование политической позиции муниципалитета,  сосредоточивает  в своих руках контроль над  исполнительным аппаратом, назначает  и освобождает от должности руководителей  департаментов и служб муниципалитетов, составляет проект бюджета и организует его исполнение. Совету отводится  пассивная роль критика. Совет играет вспомогательную роль при мэре, а  в некоторых случаях - механического  одобрения проектов, исходящих от администрации.  Совет не может  отстранить мэра от должности, мэру предоставляется  право вето на решения совета, который  может преодолеть это вето квалифицированным  большинством голосов.

     При "сильном" мэре обычно формируется  личный кабинет помощников-профессионалов,  в котором разрабатываются и  через который проводятся установки  мэра. В этой модели возникают напряженные отношения между мэром и советом, из-за  главного недостатка этой системы - большой концентрацией власти (полномочий) у мэра .30                                                                                                            

      Данная  модель представлена в половине городов  США, используется также в южных  землях Германии. В муниципальном  управлении РА применяется разновидность  модели «сильный мэр-совет (авагани)», который характеризуется тем, что  и глава администрации, и представительный орган — авагани избираются, при  этом глава администрации созывает и руководит заседанием представительного  органа  и подписывает его решения. 

      Модель  «сильный совет-слабый мэр»

                                                                                                       2-совет избирает мэра

                                                2

            

 
 
 

     Система "слабый мэр - сильный совет" характеризуется следующими основными чертами, представительный орган избирает из своего состава главу исполнительного органа из числа депутатов, который одновременно совмещает функции его руководителя; создаются комитеты по отдельным направлениям управления,  комитет наделяется полномочиями по подготовке муниципального бюджета. Предложения комитетов, как правило, принимаются без обсуждения. Совет руководит и контролирует деятельность исполнительного  органа, осуществляет нормотворческие полномочия, занимается оперативными вопросами управления, ему принадлежит право назначать чиновников на наиболее важные посты в муниципальном аппарате.

     "Слабый" мэр избирается советом, наделяется  некоторыми полномочиями, у него  отсутствуют широкие права в  административных вопросах. Он может  назначать только второстепенных  чиновников исполнительного аппарата  и имеет ограниченные полномочия  по контролю за деятельностью  этого аппарата. "Слабый" мэр  председательствует в совете, осуществляет  представительские и контрольные  функции. Для этой системы характерна  загрузка муниципальных советов  из- за большого количества стоящих пред ними  вопросов.

       Процесс усиления исполнительной  власти на всех уровнях на  уровне муниципалитетов проявляется,  в частности:

  а)в  переходе от избрания мэров  советами к их избранию путем  прямых выборов;

 б)в  расширении полномочий мэров,  в частности по руководству  текущими финансовыми делами.

  Модель  «сильный совет-слабый мэр», применяется  в США, Великобритании, Канаде, в  бургомистерской форме в Германии (мэр подотчётен перед советом,  когда избирается из числа  депутатов). 
 
 

Модель "Комиссионная (коллегиальная)"

     

     

       

       
 

      Система  управления в этой модели характеризуется  тем, что население избирает комиссию(комиссионеров), которые осуществляют представительные и исполнительные функции. Избираются руководители органов и структурных  подразделений местной администрации, влияние на них осуществляется через принимаемый советом бюджет. Ответственность за управление возлагается на коллегию (комитет, комиссия), один из членов которых выполняет функции председателя и является мэром. Общие решения по вопросам управления принимаются всей коллегией в целом.

     Главный недостаток этой системы управления видят в бесконтрольности, бюракратизме и т.д. Применяется во многих городах  США и Великобритании. 

     Комбинированная модель «сильный совет-сильный  мэр-управляющий»

     

                                 

                                                                                                3-мэр отчитывается совету

                                        3                                                            4-совет согласовывает с управ-ми

                                           4                         

                                                                   

  В комбинированной модели есть и мэр, и управляющий-главный администратор подчиняется мэру, но соотношение полномочий между ними может быть разное.Управление осуществляется специалистами-управляющими.

      Модель  «мэр-управляющий»    характеризуется тем, что единственное должностное лицо-глава муниципального образования(мэр, староста) избирается населением. Эта модель реализуется в США на уровне таунов и тауншипов, в странах Западной Европы на территории небольших, в основном сельских поселениях. 

Модель  «совет-управляющий(администратор)»

                                                                 

                                                  5                                                  5-совет нанимает управляющего

                                                                                                                       

                                                                                                      
 

        Система "Совет - управляющий" была впервые использована в 1908 году в штате Виргиния. За последние десятилетия сложность местных вопросов настолько возросла, что выборным лицам не хватает знаний и опыта для решения возникающих проблем. Особенность данной модели — административные функции сосредоточены у назначаемого на контрактной основе управляющего, он самостоятельно формирует администрацию, руководит ею. Выборный совет вырабатывает постановления и городскую политику, а для проведения своих решений в жизнь нанимает администратора. Совет может расторгнуть контракт с менеджером если он не справляется со своими полномочиями. Обычно срок работы контрактного управляющего не устанавливается - он занимает этот пост до тех пор, пока совет удовлетворен его деятельностью. Эта система возникла в связи с переносом в местное управление форм руководства, свойственных частным корпорациям с их советами директоров и управляющими-менеджерами.

      Институт  «муниципальных менеджеров» получил  распространение в США (40% всех городов), в Канаде (около 150 городов), Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии иряде  других стран. 
 

Информация о работе Модели взаимодействия органов муниципального управления