Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, реферат
Местное самоуправление – представляет собой один из важнейших институтов современного общества, одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, МСУ позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учёт интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.
Введение........................................................................................................................3
1.Исторический очерк возникновения и развития местного самоуправления..........5 2.Сущность и особенности основных теорий и моделей МСУ..................................18
3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления.....................................31
4.Модели взаимодействия органов муниципального управления..............................37
Заключение.....................................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................................44
Советская
модель организации местной власти
характеризуется следующими чертами:
Любой совет, начиная с самого низового звена-сельского, поселкого совета, представляет собой орган государственной власти на соответствующей территории. Самоуправленческие начала ограничиваются правом населения выбирать членов представительных органов. Реальной властью при советской модели управления обладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней.
Рассмотренные модели организации власти на местах наиболее типичные и часто встречающиеся, но на ряду с этими существуют ряд специфичных вариантов моделей организации власти.
После
сделанного теоретического анализа
попробуем выявить основные преимущества
и недостатки рассмотренных систем
муниципального управления (моделей):
В англосаксонской модели, преимущество - нет централизации во взаимоотношениях с вышестоящими органами; недостаток - нет прямого контроля за деятельностью местных органов.
В континентальной модели, преимущество - местные представительные органы, формируются в результате свободных и состязательных выборов непосредственно населением; недостаток - высокая степень централизации местного управления и самоуправления.
В смешанной модели, преимущества - общины являются основой государства; недостаток - главы администраций районов являются одновременно и государственными чиновниками, и главами исполнительных органов местного самоуправления.
В коммунальной модели, преимущество — деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе законодательных и нормативно-правовых актов; недостаток — сквозная идея самоуправления, все органы местного самоуправления ставятся по вертикали.
В
советской модели,
преимущество -
местная власть обладала достаточной
компетенцией и ресурсами, чтобы решать
проблемы местного значения, что и обеспечивало
устойчивость связи этой власти с населением;
недостаок — жёсткая централизация, единство
административно-
Сущностные черты
для всех моделей местного самоуправления,
развивающихся в условиях демократии,
– сохранение и развитие разнообразия
форм местного самоуправления. Это очень
важно для тех стран, которые уделяют особое
внимание соблюдению единых стандартов
уровня жизни для жителей разных территорий.
3.Понятие, принципы и функции местного
самоуправления.
В
науке до сегодняшних дней не выработано
единое общепринятое понятие «местное
самоуправление». Различные авторы
трактуют по разному это понятие,
по-разному также
Местное самоуправление основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
Местным самоуправление право граждан, населения данной территории на самостоятельное решение местных проблем. Государство признаёт самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществление данного права.
Местное самоуправление форма организации власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти означает, что население и формируемые им органы местного самоуправления берут на себя ответственность за упрвление муниципальными делами, ограничивая участие государственых структур в решении вопросов местной жизни.
Местное самоуправление один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей.Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. 24
Важную правовую основу самоуправления для всех стран Европы составляет Европейская Хартия местного самоуправления. Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года. В ней дается следующее определение местного самоуправления:
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.»25
В российском законодательстве, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятом в 1995 году (в дальнейшем - Федеральный закон 1995 года), была приведена следующая формулировка:
"Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в дальнейшем - Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ) говорится следующее:
"Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций"26
Анализируя формируловки местного самоуправления в ФЗ РФ можно увидить, что в Федеральном законе 1995 года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и другое.
Отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население, потом - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны".
Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
«Европейскую Хартию местного самоуправления» от 15 октября 1985 года Армения ратифицировала в 2001г. В Законе Ресрублики Армения о местном самоуправлении принятый в 2002г. «Местное самоуправление – это гарантированное Конституцией и настоящим Законом право органов местного самоуправления, действующих самостоятельно, и возможности муниципалитета решать муниципальные задачи и распоряжаться собственностью муниципалитета под свою ответственность и в рамках закона в целях повышения благосостояния населения.Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Армения». 27
Рассмотрев
наиболее расспространённые и
Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. К их числу относятся:
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:
Можно выделить следующие основные
функции местного
а. Обеспечение участия населения в решении местных дел.
Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного управления с меньшей бюрократией. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения; поддержку инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления.
Самоуправление
б. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления.
Местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.
Информация о работе Модели взаимодействия органов муниципального управления