Модели взаимодействия органов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Местное самоуправление – представляет собой один из важнейших институтов современного общества, одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, МСУ позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учёт интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1.Исторический очерк возникновения и развития местного самоуправления..........5 2.Сущность и особенности основных теорий и моделей МСУ..................................18
3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления.....................................31
4.Модели взаимодействия органов муниципального управления..............................37
Заключение.....................................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 98.56 Кб (Скачать)

Советская модель организации местной власти характеризуется следующими чертами: 

  • единовластие  представительных органов снизу  доверху;
  • жёсткая централизация системы представительных и исполнительных органов;
  • иерархическая соподчинённость всех её звеньев.

      Любой совет, начиная с самого низового звена-сельского, поселкого совета, представляет собой орган государственной  власти на соответствующей территории. Самоуправленческие начала ограничиваются правом населения выбирать членов представительных органов. Реальной властью при советской  модели управления обладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней.

      Рассмотренные модели организации власти на местах наиболее типичные и часто встречающиеся, но на ряду с этими существуют ряд  специфичных вариантов моделей  организации власти.

      После сделанного теоретического анализа  попробуем выявить основные преимущества и недостатки рассмотренных систем муниципального управления (моделей): 

        В англосаксонской модели, преимущество - нет централизации во взаимоотношениях с вышестоящими органами; недостаток - нет прямого контроля за деятельностью местных органов.

   В континентальной модели, преимущество - местные представительные органы, формируются в результате свободных и состязательных выборов непосредственно населением; недостаток - высокая степень централизации местного управления и самоуправления.

       В смешанной модели, преимущества - общины являются основой государства; недостаток -  главы администраций районов являются одновременно и государственными чиновниками, и главами исполнительных органов местного самоуправления.

      В коммунальной модели, преимущество — деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе законодательных и нормативно-правовых актов; недостаток — сквозная идея самоуправления, все органы местного самоуправления ставятся по вертикали.

      В советской модели, преимущество - местная власть обладала достаточной компетенцией и ресурсами, чтобы решать проблемы местного значения, что и обеспечивало устойчивость связи этой власти с населением; недостаок — жёсткая централизация, единство административно-территориального устройства страны.

           Сущностные черты для всех моделей местного самоуправления, развивающихся в условиях демократии, – сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это очень важно для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий.        
 
 
 

         

                         3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления. 

      В науке до сегодняшних дней не выработано единое общепринятое понятие «местное самоуправление». Различные авторы трактуют по разному  это понятие, по-разному также представляется оно и  в Конституциях разных стран. Современное местное самоуправление концентрирует в себе элементы научных  концепций, отражающих различные подходы  к трактовке природы и сущности этого социального явления. Существуют большое количество определений  местного самоуправления:

      Местное самоуправление  основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

      Местным самоуправление право граждан, населения данной территории на самостоятельное решение местных проблем. Государство признаёт самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий  и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществление  данного права.

        Местное самоуправление  форма организации власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти означает, что население и формируемые им органы местного самоуправления берут на себя ответственность за упрвление муниципальными делами, ограничивая участие государственых структур в решении вопросов местной жизни.

      Местное самоуправление один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей.Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. 24

      Важную  правовую основу самоуправления для  всех стран Европы составляет Европейская  Хартия местного самоуправления. Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года. В ней дается следующее определение местного самоуправления:

      «Под  местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.»25

      В российском законодательстве, в Федеральном  законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", принятом в 1995 году (в дальнейшем - Федеральный  закон 1995 года), была приведена следующая  формулировка:

      "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

      В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в дальнейшем - Федеральный  закон 2003 года N 131-ФЗ) говорится следующее:

      "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций"26

      Анализируя  формируловки местного самоуправления в ФЗ РФ можно увидить, что  в    Федеральном законе 1995 года акцент сделан на местное самоуправление как  на деятельность населения, а в Федеральном  законе 2003 года - как на форму осуществления  народом своей власти. Очевидно, важно и то и другое.

      Отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов  местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан  и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население,  потом - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и  о реальной способности органов  местного самоуправления решать местные  вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и  финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской  хартии требуют учета всех ее отправных  положений. В ней установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции  страны".

      Конституцией  РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

        «Европейскую Хартию местного  самоуправления»  от 15 октября  1985 года  Армения ратифицировала  в 2001г. В Законе Ресрублики Армения о местном самоуправлении принятый в 2002г. «Местное самоуправление – это гарантированное Конституцией и настоящим Законом право органов местного самоуправления, действующих самостоятельно, и возможности муниципалитета решать муниципальные задачи и распоряжаться собственностью муниципалитета под свою ответственность и в рамках закона в целях повышения благосостояния населения.Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Армения». 27

      Рассмотрев  наиболее расспространённые и используемые в законодательствах определение  понятия местное самоуправление, можно сказать, что местное самоуправление - это такой способ децентрализации  власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и  самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед  ними

      Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. Принципы местного самоуправления – это обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.  К их числу относятся:

  • самостоятельность населения в решении вопросов местного значения (Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.);
  • организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям (местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу);
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
  • государственные гарантии местного самоуправления.28
 

      Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится  местное самоуправление.

      Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению демократических  идеалов и ценностей, а также  призвано обеспечить:

  1. потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни);
  2. реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц;
  3. оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д.
 

     Можно выделить  следующие основные  функции местного самоуправления:

         а. Обеспечение участия  населения в решении  местных дел.

         Местное самоуправление способствует приближению власти к  народу, созданию гибкого механизма  местного управления с меньшей бюрократией. Это предполагает развитие муниципальной  демократии, создание условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения; поддержку  инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления.

         Самоуправление основывается на активности населения, осознании  им своей ответственности за управление местными делами. Важное значение для  осуществления данной функции местного самоуправления имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, совершенствования форм и методов  такого участия, а также преодоление  апатии и равнодушия части населения  к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления. Участие  граждан в решении местных  дел обеспечивается с помощью  форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а  также через органы местного самоуправления.

         б. Управление муниципальной  собственностью, финансовыми  средствами местного управления.

         Местное самоуправление должно иметь достаточную для  реализации своих задач материальную и финансовую базу. Органы местного самоуправления под свою ответственность  решают вопросы владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а  также устанавливают местные  налоги и сборы. Эффективное осуществление  данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.

Информация о работе Модели взаимодействия органов муниципального управления