Модели взаимодействия органов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Местное самоуправление – представляет собой один из важнейших институтов современного общества, одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, МСУ позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учёт интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1.Исторический очерк возникновения и развития местного самоуправления..........5 2.Сущность и особенности основных теорий и моделей МСУ..................................18
3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления.....................................31
4.Модели взаимодействия органов муниципального управления..............................37
Заключение.....................................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 98.56 Кб (Скачать)

       Временное правительство и местное самоуправление

     Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской  революции 1917 г. Временное правительство.

     3 марта 1917 г. Временное правительство  приняло декларацию, в которой  в качестве цели определялась  реформа местного самоуправления  с установлением всеобщего, равного,  прямого и тайного избирательного  права для всех граждан, достигших  20 лет. При Министерстве внутренних  дел было создано Особое совещание.  Его задачей была подготовка  необходимых материалов по реформе  местного самоуправления. Однако  осуществить эту реформу в  полной мере не удалось: последовала  Октябрьская революция 1917 г.

     В целом можно констатировать, что  Временным правительством была создана  достаточно полная нормативная база для формирования местного самоуправления, представляющая практический интерес  и в настоящее время. 

     Организация местной власти в  советский период.

     Характер  и направленность процессов организации  власти на местах в России коренным образом изменились после Октября 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления.

     С первых дней своего существования Советы депутатов стремились сменить органы местного самоуправления или поставить  их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как  органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих  органов вышестоящим.

     Одним из основных принципов организации  и деятельности всех звеньев Советов  являлся принцип демократического централизма, который был положен  в основу объединения всех Советов  в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в  конституциях советского периода, и  в законах, регламентирующих организацию  деятельности отдельных звеньев  Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов  РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов  РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном  Совете народных депутатов (1980 г.).

     Местное самоуправление в целом стало  рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии2. Только в начале 60-х гг. XX в. постепенно стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.

     С принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об  общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»  и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР «О местном  самоуправлении в РСФСР» был связан новый этап в развитии местного самоуправления. Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов - это в итоге привело к роспуску местных Советов. В октябре 1993 г. в рамках разрешения кризиса власти в Российской Федерации было издано Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года.

     С принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» активизировался  процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их совершенствования  на основе Конституции РФ 1993 г.

     Весьма  активно стало формироваться  федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Были приняты Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации» и др. Однако практика применения этих федеральных законов выявила  целый ряд проблем, связанных  с осуществлением местного самоуправления в России. Это вызвало необходимость  дальнейшего совершенствования  правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне3.

     6 октября 2003 г. был принят новый  Федеральный закона «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» 

     Советское законодательство строилось как  законодательство о статусе местных  органов власти разного уровня. Постсоветская  модель базировалась на выделении в  качестве первичного объекта регулирования  вместо местных органов власти низовых  территорий. В итоге - ухудшение правового  определения статуса, в том числе  компетенции, органов местной власти. Сильная сторона постсоветского подхода - продуцирование компетенции  муниципальных территорий, аккумулирующих интересы и волю первичного субъекта самоуправления - населения. Период с  начала 90-х гг. XX в. до принятия Закона от 6 октября 2003 г. - этап формирования в  субъектах Федерации территориальных  основ местного самоуправления, формирования и стабилизации статуса муниципальных  образований.

     В настоящее время российское местное  самоуправление находится на пороге важного рубежа в своём развитии.

     Во-первых, в декабре 2010г. отмечается 17- летие  действующей Конституции РФ заложившей основы новой модели организации  местного самоуправления в стране. Согласно ст.12 данной Конституции власть в стране организационно разделена  на два уровня–систему государственной  власти и систему местного самоуправления. Выведение системы местного самоуправления из общей системы государственного управления поставило конец к существующей на протяжении всего периода советской власти централизованной государственной форме организации местных органов власти.17тлет- срок, небольшой  в общеисторическом масштабе, но значительный для развития современного нового общественного института. За прошедшее с тех пор время были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово — экономическая база, накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

     Во-вторых, 1 января 2009г. Закончился переходный период реализации Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», в  результате чего все его положения  должны вступить в силу на территории каждого из субъектов РФ (кроме  Чечни и Ингушетии ). В результате данной реформы вместо 11436 муниципальных  образований, существовавших в РФ в  соответствии с Законом 2003г., было образовано 24510 муниципальных образований.4

     Одним из приоритетных направлений государственной  политики России является развитие местного самоуправления , налаживание постоянного  и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения. Формирование эффективной системы  местной власти — всегда длительный и довольно сложный процесс.Поэтому  нет ничего удивительного в том, что в РФ данный процесс до сих  пор находится в стадии развития  и включает множество нерешённых проблем, связанных с законодательнымобеспечением  деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных  специалистов в области муниципального управления, отсутсвием надёжных материально- финансовых основ деятельности местных  органов власти. 

Формирование  и развитие муниципального управления в Республике Армения  

      Армянская государственность в основном сложилась  в I тыс. до н.э. В 301 г. Армения стала  первой страной в мире, принявшей  христианство в качестве государственной  религии. Традиции  государственного управления и местного самоуправления существовали в Армении с древних  времён.

      Во  главе  страны стоял король, который  наделялся законодательными и исполнительными  полномочиями для управления. Существовал  специальный совещательный орган - «Ашхаражохов», который в определенное время года созывал король, и на котором пресутствовала вместе с  нахарарами и ишханами «элита сельских общин».

        Функциональное управление осуществляли  горцакалутюны, часть из которых  носила постоянный характер, таких  как: Азарапетутюн – управлял  финансами, налогооблажением, военным  делом, ему подчинялись все  сельские общины; Маххазутюн –  личная охрана короля; Айрутюн  (мардпетутюн) – контролировал  и управлял казной и царским  двором; Мецн Датаварутюн; Спарапетутюн  – руководил военным делом  с конца II века до н. э.(рис. 1) 

              Система государственного управления  в исторической Армении.(рис. 1)5 

            Аркуник                                            Король                                   Ашхаражохов

     (высшая инстанция)                        

                           

                                                                                                                  Территориальные

                                                                                                                  органы управления

      

      

      

Функциональные органы

       управления

        

  Горцакалутюны                                            
   Азарапетутюны
   Маххазутюны
      Айрутюн

  (мардпетутюн)

Спарапетутюн

(с к. II века до н.э.)

 
 

      Территория  королевства Мецн Айк состояла из 124 гаваров, которые были объеденены в рамках 22 стратегий (кохмнакалутюн) и царского двора. Каждая стратегия  руководилась «кусакалом, бдешхом», который  назначался королём, а потом  эта  должность передавалась по наследству.  
 

      Города  Мецн Айка управлялись управляющими городов, которые назначались королем, вместе с ними существовал совещательный  орган городов. Низшее звено государственного административного аппарата управления составляли сельские общины, которые  управлялись руководителями сельских общин. Следует отметить также, что  крупные города были самостоятельными, а мелкие входили в стратегии, а некоторые села входили в  территории городов.

      После распада королевской власти в  Армении (428 г.) на территориях, находившихся под влиянием Персии и Бюзандии, в общем сохранилась структура  государственного управления. Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. Царский двор Персии на своей подвластной территории назначал марзпана, который управлял страной.

      В период правления Багратунистской  династии (885 – 1045 гг.) страной правил король. Наангами и гаварами управляли  гаварские короли (Васпуракана, Карса, Сюника, Ташир-Дзорагета), которых назначал король.

      В Киликийской Армении (великое  княжество 1080 – 1198 гг. и королевство – 1198 – 1375 гг.) система государственного управления основывалась на прежних принципах  построения системы государственного управления и учитывала опыт европейских  стран. Король назначал на высшие должности  умных людей, перестала действовать  система передачи должности по наследству. Гавары и города управлялись гаварапетами и мэрами, которые  подчинялись  королю. Они обладали  широкими полномочими  в военных, финансовых, административных и судебных делах. Параллельно существовал  и представительный орган – совет  старост. Каждый гавар состоял из сельских общин, управление которых  осуществлял староста общины. Также  в городах, кроме мэров, существовали и органы самоуправления: советы горожан, гильдии, амкарутюны.6

      С включением Восточной Армении в  состав Российской империи (1828) на нее  постепенно стало распространяться российское законодательство. После провозглашения в Армении независимости (июль 1918 г.) образовался новый высший законодательный орган республики - Совет Армении (парламент). В таком виде Республика просуществовала около двух лет и в ноябре 1920 г. была провозглашена Армянской ССР. и в 1922 г. была принята первая Конституция АССР. После установления Советской власти в 1920 г. Армения фактически на протяжении всего советского периода, ее законодательство ничем не отличалось от законодательства других союзных республик. В советское время в районах действовали местные советы, которые выступали в роли местного органа государственной власти, решали вопросы и исполнительные комитеты к ним, которые являлись местными органами управления и входили в систему государственного управления.

Информация о работе Модели взаимодействия органов муниципального управления