Модели взаимодействия органов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Местное самоуправление – представляет собой один из важнейших институтов современного общества, одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, МСУ позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учёт интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1.Исторический очерк возникновения и развития местного самоуправления..........5 2.Сущность и особенности основных теорий и моделей МСУ..................................18
3.Понятие, принципы и функции местного самоуправления.....................................31
4.Модели взаимодействия органов муниципального управления..............................37
Заключение.....................................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 98.56 Кб (Скачать)

   Очень важное значение для  становления государственности  имеет Декларация о независимости  Армении, принятая Верховным Советом  23 августа 1990 г. 

        Конституция 1995 г. провозгласила  Армению "суверенным, демократическим,  социальным, правовым государством" и в этом же году был принят  Закон о новом административном  делении, в соответствии с которым  созданы 11 областей (мазров), управляемых  губернаторами.

      Принятый  в 1996г. закон «О местном самоуправлении»  положил начало процессу муниципализации  в независимой Армении, однако не учитывал тенденции развития местного самоуправления в современном мире.

        Республика Армения, как и подавляющее  большинство бывших республик  СССР, после распада последнего  стремилось к интеграции в  Европейское Сообщество. Как следствие  этого Армения не могла игнорировать  признанные на европейском пространстве  стандарты демократии, которым на  тот период не соответствовала  доктрина армянского муниципализма.

      В 2001 году Национальное Собрание Армении  ратифицировало «Европейскую Хартию местного самоуправления» от 15 октября 1985 года , что еще больше сблизило ее с  Европейским Сообществом. Положения  Хартии постепенно стали оказывать  заметное влияние на развитие современного армянского муниципального законодательства, которое стало развиваться с  учетом классического европейского принципа субсидиарности.

      Законом «О местном самоуправлении» 2002 года в основном связано с попыткой законодателя привести муниципальное  законодательство страны в соответствие с «Европейской Хартией местного самоуправления» и тем самым  сформировать муниципальную систему  Армении на принципах децентрализации. Закон воспринял такие принципы Хартии, как свобода действий органов  местного самоуправления в пределах своих полномочий, учет мнения населения  при изменении территории местного самоуправления, самостоятельность  местных органов при определении  своих внутренних структур, деление  задач местного самоуправления на собственные  и делегированные государственными органами, финансовые гарантии, право  местных органов на создание ассоциаций и т.д. В этом законе  расширены  полномочия органов местного самоуправления, гарантирована их самостоятельность.

        Всенародным референдумом 2005г. были  внесены поправки к Конституции  Республики Армения 1995 года и  в этом же году  был переиздан  Закон Республики Армения «О местном самоуправлении». В отредактированных правовых актов были внесены положения, благодаря которым деятельность органов местного самоуправления 
становится более прозрачной, а информация об их деятельности более 
доступной, закрепляются гарантии местного самоуправления; закрепляетсяправо за органами местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; четче определяются нормы взаимоотношений между территориальной и местной формами власти, благодаря которым процесс децентрализации власти становится необратимым. До муниципальной реформы 2005 года столица Армения - город Ереван - считалась областью, а после проведения референдума ст.108 
главы 7 выглядит следующим образом:«Ереван является муниципальным 
образованием».7

        Административно-территориальными  единицами в Армении являются  области и общины. На уровне  областей осуществляется государственное  управление, а на уровне общин  - муниципалитетов - местное самоуправление. В настоящее время в республике  действуют 930 общин– 47 городских, 12 местных и 871 сельских, которые  имеют соответствующие выборные  органы.8

        В Армении, как и в большинстве  государств современного мира, с  одной стороны, местное самоуправление  осуществляется органами муниципальной  власти в пределах собственных  полномочий как представителями  народа, с другой - в рамках форм  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления.

      В XXI веке государство начинает влиять на муниципальные органы власти не через своих представителей на местах, а через переданные муниципалитетам  полномочия. Прошедшие 14 лет были периодом преодоления трудностей и достижений, в течение которого органы местного самоуправления Армении состоялись как один из важнейших институтов демократии и гражданского общества в республике.

      Специфика местного самоуправления, по мнению многих армянских государствоведов, заключается  в том, что оно, как правило, осуществляется на низовом уровне посредством муниципалитетов, т.е. общин, управление которыми построено  на началах местного самоуправления и которые обладают статусом юридического лица. В армянской конституционной  и муниципальной правовой литературе становление и развитие местного самоуправления и областного управления получили еще недостаточное освещение.  
 
 

Опыт  местного самоуправления в Зарубежных странах. 

      В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

     Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие  в управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

        В условиях рыночной экономики  необходимость широкого самоуправления  на местах, как правило, поддерживается  и защищается большинством населения  любой страны.

     В настоящее время наиболее существенными  признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении  местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

      Например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

     Сложившееся, например, в Латинской Америке  законодательство о местном управлении было обусловлено рядом факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История  возникновения здесь органов  местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной  стороны, довольно широкие полномочия, а с другой - они находились под  жестким контролем со стороны  центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще  в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми  испанским парламентом - Кортесами. Городским муниципалитетам предоставлялось  имущество в собственность, право  решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных  актов. Однако руководители муниципальных  органов - главные алькальды (мэры) или  коррехидоры (советники) - считались  служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке  была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности  местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны  центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской  Америке.

        Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо  закрепляет автономию муниципалитетов  как право выбирать органы  своей власти, осуществлять свободную  деятельность в пределах своей  компетенции, создавать собственные  источники доходов и собирать  денежные поступления.

      Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые имеют  право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. 

      Конституция Японии 1947 года, в отличие от предыдущей, содержит специальную главу VIII о  местных органах власти. Основным положением является принцип «местной автономии». При органах местной администрации в соответствии с законом учреждаются Собрания в качестве совещательного органа. Главные должностные лица органов местной администрации, члены их Собраний и другие местные должностные лица, которые определены законом, избираются населением, проживающим на территории соответствующих органов местной администрации, путем прямых выборов. «Местные общины» имеют право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, решать административные вопросы и издавать свои постановления в соответствии с существующими законами. Конституция содержит также оговорку, что ни один закон, относящийся к «местной общине», не может быть издан парламентом без согласия этой общины. Эти положения, устанавливающие новый статут местных органов власти, реорганизовали систему управления префектурами по типу американских штатов. Местное самоуправление в Японии осуществляется на двух уровнях: префектуры и поселения.9

      Несмотря  на существенные различий в традициях, формировании и  развитии местного самоуправления в различных странах, они обусловлены, прежде всего, тем, что пытаются строить местное  самоуправление на основе универсальных  принципов, которые будут специфичны для каждой страны отдельно взятой и конечно, очень важным фактором в этом процессе являютя история  и  менталитет страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Сущность  и особенности основных теорий  и моделей МСУ 

     Местное самоуправление как самостоятельное  явление общественной жизни и  институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного  общества. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

     В современной научной и учебной  литературе сформированы основные теории местного самоуправления. В кратком  виде характеристики этих теорий даны в таблице 1. 

  Таблица 1: Основные  теории местного  самоуправления10 

                             Теории                            Основные признаки
1.Теория  свободной общины Общины возникли раньше государства и имеют право  управлять собственными делами, признание 4-ой ветви власти.
2.Общественная  теория Строгое разграничение  государственных и общинных дел.
2.1.Хозяйственная  теория Приоритет хозяйственной  самостоятельности общины.
2.2.Юридическая  теория Приоритет юридической  самостоятельности общины.
2.3.Политическая  теория Приоритет принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы.
3.Государственная  теория Общинные дела- часть государственных дел, переданных для исполнения на места.
4.Государственно—  общественная теория. Выполнение  общиной как местных, так и  государственных дел.
 

Теория  свободной общины

      Появление этой теории относят к концу XVIII в. - началу XIX в. В числе ее создателей называют представителей французской  и бельгийской правовых школ - Турэ, Токвиля, Гербера и др. Социальный заказ для теории свободной общины формировали условия, при которых  местные дела находились в сфере  ведения государственных чиновников. Такая система местного управления не несла в себе стимулов для развития местных общин. Теория свободной  общины призвана была обратить внимание на самостоятельное значение общинной жизни, наличие у местных общин особых интересов и необходимость внедрения на местах начал самоуправления в качестве естественного права общин. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины. Согласно данной теории общины имеют собственные дела, негосударственные по природе, которые общины вправе решать самостоятельно. Для этого общины вправе формировать собственные органы управления, не имеющие статуса государственных. Государственные органы не должны вмешиваться в собственную компетенцию общин. Их задача - контроль за деятельностью общин, их органов самоуправления и обеспечение того, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного.

Информация о работе Модели взаимодействия органов муниципального управления