Модель менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Содержание

Введение 5
1 Характерные черты менеджера ХХI века 7
1.1 Сущность деятельности менеджера 7
1.2 Роли, выполняемые современными менеджерами 10
1.3 Качества современного менеджера 14
2 Факторы, характеризующие модель современного менеджера 20
2.1 Требования к современным менеджерам 20
2.2 Этические нормы менеджера 26
2.3 Ограничения современного руководителя 30
3 Модель идеального менеджера в реальности 36
3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров 36
3.2 Модель идеального менеджера с учетом национальных особенностей 40
3.3 Анализ качеств российских менеджеров 44
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

модель менеджера.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

      Появление данной компетенции в российской модели в большей степени обусловлено  изменениями внутри компаний, связанных  с их ростом, изменениями структуры  компаний в результате процессов  слияния и поглощения, преобразованиями, связанными со сменой собственников и пр. В результате этих перемен, часто в компаниях недостаточно тех регламентированных процедур и стандартов, на основе которых принимаются решения во многих компаниях на Западе: нет прописанных алгоритмов действий, многие решения рождаются заново. Поэтому успех менеджера в компании, в том числе, зависит от того, насколько полно он рассмотрит все факторы, влияющие на проблему, сможет взглянуть на ситуацию шире и увидеть влияние своих решений на других людей, отделы и компанию в целом.

      Построение  взаимоотношений - Общается с другими в дружелюбной манере, создает доверительную атмосферу. Устанавливает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации.

      Культурные  и экономические особенности России таковы, что часто для достижения поставленных целей необходимо использовать «нужные» контакты и неформальные связи, которые позволили бы решать вопросы в обход длительных бюрократических процедур, как внутри организации, так и с внешними службами (например, с налоговыми и ревизионными органами).

      Таким образом, проведя данное исследование, был сделан вывод, что, несмотря на то, что критерии успешности менеджеров на Западе и в России в целом схожи, некоторые из компетенций, важные для России, не являются столь востребованными на Западе. Это означает, что при внедрении западных технологий в России важно учитывать различие в культуре и экономике наших стран, что, очевидно, отражается на корпоративной культуре организаций. Несомненно, западные инструменты имеют длительную историю и являются эталонами в мировой практике, тем не менее, мы рекомендуем внимательно оценивать содержание методик и адаптировать технологии к российскому бизнесу, прежде чем внедрять и активно использовать их в России.  

      3.2 Модель идеального менеджера  с учетом национальных особенностей 

      Современные ассы менеджмента также не имеют  общего мнения, какими качествами и  чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует  отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны.

      Рассмотрим  образ идеального менеджера разных стран.

      Так, в США принято выделять следующую  цепочку важных качеств хорошего менеджера (рисунок 8).

      Наверное  многих, прочитавших такую последовательность, удивило, что организаторские способности  на последнем месте, а слово «профессионализм» не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В «Курсе для высшего управленческого персонала», переведенного с английского языка в 1970 году, можно прочесть: «Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний». Как видим, национальные особенности играют очень важную роль в формировании идеального образа менеджера. И образ неунывающего «американского героя» наложил свой особый отпечаток и на образ менеджера. Как бы в подтверждение этого можно привести слова Чарльза Швэба, одного из ведущих американских менеджеров: «Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения» [18]. 

      

      

      

      

      

      

      

      

      

 

 

Рисунок 8 – Модель идеального менеджера  в США 

      Качества, вошедшие в первые две десятки  важнейших в образе идеального менеджера  Англии, отличаются не только своей  последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет  следующий вид:

      - способность делегировать власть;

      - коммуникабельность;

      - доступность;

      - умение слушать;

      - авторитетность;

      - компетентность;

      - техниковооруженность;

      - честность;

      - твердость;

      - заинтересованность в людях;

      - позитивность;

      - решительность;

      - юмористичность;

      - широта способностей;

      - продуктивность;

      - дружелюбие;

      - прилежание;

      - общительность;

      - знание специальности;

      - отсутствие болтливости [18].

      Совершенно  иной подход к образу идеального менеджера  во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы «Коржеф» с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера - это «дар божий». При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% - жизненный опыт, 8% - техническую компетентность, 4% - авторитет, а 1% - внешние данные.

      Совершенно  другое мнение о качествах, необходимых  менеджерам, у финских специалистов. По их мнению, руководитель должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.

      Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушивать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%) [18].

      Мы  рассмотрели взгляды на образ  идеального менеджера в различных  странах. А какой руководитель считается  хорошим у нас?

      Если  открыть книгу Е. Е. Вендерова  «Психологические проблемы управления» (1969 г.), то можно обнаружить такую статистику: 20% опрошенных к основным качествам руководителя относили отзывчивость, внимательность, вежливость; 18% - техническую грамотность; 15% - волю, настойчивость, решительность; 14% - ум, толковость, сообразительность; 13% - организаторские способности.

      На  протяжении нескольких лет исследователи по проблемам подбора управленческих кадров делились на два так называемых лагеря. К первым относились те, кто старался выделить универсальные психологические качества, обладая которыми можно однозначно стать универсальным менеджером. Выделялись три вида универсальных качеств:

      а) руководителя-администратора, к которым относили силу воли, решительность и смелость, склонность направлять деятельность других;

      б) руководителя-социального лидера, к которым относились восприимчивость и реагирование на психологические особенности других людей, умение ставить свои поступки в пример другим;

      в) руководителя-интеллектуального лидера (оперирование задачами, прогнозирование) [18].

      Ко  второму лагерю исследователей относились люди, считающие, что универсальных черт успешного руководителя не существует, все зависит от конкретных условий деятельности и личности. Однако постепенно изменения в общественно-экономической жизни начали доказывать, что время предъявляет к менеджерам определенный список требований, без выполнения которых они не могут продуктивно работать. Так, в 1990 году один из ведущих российских специалистов в области менеджмента Эдуард Андреевич Уткин обратил внимание на подготовку менеджеров: «Совершенно очевидно, что они должны иметь широкую общую подготовку, прежде всего в экономических дисциплинах, в совершенстве знать хотя бы один из западных языков, уметь быть «на ты» с ЭВМ, без которых невозможно представить современный менеджмент. Наряду с этим каждому необходима и более узкая специализация, предопределяющая конкретную сферу бизнеса, в которой придется работать».

      Что же должен уметь делать менеджер, по мнению российского специалиста?

      1 Организовывать и планировать производство и реализацию продукции;

      2 Принимать правильные нестандартные решения в области управления;

      3 Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером;

      4 Общаться, контактировать с людьми;

      5 Побуждать работников к творческой  деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;

      6 Находить выход из конфликтных ситуаций;

      7 Быть предельно объективным независимо от своих симпатий;

      8 Подбирать, отбирать и обучать работников;

      9 Уметь подчиняться и соблюдать субординацию;

      10 Вести деловые переговоры.

      При таком огромном перечне к умениям менеджера, не меньший список требований предъявляется к минимуму необходимых черт:

      1 Наличие специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция;

      2 Предприимчивость, инициативность, умение  творчески подходить к делу, способность к риску;

      3 Критический подход к существующему положению дел;

      4 Гибкость и рациональность мышления и действий;

      5 Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;

      6 Логичность поступков, динамичность поведения;

      7 Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие;

      8 Ориентация на конкуренцию, на  свободу выбора и хозяйственного маневра;

      9 Компетентность, эрудиция, широкий  кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

      10 Умение создавать условия для  развития личности подчиненных,  решения социальных проблем коллектива.

      Такой большой список качеств, знаний и  умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что менеджер сегодня выступает в ряде ролей. Сегодня менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор и, конечно, просто человеческое существо. Однако, если рассмотреть требования, предъявляемые к идеальному менеджеру в странах СНГ и странах с хорошо развитой рыночной экономикой, то отличия налицо. Взять, например, «ориентацию на конкуренцию». Данное требование остается чуждым и сегодня многим нашим управленцам. В требованиях к зарубежным менеджерам оно не встречается, так как является объективной реальностью.

Информация о работе Модель менеджера