Модель менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Содержание

Введение 5
1 Характерные черты менеджера ХХI века 7
1.1 Сущность деятельности менеджера 7
1.2 Роли, выполняемые современными менеджерами 10
1.3 Качества современного менеджера 14
2 Факторы, характеризующие модель современного менеджера 20
2.1 Требования к современным менеджерам 20
2.2 Этические нормы менеджера 26
2.3 Ограничения современного руководителя 30
3 Модель идеального менеджера в реальности 36
3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров 36
3.2 Модель идеального менеджера с учетом национальных особенностей 40
3.3 Анализ качеств российских менеджеров 44
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

модель менеджера.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

      11 Низкая способность формировать коллектив. Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли менеджера, он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу [14]. 

      Таким образом, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня: знание специальности, личные качества, личные способности, интеллектуальные способности, рабочие приемы, физические возможности.

      Современный менеджер должен характеризовать следующие положения:

      - отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства;

      - использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром;

      - применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне;

      - новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

      Для менеджера немаловажное значение имеет  знание делового этикета - сложившихся  в определенной социальной среде  привил поведения, а также следование им.

      Для современного менеджера существуют следующие потенциальные ограничения: неумение управлять собой, размытые личностные ценности, смутные личные цели, остановленное саморазвитие, недостаточность навыка решать проблемы, недостаток творческого подхода, неумение влиять на людей, недостаточное понимание особенностей управленческого труда, слабые навыки руководства, неумение обучать, низкая способность формировать коллектив. 

      3     Модель идеального менеджера в реальности 
 
 

      3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров  
 

      1. Что такое успех менеджера и как оценить этот успех?

      2. Как выявить в компании талантливых людей, которые могут стать успешными менеджерами?

      Ответы  на эти вопросы неизбежно приводят нас к необходимости модели компетенций. Поэтому разработка и внедрение модели компетенций давно является неотъемлемой частью управления эффективностью многих мультинациональных компаний и в то же время актуальной и модной темой для российского бизнеса. Проведенное исследование позволило составить усредненный портрет успешного менеджера в модели компетенций в условиях российского рынка и сравнить его с успешным менеджером на Западе [16].

      Данное  исследование продолжалось 9 месяцев  и в нем приняли участие 40 ведущих  российских и западных компаний. В рамках исследования было проведено 141 интервью с топ-менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России [16].

      По  результатам исследования была разработана  стандартная модель компетенций для менеджеров среднего звена «20 граней», которая состоит из 20 компетенций, важных для успешной работы менеджеров в России. В этой модели компетенции все компетенции разбиты на 5 групп: управленческие навыки, навыки принятия решений, мотивация, индивидуальные черты и межличностные навыки (рисунок 7): 

       
Рисунок 7 –
Модель компетенций «20 граней» [16] 

      В рамках исследования сравнили модель компетенций «20 граней» и стандартную модель компетенций британской компании A&DC. 
Результаты исследования показали, что отличия между критериями успешности менеджера в России и на Западе существуют.

      Основные  различия в критериях успешности менеджеров на Западе и в России лежат в области межличностных  навыков (навыки общения, построение взаимоотношений) и индивидуальных характеристиках (позитивное мышление, саморазвитие), которые во многом зависят от особенностей культуры и экономической ситуации в стране.

      Отличия между западными и российскими  компетенциями можно разделить  на две категории:

      - различия в терминологии (названия компетенций российской и западной моделей совпадают, но различны содержания этих компетенций или содержание компетенций в российской и западной моделях совпадают, но названия этих компетенций различны);

      - существование новых компетенций менеджеров в России, которые не фигурируют в стандартной модели A&DC.

      Различия  в терминологии: в российской модели компетенций «20 граней» выделили компетенцию Ответственность. Данная модель поведения в западной терминологии называется Решительностью (таблица 4): 

Таблица 4 - Компетенция «ответственность» [16] 

Ответственность
Западная  модель Российская  модель
Определение: С готовностью принимает решения, высказывает свое мнение, осуществляет действия и берет на себя обязательства Определение: При  принятии решения, берет на себя ответственность  за свои действия и действия своих подчиненных. Принимая на себя обязательства, четко им следует
 

      Компетенция Нацеленность на результат, используемая менеджерами в России, объединяет в себе компетенции Настойчивость и Нацеленность на достижение в западной общей модели A&DC. Кроме того, в российской модели появляется новое важное качество – амбициозность.

      Настойчивость - упорно добивается решения вопроса или проблемы до тех пор, пока задача не решена или не возникли непреодолимые препятствия.

      Нацеленность  на результат - ставит перед собой и своим подразделением амбициозные цели и активно стремится их достичь. Сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость и ищет различные пути для достижения результата.

      Нацеленность  на достижение - связывает профессиональную деятельность с достижением личных целей. Демонстрирует высокую потребность в достижении успеха.

      В российской модели компетенций «20 граней» под Сбором информации подразумевается не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения (таблица 5):  

Таблица 5 – Компетенция «сбор информации» [16] 

Сбор  информации
Западная  модель Российская модель
Определение: Эффективно собирает важную информацию в устном общении. Задает вопросы, направленные на сбор информации, демонстрирует  «активное» слушание Определение: Определяет, какой информации не хватает для  принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации
 

      В компетенции Развитие подчиненных участники исследования подчеркнули особую роль наставничества, как способ обучения и развития своих сотрудников (таблица 6): 

Таблица 6 – Компетенция «развитие подчиненных» [16] 

Развитие  подчиненных
Западная  модель Российская  модель
Определение: Развивает у подчинённых навыки и компетенции, связанные с текущей  и будущей работой, используя  возможности тренингов и других мероприятий по развитию Определение: Способствует развитию других, выступая в качестве примера. Учитывает личностные и  профессиональные качества сотрудников  и их карьерные устремления. Отслеживает  прогресс в развитии подчиненных
 

      В компетенции Межличностное понимание участники исследования подчеркнули необходимость активного слушания для эффективного взаимодействия и понимания точки зрения других людей в достижении собственных целей и задач менеджера.

      В компетенции Работа в команде участники выделили важность для успеха такого качества, как открытость, что подразумевает стремление менеджера делиться с коллегами необходимой информацией, сталкиваясь с проблемой, открыто говорить о ней, признаваться в своих ошибках.

      Результаты  исследования выявили следующие 4 компетенции, характерные только для России, и которые не отражены в модели компетенций A&DC:

      - саморазвитие;

      - позитивное мышление;

      - системность мышления;

      - построение взаимоотношений [16].

      Саморазвитие - открыт новым знаниям и опыту. Правильно оценивает свои сильные и слабые стороны, постоянно развивает свои профессиональные, деловые и личностные качества. Берется за решение более сложных задач с целью своего профессионального развития.

      Для Запада этот навык не так актуален, как для России, так как западная система образования больше отвечает потребностям бизнеса, поэтому выпускники университетов и колледжей имеют возможность получения всех необходимых знаний и навыков для применения их в работе по специальности. Выпускнику российского ВУЗа требуется затратить дополнительные усилия, чтобы приобрести нужные знания и навыки для решения тех задач, которые ставятся перед ним в бизнес среде.

      Присутствие компетенции Саморазвитие в российской модели также обусловлено необходимостью менеджера в России хорошо ориентироваться в постоянно меняющейся рыночной ситуации: появлении новых продуктов и технологий, открытии новых рынков, изменении законодательства. Чтобы человек эффективно работал в России, ему необходимо постоянно впитывать новые знания, так как темпы развития рынка опережают темы развития системы образования.

      Позитивное  мышление - концентрируется на позитивных моментах в сложных ситуациях, демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы. Данная компетенция наиболее актуальна для России в связи с постоянно меняющейся ситуацией на рынке, большим количеством проблем, требующих от менеджера немедленного решения. Часто эти проблемы ему приходится решать в условиях неопределенности (например, в законодательстве). Для успеха менеджеру необходимо постоянно поддерживать в себе уверенность в своих силах и возможности разрешения проблем.

      Кроме того, постоянные изменения на рынке  влекут за собой преобразования внутри компаний. Для успешной работы важно, чтобы менеджер принимал эти перемены, концентрировался на возможностях, которые они предоставляют, и указывал на это своим подчиненным.

      Системность мышления - рассматривает ситуацию в широком контексте, определяет причины возникновения проблем, находит способы предотвращения их в будущем. Видит, как его решения отражаются на других (людях, отделах, компаниях).

Информация о работе Модель менеджера