Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа
Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
Введение 5
1 Характерные черты менеджера ХХI века 7
1.1 Сущность деятельности менеджера 7
1.2 Роли, выполняемые современными менеджерами 10
1.3 Качества современного менеджера 14
2 Факторы, характеризующие модель современного менеджера 20
2.1 Требования к современным менеджерам 20
2.2 Этические нормы менеджера 26
2.3 Ограничения современного руководителя 30
3 Модель идеального менеджера в реальности 36
3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров 36
3.2 Модель идеального менеджера с учетом национальных особенностей 40
3.3 Анализ качеств российских менеджеров 44
Заключение 50
Список использованных источников 52
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор - инноватор - человек. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.
1.3
Качества современного менеджера
Выделяют
три группы качеств, важных для менеджера:
личные, профессиональные, организаторские
и деловые.
Личные
качества
Менеджеру необходимо иметь следующие качества (рисунок 3):
Рисунок
3 – Личные качества современного менеджера
К
личным качествам в первую очередь
относят честность и
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово [20].
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.
Современный
менеджер должен активно бороться с
собственными недостатками; формировать
у себя положительное отношение
к жизни и работе; создавать «здоровое»
окружение путем выдвижения и обучения
людей, раскрытия их способностей и талантов,
при этом не нужно опасаться потерять
авторитет – в большинстве случаев сотрудники
за такое отношение к ним платят, наоборот,
признанием и благодарностью [20].
Профессиональные
качества
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.
От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество
немыслимо без способности
Но
наиболее важно для менеджера схватывать
все налету, увязывать вновь приобретаемые
знания со старыми, обладать умением и
способностью учиться как на работе, так
и вне ее, повышая компетентность, но избегая
при этом однобокой специализации. Учеба
обычно начинается с момента вступления
в должность и никогда не прекращается.
Деловые
качества
Очередной
группой качеств менеджера, определяющих
его, собственно говоря, как менеджера,
являются организаторские, а также
деловые качества (рисунок 4). Они отражают
уровень организаторской культуры менеджера,
владение технологией управленческой
работы: подбором, расстановкой и использованием
кадров, выработкой норм, нормативов и
регламентов, личных планов и планов деятельности
подразделений, служб, оперативных планов
и планов-графиков проведения мероприятий,
доведением заданий до исполнителей инструктажем,
распорядительством, контролем.
Рисунок 4 – Деловые качества современного менеджера
К
организаторским качествам
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации [20].