Модель менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Содержание

Введение 5
1 Характерные черты менеджера ХХI века 7
1.1 Сущность деятельности менеджера 7
1.2 Роли, выполняемые современными менеджерами 10
1.3 Качества современного менеджера 14
2 Факторы, характеризующие модель современного менеджера 20
2.1 Требования к современным менеджерам 20
2.2 Этические нормы менеджера 26
2.3 Ограничения современного руководителя 30
3 Модель идеального менеджера в реальности 36
3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров 36
3.2 Модель идеального менеджера с учетом национальных особенностей 40
3.3 Анализ качеств российских менеджеров 44
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

модель менеджера.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

      Но  при всей несхожести решаемых задач  менеджер практически всегда стремится при их решении ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, то есть другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т. д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека.

      Таким образом, сама специфика решаемых задач  предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.

      У них особый предмет труда - информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разнообразной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество [10].

     Что вкладывается в понятие современный  менеджер? Ответ на этот вопрос далеко не столь однозначен, как может  показаться на первый взгляд. Как выяснилось в ходе исследования, далеко не все, кто занят в управлении и принимает  решения, считают себя менеджерами.

     Однако  сегодня российское общество стремительно меняется – этапы, на прохождение  которых западным странам понадобились десятилетия, Россия проходит за годы. По мнению большинства опрошенных, Россия стремительно сокращает разрыв с западным сообществом и в недалекой перспективе сможет соперничать с ним по числу квалифицированных специалистов в сфере управления [5; c. 26].

     Французский социолог О. Конт выделял в истории  современных обществ три фазы развития. В первой в системе общественных идей господствует мистика, во второй – метафизика, а в третьей начинает доминировать научный рационалистический подход. Рационализация или, как трактовал ее немецкий исследователь М. Вебер, «расколдование» мира привело к возникновению нового типа управленца – бюрократа, которого западные социологи рассматривают в качестве прототипа современного менеджера.

     Формирование  класса менеджеров было обусловлено  индустриальной революцией и последовавшим  за ней рассредоточением собственности. Дробление собственности привело  к тому, что ее владельцы теряли контроль над оперативным управлением производством, и эти функции переходили к наемным управленцам. По мере убывания влияния собственников стал расти объем властных полномочий наемных управляющих. С ростом производительных сил, увеличением доли интеллектуальной составляющей производства и усилением влияния информационных технологий наемные менеджеры стали решать не только тактические, но и стратегические задачи – формулировать цели развития организаций.

     Таким образом, сегодня именно они, а не владельцы предприятий становятся ключевыми фигурами экономического развития. При этом менеджеры определяют как деятельность отдельных компаний, так и развитие целых отраслей, а в более широком смысле - экономики своих стран.

     Этот  тезис актуален в отношении России: сегодня отечественные менеджеры образуют динамично развивающуюся социальную группу, стремящуюся к консолидации на основе общих профессиональных интересов [2; c. 53].

     Термин  «менеджер» имеет довольно широкое распространение (рисунок 1):

     

     

       
 
 

       
 
 
 
 

Рисунок 1 – Многообразие определения «менеджер» 

     Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные  методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны.

     Современный менеджер на основе системного подхода  занимается проблемами интеграции всего  комплекса, обеспечивающего преобразование ресурсов, которыми располагает человечество, для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества [12; c. 8 – 19].

      Выделяют  следующие уровни управления, каждый из которых имеет свои цели, задачи и требования (таблица 1):

 

Таблица 1 - Типы менеджеров по уровням управления [15] 

Уровень управления Кто относится Основные задачи
Высший Руководитель  организации и его заместители Формирование  целей организации, разработка долгосрочных планов, взаимодействие организации  с внешней средой
Средний Все остальные  руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями
Низший Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная  организация работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

      Менеджеры всех уровней управления имеют общие задачи:

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование;
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация;
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными;
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности;
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня;
  6. Проведение собраний совещаний;
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками;
  8. Работа с документами;
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов [15].
 

      1.2 Роли, выполняемые современными  менеджерами     

     Роль  менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в  целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

     Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и  даже фрагментом внешнего мира, представляющего  собой сферу деятельности организации.

     Менеджер  организации (руководитель) выполняет  также многообразные иные, дополняющие  друг друга функции (рисунок 2): 

     

     

     

     

     

       
 

Рисунок 2 – Роли, выполняемые современными менеджерами

     1) Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики;

     2) В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных;

     3) Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному;

     4) Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт;

     5) Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания [9];

     6) Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой - укрепить его гражданские позиции;

     7) Роль представителя организации (общественного деятеля) - подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.

     Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора. Основным содержанием деятельности менеджера является управление людьми.

     Классификация ролей руководителя по Минцбергу  дает представление о той работе, которую выполняет менеджер (таблица 2):  

Таблица 2 - Управленческие роли по Минцбергу [8] 

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового  или социального характера Церемониалы, действия, связанные с положением
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает  работу саморазвивающейся сети внешних  контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие  в совещаниях на стороне, работа с  внешними организациями и лицами
Информационные  роли
Приемник  информации Разыскивает и  получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка почты, осуществление контактов, связанных  с получением информации (периодические  издания, ознакомительные поездки)
Распространитель  информации Передает информацию, полученную из внешних источников или  от других подчиненных, членам организации, часть этой информации носит чисто  фактический характер, другая требует  анализа отдельных фактов для  формирования политики организации Рассылка почты  по организациям с цепью получения  информации. Проведение обзоров, бесед
Представитель Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов  работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним  организациям
Роли  по принятию решений
Предприниматель Изыскивает  возможности внутри самой организации  и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за. Корректировку действий, когда организация  оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений Обсуждение  стратегических и текущих вопросов
Распределитель  ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

Информация о работе Модель менеджера