Модель менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Содержание

Введение 5
1 Характерные черты менеджера ХХI века 7
1.1 Сущность деятельности менеджера 7
1.2 Роли, выполняемые современными менеджерами 10
1.3 Качества современного менеджера 14
2 Факторы, характеризующие модель современного менеджера 20
2.1 Требования к современным менеджерам 20
2.2 Этические нормы менеджера 26
2.3 Ограничения современного руководителя 30
3 Модель идеального менеджера в реальности 36
3.1 Исследование компетенций успешных менеджеров 36
3.2 Модель идеального менеджера с учетом национальных особенностей 40
3.3 Анализ качеств российских менеджеров 44
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

модель менеджера.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

      Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя  и не  любой ценой, но  в любых обстоятельствах. Он  должен  быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих  уважать  себя, демонстрируя  смелость  и  волевой характер.

      И, наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют  эффективность  работы менеджера. Ряд из них зависит от него самого и связан  либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач  вместо  непосредственного  руководства.

      Отрицательно  влияет на результативность работы менеджера  отсутствие коллегиальности при  обсуждении и решении важнейших  вопросов, присвоение себе результатов  работы коллектива, администрирование  вместо убеждения, пристрастное  отношение  к  сотрудникам.

      Однако  в  некоторых случаях эффективность  работы руководителя зависит  от  подчиненных. Например, если они плохо  проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные  не  знают  точно  своего  задания  и  взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы  не  «завалить»  дело. Во  многом  это происходит, кстати, от  неумения  планировать. Сложности  для  руководителя  возникают  и  в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций [4].  

      Итак, характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого

      Термин  «менеджер» имеет довольно широкое распространение. Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны.

      Современный менеджер на основе системного подхода  занимается проблемами интеграции всего  комплекса, обеспечивающего преобразование ресурсов, которыми располагает человечество, для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества

      Роль  менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в  целом организующая. Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции: администратора, организатора, профессионала (специалиста), преподавателя, психолога, воспитателя, представителя организации.

      Современный менеджер выступает в системе  общественного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор - инноватор - человек.

      Выделяют три группы качеств, важных для менеджера: личные, профессиональные, организаторские и деловые 

      2    Факторы, характеризующие модель  современного менеджера      
 

                                     

      2.1 Требования, предъявляемые к современным менеджерам  
 

      Можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Разделим данные требования на 6 основных блоков (таблица 3): 

Таблица 3 - Требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня 

Блок  требований Конкретные  требования
Знание  специальности - знание технологии  производственного процесса и  его функционирования;

- знание теории  менеджмента, основных законов  и приемов;

- знание общей экономической теории;

- знание теории  маркетинга;

- а также общая  эрудиция по специальности;

- знание науки  психологии (очень важно при работе  с людьми)

Личные  качества - умение быть  в форме;

- выносливость  в состоянии неопределенности  и стресса;

- выдержка в  любой конфликтной ситуации;

- коммуникативность;

- умение слушать;

- интуиция;

- приспособляемость  к ситуации;

- восприимчивость  критики, самокритичность;

- уверенность  в себе;

- авторитетность;

- стремление  к успеху и готовность работать  для этого;

- возраст и  внешние данные;

- сила воли

Личные  способности - умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

- умение распределять  обязанности и давать четкие  указания;

- умение стимулировать  и мотивировать работников;

- легкость в  общении, тактичность и дипломатичность

Интеллектуальные  способности - ум и рассудительность;

- творческий  потенциал;

- умение принять  нужное решение;

- логическое, структурное,  системное мышление;

- интуиция

Рабочие приемы - рациональность  и системность в работе;

- умение максимально концентрироваться;

- умение принятия  решений и снятия проблем;

- самоменеджмент;

- умение выражать  свои мысли, вести переговоры

Физические  возможности - активность  и подвижность;

- энергичность;

- сила и здоровье

 

      Современный менеджер должен характеризовать следующие положения:

      -  отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости  к постоянным изменениям  внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации;

      - использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде;

      - применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия из вне. Центральный момент здесь - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели;

      -  новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

      Ориентация  на новые условия и факторы  развития нашла отражение в принципах  менеджмента, формулировка которых  показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях [7; с. 37-39].

      Достаточно  сложно в нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к  современному менеджеру на предприятии. Он должен смотреть в будущее и  одновременно не отрываться от повседневности. Он должен быть «отцом» для персонала и в то же время строгим управленцем. Он должен разбираться в технологических процессах на предприятии, в основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, в психологии и методах манипулирования людьми, в финансах и налогах. Менеджер должен уметь взаимодействовать с властью и с клиентами, с  конкурентами и владельцами бизнеса. И, наконец – менеджер должен быть профессионалом менеджмента, микро- и макроэкономики.

      Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы (рисунок 5): 

        

      

        

      

        

        
 

Рисунок 5 - Качества менеджера, подвергаемые анализу 

        Биологические качества менеджера. Черты данной группы носят объективный характер - не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего, это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.

      1 Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как мужчины доминировали как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организационного поведения женщин:

      - социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции);

      - собственно половые, биологические и психологические.

      Роль  социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус - мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успеха. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей - личным качествам. Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходится.

      Вторая  группа факторов проявляется в большей зависимости психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл), заботами о семье, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф. Денмарк, А. Иглн, Б. Джонсон — «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Другие исследователи придерживаются противоположной точки зрения - повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам (М. Рихтер) [17].

      2 Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объясняются личными особенностями людей. Поэтому современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера - более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей — генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности - 63,5 года, в США - 59 лет (Т. Коно), вице-президенты несколько моложе - примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимающий этот пост 8 лет.

      Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале - знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров и сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.

      3 Здоровье. Здоровье - важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко: включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффективной деятельности, так как его рабочий день часто превышает физиологические нормы, закрепленные в законодательстве. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональными нагрузками. По данным медиков, не менее 50% здоровье человека зависит от образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию, 10% - на медицину. Образ жизни - устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения ими физиологических и духовных потребностей, нормы общения и поведения - является определяющим фактором человеческого здоровья [17].

Информация о работе Модель менеджера