Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности каждой группы методов управления персоналом, изучение их значимости и влияния на работников, проведение сравнительной характеристики методов руководства.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы методов управления персоналом;
2. Изучить административные методы управления персоналом;
3. Проанализировать экономические методы управления;
Введение 3
1 Теоретические основы методов руководства персоналом 5
1.1 Понятие о методах управления 5
1.2 Сущность методов руководства персоналом и их классификация 10
1.3 Сравнительная характеристика методов руководства персоналом 22
2. Анализ применения методов руководства персоналом в условиях
работы предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.1 Общая характеристика и организационная структура
предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.2 Административные методы управления на предприятии
общественного питания ООО «Ёлки-палки» 30
2.3 Экономические методы управления, применяемые
на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 34
2.4 Исследование методов социально-психологического воздействия
на персонал на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 37
3. Основные направления совершенствования методов
управления персоналом 43
3.1 Применение целевой комплексной программы
по совершенствованию методов управления 43
3.2 Мероприятия по внедрению современных методов управления 48
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Понятие эффективности, хотя и очень часто используется, но оно одно из наименее разработанных в теории управления. Не существует общей теории эффективности, и все попытки создать ее пока не привели к желаемому результату. В разных сферах деятельности используются свои частные показатели эффективности.
Управление по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем более эффективно. Показатель эффективности управления развитием - заинтересованность коллектива. Этот показатель отражает наличие важнейшего условия реализации планов развития - мотивированность исполнителей.
Все большее внимание в управленческой деятельности уделяется психологической службе как одному из механизмов эффективного управления. Это определяется основными направлениями деятельности психолога, результаты которой могут существенно повлиять на принятие управленческого решения. Изучение микроклимата в коллективе связано не только с подготовкой рекомендаций разного рода, но и с квалифицированным их анализом.
Рассмотрение роли психологической службы именно с позиции механизма управления позволяет ставить вопрос о взаимосвязи качества управления и нетрадиционных подходов к определению механизмов управления. Вместе с тем следует выделить аспекты, решение которых будет определять эффективность использования психологической службы как механизма управления. К ним можно отнести четкое определение прав и обязанностей психолога в системе управления; планирование работы на основе целей и задач подразделения, соблюдение единства психолого-педагогической и исследовательской деятельности в конкретных условиях, связь теоретических знаний с анализом фактов повседневной жизни, подготовка практических рекомендаций, влияющих на качество управления.
Расширение функциональных обязанностей руководителя, повышение ответственности за их реализацию становится использование научного консультирования как механизма эффективного управления.
Управленческое консультирование – деятельность, содержанием которой является помощь руководителю в решении управленческих проблем.
Специфика управленческого консультирования заключается в разновидности экспертной помощи, распространении современных научных достижений и передового опыта, повышении управленческой квалификации руководителя.
Консультирование через рефлексию, например подготовка и проведение «фотографии или самофотографии» деятельности руководителей с анализом всех отрицательных и положительных моментов; проведение учебного консультирования – чтение лекций, семинары; консультирование через взаимообучение – обмен достижениями и навыками.
В современной теории управления особое место занимает системный подход, который предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
Исходя из вышеизложенного, выявлено несколько рекомендаций, которых должны придерживаться в работе руководители ООО «Ёлки-палки»:
1. Четкое разграничение функций между начальником и его заместителями. Для этого на основе учета должностных инструкций составляется перечень обязанностей членов администрации. Данный перечень закрепляется приказом.
2. Проведение всех собраний, совещаний, планерок с одинаковой периодичностью в одно и то же время и в одном и том же месте. При этом до минимума сократить проведение различных внеплановых совещаний.
3. Ввести ежедневный регламент работы, предусматривающий:
- отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, сложных хозяйственных дел, длительных бесед с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих, заранее запланированных задач пресекать вежливо, но решительно;
- отказ от решения вопросов, входящих в компетенцию заместителей, в их отсутствие. Принятие решений по вопросам, входящим в компетенцию заместителей, может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть их самолюбие;
- максимальное использование в повседневной работе администратора и управляющего телефона и различных приставок к нему, персональной ЭВМ и т.п.;
- обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса. Необходимо также фиксировать все замечания и предложения подчиненных.
4. Разработка и регулярное совершенствование наиболее рациональной системы анализа и оценки труда работников.
Целью работы с административной группой является улучшение взаимодействия её членов путем раскрытия их личного потенциала.
Основными задачами исследования является:
- связь подготовки и повышения квалификации персонала с целями и проблемами предприятия;
- разработка содержания, методологии и организации программы подготовки административной группы;
- мотивирование и стимулирование членов административной группы на повышение квалификации и непрерывное самообразование.
Исследование предполагает проведение видеотренинга делового общения с административной группой для выработки навыков принятия коллективных решений и улучшения социально-психологического климата.
Тренерский состав должен быть в количестве 3 человек. Это руководитель программы, специалист-экономист и специалист-психолог. Соответственно анализ деятельности руководителей ООО «Ёлки-палки» и тренинг пойдут по двум направлениям – это экономические и социально-психологические методы управления персоналом.
3.2 Мероприятия по внедрению современных методов управления
Недостаточное использование социально-психологических методов управления персоналом в исследуемом предприятии приводит к отрицательным результатам. Безграмотное отношение к этим методам ведет к многочисленным конфликтам в коллективе, к текучести кадров.
Эффективность от качественного применения этих методов позволит держать в поле внимания культурно-бытовое обеспечение членов коллектива, заботиться о его бодром, деловом настроении. Существует ряд объективных причин, определяющих усиление внимания руководителя к косвенным методам управления. К числу их следует отнести:
- рост общего социально-культурного уровня трудящихся;
- рост требований к подготовке и переподготовке кадров управления;
- усиление требований к подбору и расстановке кадров;
- усиление моральных и материальных притязаний работников.
Мы предлагаем следующие социально-психологические методы управления персоналом в ООО «Ёлки-палки»:
1. Психологические методы:
- методы подготовки персонала ООО «Ёлки-палки» к нововведениям (диагностические, оперативные, развивающие, тонизирующие).
2. Социальные методы:
- социальные программы;
- поощрение за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
Далее подробно изложен каждый из предлагаемых методов управления.
Любое изменение в системе управления должно сопровождаться специальными мероприятиями по подготовке к их осуществлению.
Диагностические методы следует разделить на две группы: методы, позволяющие оперативно получать информацию об отношении к нововведениям; методы комплексного исследования ситуации, сопровождающей нововведение.
К методам комплексного исследования ситуации нововведения отнесены многофакторные опросы, сложные наблюдения, формирующий эксперимент.
К оперативным методам следует отнести беседу, дающую наиболее значимые результаты при построении ее в форме интервью. К этим же методам можно отнести короткую анкету, включающую до десяти вопросов, выборочное наблюдение со строго дозированными целями на ограниченном числе объектов, выступления на собраниях, деловых совещаниях, в газетах, по радио.
Информация из этих источников наиболее интересна для анализа отношений к нововведениям, поскольку имеет сугубо деловую направленность, содержит в себе не только критику, но и положительный опыт освоения нововведений и может быть положена в основу коррекции мероприятий по внедрению новшеств.
Наибольшей способностью повышать эффективность осуществления нововведений обладают развивающие методы, направленные на формирование новых качеств и свойств у личности и коллектива, адекватных ситуации нововведения. Чтобы эти методы действительно помогали, необходимо иметь модельное представление о тех отношениях, которые должны быть сформированы в результате нововведений.
Тонизирующие методы - это методы поддержки, одобрения, участия. Они могут дать эффект в течение непродолжительного времени, однако в стрессовых ситуациях, которые так часто сопровождают нововведения, способны сдерживать развитие негативной мотивации в тех или иных обстоятельствах, возникающих вследствие нововведения.
Основная цель психологических методов - формирование психологической готовности к нововведению.
Таким образом, готовность базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.
К социальным методам считается оправданным отнести:
1. Социальные программы - роль социальных льгот и выплат как части совокупного дохода работников в последние годы заметно возрастает. Специалисты отмечают, что льготы и выплаты перестали носить временный, дополнительный характер. Они превратились в жизненную потребность не только самих работников, но и их семей. Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк:
- оплаченные праздничные дни;
- оплаченные отпуска;
- оплаченные дни временной нетрудоспособности;
- медицинское страхование на предприятии;
- страхование от несчастных случаев;
- страхование по длительной нетрудоспособности;
- помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке;
В настоящее время льготы и выплаты социального плана не фигурируют непосредственно в платежных ведомостях, но существенно влияют на уровень доходов работников. Они не только служат социальной защитой трудящихся, но и позволяют фирмам привлекать и закреплять квалифицированных работников, способствуют развитию духа лояльности к организации.
2. Поощрение за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, за образцовое выполнение своих обязанностей и активное участие в общественной жизни коллектива работников производства:
- объявлением благодарности,
- выплатой премии.
Программа обучающих программ работников ОО «Ёлки-палки» представлена в приложении В.
Все вышеперечисленные мероприятия помогут существенно увеличить качество труда работников ООО «Ёлки-палки», являются эффективными как в экономическом, так и в социально-психологическом плане.
Заключение
Для достижения высоких показателей организации труда и высокой производительности труда необходимо применять методы управления персоналом в комплексе, так как их действие по отдельности может быть недостаточно эффективным.
Учитывая все нюансы использования методов воздействия на персонал, руководитель сможет правильно и рационально использовать труд своих работников и добиться от них наиболее полной трудовой отдачи.
Проведенный анализ показал, что применение методов управления персоналом в условиях предприятия общественного питания «Ёлки-палки» носит не всегда однозначный характер. Некоторые методы используются чаще, некоторые с меньшей интенсивностью. Следует отметить, что руководство предприятия чаще всего использует хорошо разработанные и привычные административные методы управления, в виде приказов распоряжений инструкций и т.п. С одной стороны это хорошо, так как стандартизированная и четко спланированная работа, как правило, самая эффективная. С другой стороны, получается иначе, потому что не происходит комплексного использования методов.
Поскольку современные подходы к управлению отличаются использованием именно косвенных методов управления персоналом, система управления ООО «Ёлки-палки» далека от совершенства. На предприятии упор делается на экономические методы, которые используются довольно ограничено. Но еще более слабо проработанными в практике управления ООО «Ёлки-палки» являются методы социально-психологического воздействия на персонал. Они не систематизированы, нигде не заявлены в качестве основных и редко используются.
Поэтому для совершенствования методов управления коллективом необходимо разработать целевую комплексную программу по внедрению современных методов управления.
Целями программы является:
1. Осознание руководством ООО «Ёлки-палки» необходимости изменения методов управления персоналом.
2. Овладение руководством ООО «Ёлки-палки» современными методами управления персоналом.
3. Апробация и внедрение новых методов управления персоналом в деятельность руководящей системы ООО «Ёлки-палки».
4. Мониторинг эффективности использования методов управления персоналом.
Информация о работе Методы управления персоналом на примере кафе "Ёлки-палки"