Методы управления персоналом на примере кафе "Ёлки-палки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности каждой группы методов управления персоналом, изучение их значимости и влияния на работников, проведение сравнительной характеристики методов руководства.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы методов управления персоналом;
2. Изучить административные методы управления персоналом;
3. Проанализировать экономические методы управления;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы методов руководства персоналом 5
1.1 Понятие о методах управления 5
1.2 Сущность методов руководства персоналом и их классификация 10
1.3 Сравнительная характеристика методов руководства персоналом 22
2. Анализ применения методов руководства персоналом в условиях
работы предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.1 Общая характеристика и организационная структура
предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.2 Административные методы управления на предприятии
общественного питания ООО «Ёлки-палки» 30
2.3 Экономические методы управления, применяемые
на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 34
2.4 Исследование методов социально-психологического воздействия
на персонал на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 37
3. Основные направления совершенствования методов
управления персоналом 43
3.1 Применение целевой комплексной программы
по совершенствованию методов управления 43
3.2 Мероприятия по внедрению современных методов управления 48
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57

Работа содержит 1 файл

Методы управления персоналом.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

Стиль руководства должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных и соответствовать той ситуации, в которой находится подчиненный.

Широкое разнообразие существующих методов и подходов в управлении персоналом ведет к тому, что начинает складываться общая профессиональная идеология этой управленческой дисциплины.

Раньше кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей предприятий, роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации, а финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации [2, С. 14].

Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников руководителей в глазах их подчиненных.

Сейчас корпоративный менеджмент переживает подлинный расцвет, наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб; повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров; резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу.

Каждый метод руководства персоналом имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Абсолютных, идеальных не существует. Поэтому перед руководителем встает несколько задач:

- стремиться найти те, методы, которые имеют с точки зрения стоящей задачи наибольший потенциал воздействия;

- умело сочетать те или иные методы руководства, чтобы их комбинация максимально мотивировала подчиненных выполнить данное задание;

- умело применять выработанные методы и их сочетание на практике.

Выбор метода – это только половина проблемы. Необходимо владеть искусством успешного его применения. При анализе отдельных групп методов руководства ранее были отмечены сильные и слабые стороны каждого из методов, заключенные в них возможности и присущие каждому из них ограничения. Руководитель, рассматривая тот или иной метод, всегда должен помнить об этих их ограничениях.

Руководитель при выборе метода управления должен также учитывать «эффект накопления» и «эффект привыкания». Длительное использование одного и того же метода, пусть даже эффективного, постепенно ведет к тому, что система управления адаптируется к нему. И это ослабляет воздействие метода. С другой стороны, за длительный период использования метода его недостатки накапливаются и могут вырасти в серьезную проблему. Например, многократное использование какого-то метода морального поощрения, не подкрепляемого материальными стимулами, постепенно снижает воздействие этого метода и появляется сначала все более пассивное отношение к нему, а на определенном этапе - отрицательная реакция. Стимул становится антистимулом. Поэтому важно сочетание методов морального и материального стимулирования. Очень серьезной становится проблема сочетания методов в связи с изменяющимися условиями, ситуацией и т.д. Например, на стадии почина роль моральных стимулов велика, а при переходе от почина к повсеместному распространению опыта роль морального стимулирования притупляется и, наоборот, возрастает значение систематического материального поощрения.

Проблема сочетания методов воздействия очень сложная, так как необходимо исследовать не только сами методы, но и учитывать в полной мере ситуацию и, главное, черты характера тех работников, на которых эти методы направлены.

Методы воздействия надо выбирать такими, чтобы они были адаптированными для конкретного работника. Поэтому успех в выборе методов руководства связан не только с пониманием сути методов, особенностями их сочетаний и т.д., но и глубоким знанием и умением руководителя в каждом методе различать содержание, направленность и организационную форму его применения.

Все методы управления персоналом оказывают воспитательное влияние на работника. Чем сознательнее, активнее, квалифицированнее, принципиальнее становится работник, тем больше создается предпосылок для применения базы для научных, логических методов убеждения, тем быстрее и эффективнее идет решение задач управления. Поэтому в условиях роста культуры, воспитанности персонала возрастает значение комплексного подхода к использованию методов руководства.

Следует иметь в виду, что методы управления не только применяются руководителями, но и формируют руководителей. Сформировавшиеся в условиях преобладания одной группы методов кадры постепенно сами становятся носителями этих методов. Эти работники пытаются сохранить методы, в условиях которых им удалось выдвинуться, к которым они привыкли. А потому переход к новым методам управления всегда требует работы по повышению квалификации, поиску и продвижению новых работников.

Очевидно так же, что использование только методов формального управления ведет к жестокости, отсутствию гибкости в организации, препятствию инициативы, что тормозит дальнейшее развитие организации и ведет к снижению стабильности занимаемого места на рынке конкуренции [3, С. 100]. В то же время преобладание неформальной структуры приведет к хаосу и неразберихе в организации. Таким образом, для успешного управления необходима как децентрализация управления и ответственности внутри фирмы, так и формирование сплоченности коллектива.

Формирование сплоченности коллектива сегодня носит название «корпоративной культуры», которая определяет ценности и убеждения работников предприятия. Объединяя в себе идейную и поведенческую стороны, корпоративная культура, формирует внутрифирменные правила, стандарты поведения поведение, имидж фирмы, стимулирует работников на достижение целей, способствует идентификации работника с фирмой, формирует приверженность фирме, создает дух коллективного «мы». «Дух корпорации» увеличивает прибыль и качество выпускаемой продукции примерно на 15-20%.

Идейная сторона корпоративной культуры – это нормы, ценности, предписания, принципы, социальные установки.

Поведенческая сторона корпоративной культуры – это символика (ритуалы, церемонии, традиции, обычаи), герои, отношения с руководителями, коллегами, подчиненными.

Только тот коллектив, который хорошо отдыхает, хорошо и работает, поэтому важным направлением корпоративной культуры является подготовка и проведение праздников и мероприятий по организации досуга своих работников.

Считается оправданным расход на атрибутику фирмы, создающую ее лицо (флажки, гимн, форму, значки, лозунги), ибо он создает у работников положительный трудовой настрой, служит укреплению корпоративного духа компании, сплоченности коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сравнительная характеристика методов руководства персоналом

Проведём краткую сравнительную характеристику 3 главных методов управления для систематизации их. Полученная сравнительная характеристика представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Сравнительная характеристика методов руководства

Признаки методов управления

Группы методов управления

1. Название методов управления

Административные

Экономические

Социально- психологические

2. Субстанция методов

Директива, дисциплина

Оптимизация мотивов

Психология, социология

3. Цель управления

Выполнение законов, директив, планов

Достижение конкурентоспособности выпускаемых объектов

Достижение взаимопонимания

4. Структура управления

Жесткая

Адаптивная к ситуациям

Адаптивная к личности

5. Форма собственности, где преимущественно применяются методы

Государственная

Корпоративная, частная, государственная и д.р.

Частная

6. Субъект воздействия

Коллектив, индивидуум

Индивидуум

Индивидуум

7. Форма воздействия

При помощи нормативно-методических документов

Мотивация

Управление социально-психологическими

процессами

8. Основное требование к субъекту при применении методов

Исполнительность, организованность

Профессионализм в данной области

Психологическая устойчивость личности

9. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы

Физиологические, обеспечение безопасности

Физиологические

Все потребности

10. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы

Линейная, функциональная

Проблемно-целевая, матричная

Бригадная

11. Преимущественное направление управляющего воздействия

Сверху вниз

Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх)

Вертикальное и горизонтальное

12. Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы

Высший и средний

Высший, средний, низший

Низший

13. Характер управленческой информации

Качественная, детерминированная

Качественная, стохастическая

Комплексная (как фактор качества), стохастическая

14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов

Авторитарный

Смешанный

Демократический

15. Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

16. То же относительно объекта управления (исполнителя)

Сангвиник

Флегматик, холерик

Меланхолик

17. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения

Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив

Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании

Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их

18. Конкретные методы и способы управления

1. Регламентирование

2. Нормирование

3. Организационное проектирование

4. Приказ

5.Распоряжение

6. Указания и инструкции

1. Технико-экономическое планирование

2. Хозрасчет

3. Экономическое стимулирование

4. Участие в прибылях путём приобретения ценных бумаг

1.Моральное стимулирование

2. Социальное планирование

3. Социологические исследования

4. Оценку личностных качеств

5. Партнерство

6. Соревнование

7. Управление конфликтными ситуациями

8. Психологическое планирование

9. Методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения

10. Способы психологического воздействия на персонал.


 

Наиболее эффективная деятельность руководителя может быть достигнута лишь при комплексном использовании экономических, административных и социально-психологических методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ применения методов руководства персоналом в условиях работы предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки»

2.1 Общая характеристика и организационная структура предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки»

Предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» включены в структуру ООО «Фуд – мастер», которое основано в 1997 году. Статус предприятия соответствует ресторану, что определяется качественным сервисом, хорошей кухней, новизной и оригинальностью, гармонирующими с общей концепцией национальной русской кухни в оригинальном национальном интерьере. О высоком уровне заведения свидетельствует достойный уровень сервиса, музыкальное сопровождение, различные программы для посетителей. Престижность ресторана создается постоянной каждодневной работой всего персонала заведения – официантов, барменов, поваров, менеджеров.

Сеть предприятий общественного питания в городе Воронеже включает в себя 5 ресторанов под общим названием ООО  «Ёлки-палки».

Деятельность предприятия включает в себя приготовление блюд, заказанных гостями, сервисное обслуживание посетителей, предоставление сопутствующих услуг, удобств, доброжелательной атмосферы и отдыха. Меню отличает разнообразный список блюд, ориентированных на различные вкусы посетителей. Ценовая политика ресторана ориентирована на средний класс населения.

Любое предприятие в своей основе является функционально-иерархической структурой, которая обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным признакам.

Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем и общее взаимодействие элементов этой структуры. Рациональная организация предприятия построена на следующих законах:

- распределение задач в соответствии с важнейшими направлениями деятельности системы управления;

- приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности;

- обязательное распределение ответственности;

- короткие пути управления;

- баланс стабильности и гибкости;

- способность к ориентированной самоорганизации и активности;

В современном менеджменте выделяется несколько типов организационных структур. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними. В этом ключе выделяются следующие типы организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, множественная.

В результате анализа организационной структуры предприятия общественного питания ООО  «Ёлки-палки» было установлено, что для компании характерна множественная структура организации, которая объединяет различные формы на разных ступенях управления: для всего предприятия свойственна филиальная структура, общая схема которой представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Филиальная структура управления ООО «Фуд – мастер»

В целом, данная структура управления ориентирована на качество блюд и сервиса, применение новых технологий, привлечение более широко круга потребителей. При этом обеспечивается: относительно большая самостоятельность руководителей дивизионов; организация директивных связей по линейному принципу; относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой; быстрая реакция на изменения рынка; освобождение высших руководителей фирмы от необходимости принятия оперативных и рутинных решений; снижение числа конфликтных ситуаций вследствие однородности целей в дивизионе.

К числу недостатков этой структуры относят:

- относительно высокие затраты на координацию решений ввиду децентрализации вплоть до отдельного финансирования из бюджета на определение расчетных цен;

- при децентрализации теряются преимущества кооперации, что часто требует централизации выполнения отдельных функций.

Административные связи в каждом филиале предприятия характеризуются линейной структурой управления, которая включает четко выраженную ответственность и согласованность действий исполнителей, единство и четкость распорядительства, простоту управления, личную ответственность руководителей (генерального директора, исполнительных директоров и администраторов) за конечные результаты деятельности своих подразделений. Основной недостаток данной модели управления заключается в высоких требованиях к квалификации руководителей.

Организационная структура каждого подразделения ООО «Фуд – мастер», в качестве которых выступают отдельные рестораны сети предприятий общественного питания ООО  «Ёлки-палки», представлена на рисунке 3.

Информация о работе Методы управления персоналом на примере кафе "Ёлки-палки"