Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности каждой группы методов управления персоналом, изучение их значимости и влияния на работников, проведение сравнительной характеристики методов руководства.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы методов управления персоналом;
2. Изучить административные методы управления персоналом;
3. Проанализировать экономические методы управления;
Введение 3
1 Теоретические основы методов руководства персоналом 5
1.1 Понятие о методах управления 5
1.2 Сущность методов руководства персоналом и их классификация 10
1.3 Сравнительная характеристика методов руководства персоналом 22
2. Анализ применения методов руководства персоналом в условиях
работы предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.1 Общая характеристика и организационная структура
предприятия общественного питания ООО «Ёлки-палки» 26
2.2 Административные методы управления на предприятии
общественного питания ООО «Ёлки-палки» 30
2.3 Экономические методы управления, применяемые
на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 34
2.4 Исследование методов социально-психологического воздействия
на персонал на предприятии общественного питания ООО «Ёлки-палки» 37
3. Основные направления совершенствования методов
управления персоналом 43
3.1 Применение целевой комплексной программы
по совершенствованию методов управления 43
3.2 Мероприятия по внедрению современных методов управления 48
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Значение имеет определение значимости целей, их ранжирование, установление приоритетов, соподчиненности целей.
Проблема определения целей управления тесно связана с проблемой оценки их выполнения, с критериями эффективности управленческой деятельности. Критерием эффективности является степень реализации, осуществления намеченной цели. «…Эффективность работы органов управления будет представлять собой строго определенную степень соотношения между ее целью, нормативно установленными функциями, управленческими действиями и результатами» [10, С. 365].
Одни и те же цели могут быть достигнуты различными методами, различными средствами. Важнейшая задача управления заключается в том, чтобы из множества вариантов решения проблемы, из множества путей, ведущих к намеченной цели, выбрать те, которые обеспечивают наилучшие результаты при минимальных затратах времени, сил, материальных ресурсов. Знание методов управления позволяет разобраться в громадном количестве конкретных приемов и частных способов управления. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности как общенаучных, свойственных любой сфере познания и преобразования действительности, специфических, свойственных только управленческим взаимодействиям.
1.2 Сущность методов управления персоналом и их классификация
Многообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности путем классификации. Разные авторы учебных и научных работ предлагают различные подходы к определению конкретных групп методов управления. Существуют методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные методы. Использование методов прямого воздействия предлагает непосредственные результаты воздействия. В результате косвенного воздействия создаются условия для достижения определенных целей. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
Наиболее часто все методы управления классифицируются на общенаучные и специальные (частные).
Общенаучные методы применяются не только в науке управления, но и в других отраслях знаний. Они составляют основу системы методов управления персоналом, образуя его общенаучную методологию. К числу общенаучных методов относятся:
1. диалектический метод;
2. системный метод;
3. комплексный метод;
4. метод историзма;
5. метод социального эксперимента;
6. метод моделирования;
7. мысленно-логические методы (дедукции, анализа, синтеза, методы классификации и построения типологии);
8. метод математизации;
9. эвристические методы;
10. метод эксперимента;
11. метод социологического исследования.
Методы управления существуют объективно и вытекают из принципов управления. Вместе с тем, методы в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора для достижения намеченной цели. Задача органов управления и самих руководителей состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.
Между принципами и методами управления существует определенная связь. Методы - это способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. В теории управления методы выделяются по содержанию, направленности воздействия и организационным формам. Методологической основой методов управления являются принципы системности, оптимальности и эффективности, соотношения государственных и общественных начал в управлении и др.
Метод управления есть, прежде всего, организация, идея и способ объединения, сплочения людей в рабочую группу (команду) в соответствии с объективными требованиями и возможностями вне и независимо от руководящего лица. «Стиль, управления - это устойчивая совокупность личностных, субъективных, психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод управлении» [12, С. 159]. Метод и стиль управления тесно связаны между собой и влияют друг на друга в различных отношениях. Каждому из сложившихся методов управления адекватен вполне определенный стиль управления, т.е. каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенной направленностью его индивидуальной активности, приобретающей форму устойчивого стереотипа.
В теории и практике управленческой деятельности в последние годы сложилось несколько подходов к типологии методов и стилей управления.
Наиболее известные из этих подходов определяются по следующим важным основаниям:
- по сущности воздействующего на группу (коллектив) или на личность фактора: это экономический, административный и социально-психологический методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили;
- по целевому признаку (по характеру цели управленческой деятельности: деловой и бюрократический методы и стили);
- по степени применения формальных и неформальных способов воздействия на группу или личность: директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский, (свойский) методы и стили;
- по преобладанию единоличных или групповых способов воздействия, по степени проявления и коллегиальности; автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный);
Классификация методов и стилей управления персоналом в организации представлена на рисунке 1.
В зависимости от того, на достижение каких целей смотивирована деятельность руководителей управляющей и управляемой подсистем, складываются и соответствующие стили управления. Можно выделить: деловой стиль, если для руководителя важнее всего интересы основного дела, и бюрократический стиль, если руководитель направляет свои усилия и усилия, подчиненных на достижение вторичных, промежуточных целей, на выполнение не основных, вспомогательных задач, т.е. если происходит так называемая деформация цели.
3
Рис. 1. Классификация методов и стилей управления персоналом в организации
3
Вторая точка зрения представляет методы управления как способы воздействия субъекта иерархической структуры взаимодействия, которые, обеспечивая организационно-психологическое единство педагогической системы, способствуют повышению эффективности и качества управленческого процесса. Таким образом, система управления представляется как определенная целостность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъекта и объекта (людей и процесса).
Особая роль в управлении на сегодняшний день принадлежит социально-психологическим методам управления. Их особенность состоит в воздействии на личность с помощью логических и психологических приемов в целях превращения задания в осознанную необходимость, мотивированную потребность ее деятельности. Социально-психологические методы управления требуют дифференцированного использования и с учетом управленческой деятельности. При этом на каждой ступени управления организацией используются как общие для всех уровней методы - личный пример, убеждение, доверительная беседа, поддержка личной инициативы, критика и самокритика и т.д., так и методы, присущие именно данной ступени, что связано со спецификой деятельности на разных управленческих уровнях.
Деятельность руководителя в системе управления особая. Он реализует интересы и установки государства и общества, являясь полномочным представителем целостной системы управления. С другой стороны, подлинный руководитель – это лидер коллектива, способный выявлять, выражать и защищать интересы своей организации. В его деятельности смыкаются централизованные и демократические начала управления. Руководитель, опираясь на аппарат управления, на общественные организации, с их помощью направляет деятельность аппарата управления на выполнение задач, поставленных обществом. Он координирует и направляет работу всех функциональных служб управления, охватывает проблемы в целом, во всех их аспектах.
Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом мнение подчинённого, его профессиональный потенциал, возможности. В этом и проявляется стиль управления, стиль руководства [10, С.225].
Основные стили руководства сведены в таблице 2.
Таблица 2 - Стили управления
Функции управления | Стили управления | ||
Авторитарный | Демократический | Делегирующий | |
Принятие решения | Единолично | Коллегиально | Решение поручается принять команде |
Доведение решения до подчиненных | Приказ, команда | Совместное определение исполнителей | Команда сама определяет кандидатуры |
Подбор и увольнение кадров | Единолично | Советуется с командой | Поручает поиск кандидатур |
Использование стимулов и мотивации | Страх наказания. Использование материальных стимулов | Поддержка и поощрение. Совместное определение форм поощрения | Передает команде определение форм поощрения |
Осуществление контроля | Жесткий контроль сверху | Функции контроля распределяются совместно | Контроль передается команде |
Отношение к повышению квалификации | Определяет единолично кому, где и когда повышать квалификацию | Кому, где и когда повышать квалификацию определяется совместно | Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию |
Манера общения | Держит дистанцию, не общителен | Дозировано товарищеская, открыт и доступен | Отношение полного доверия |
Таким образом, принять решение можно тремя способами:
- решение принимает сам руководитель лично (авторитарный стиль);
- решение принимается коллегиально, когда руководитель советуется с подчиненными, совместно приходят к единому мнению (демократический стиль);
- руководитель то же самое решение поручает принять самим подчиненным (делегирующий стиль).
Авторитарный стиль управления – совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
Демократический стиль управления – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных и использует экономические и социальные методы воздействия. Демократический стиль – наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.
Делегирующий стиль управления – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу. Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса. При этом стиле управления используются социально-психологические методы воздействия.
Информация о работе Методы управления персоналом на примере кафе "Ёлки-палки"