Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.
В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.
2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.
3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы управления персоналом предприятия ………………………6
1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом…………………………………………6
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом…............. 11
2 Управление отделом маркетинга предприятия……………………………. 20
2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия…… 20
2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности …………………26
3 Управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия..35
3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………35
3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии……39
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия…………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………………52
Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и беспристрастная проверка и оценка состояния и процессов в области маркетинга, другими словами, – сравнение норм и реального положения76.
Процесс контроля состоит из четырех стадий: установление плановых величин и стандартов (цели и нормы); выяснение реальных значений показателей; сравнения; анализ результатов сравнения.
Все стадии маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности туристического предприятия, выявления всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Важнейшими видами контроля является контроль результатов и стратегический контроль.
Контроль результатов сочетает контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности маркетинговых мероприятий и т.п.
Динамика развития туристического рынка и производства туристических услуг, структурные изменения в экономике, новые общественные и государственные ориентиры, экологические аспекты – все это и много других важных для туристического предприятия факторов могут и в реальной жизни уже приводят к отказу от ранее задекларированных целей, изменения модели развития, существенного корректировка ранее принятых планов, стратегий, программ. Поэтому каждое туристическое предприятие должно периодически проводить стратегический контроль маркетинга.
Туризм является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, туристический маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех этих факторов. Учитывая, что туризм – сложная система, симбиоз экономики, политики, экологии, культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных предприятий и организаций. Концепция маркетинга в туризме носит более чем где-либо, целостный и социальноориентированный характер.
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия
Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга.
В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является элементом, который координирует деятельность всех без исключения структурных подразделений.
В зависимости от характера и масштабов деятельности туристического предприятия организация маркетинга может иметь различные варианты77.
Основным вариантами организационных структур отдела маркетинга на туристическом предприятии могут быть: функциональная организация; организация по продуктовым принципу; организация по региональным принципом.
Функциональная организация
службы маркетинга предполагает
ответственность за выполнение каждого
функционального задания отдельным лицом или группой лиц. Например,
ответственность за разработку туристического
продукта, за сбыт.
Организация службы маркетинга по продуктовым принципу отличается от функциональной организации тем, что руководство маркетингом здесь происходит по каждому туристическому продукту отдельно.
Региональная организация службы маркетинга эффективна для крупных туристических фирм, которые одновременно работают на отдельных национальных или региональных рынках.
При организации маркетинговой службы туристического предприятия необходимо придерживаться основных принципов ее построения. В частности, важны простота маркетинговой структуры (проще структура – более мобильным управление ею и выше шансы на успех); эффективная система связи между подразделениями (это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь; гибкость (быстрое изменение спроса, высокие темпы научно-технического прогресса и другие факторы требуют изменения стратегии предприятия).
Правильный выбор
Каждое туристическое предприятие должно постоянно следить за изменениями, которые происходят на рынке туристических услуг, успевать реагировать на них. Постоянно изменяются понятия населения о лучший отдых, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами и т.д. Туроператорская фирма не может не учитывать постоянно изменчивый спрос на те или иные услуги, которые требуют туристы, и ни одно не может обойтись без спадов и подъемов спроса на ее услуги в течение года.
Для того, чтобы постоянно владеть информацией обо всех изменениях на рынке туристических услуг, иметь возможность оперативно реагировать на них и даже самому создавать выгодные для себя изменения, каждому туристическому предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования – постоянные и периодические.
Таким образом, одно из основных направлений деятельности отдела маркетинга в туристическом предприятии – организация маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования туристического рынка предполагают исследование структуры рынка туризма. Как и любой другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре можно выделить следующие рынки: рынок туризма в пределах страны, который объединяет внутренний и въездной (иностранный) туризм; рынок национального туризма, который объединяет внутренний и выездной (зарубежный) туризм; рынок международного туризма, который состоит с въездного и выездного туризма.
Маркетинговые исследования
туристского предприятия
Исследования туристского рынка проводятся по двум направлениям: 1) оценка параметров рынка для данного момента и 2) получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке, т.е. его конъюнктура; в последующем определяется его емкость. Конъюнктура рынка туризма, по определению А.П. Дуровича78, — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень динамики цен на них. При исследовании рынка определяется его емкость, т.е. возможный объем реализуемых на нем туристских услуг в течение определенного промежутка времени (за полугодие, год). Установив емкость рынка, фирма может оценить, какой рынок является для нее наиболее подходящим.
Для оценки состояния конкурентной борьбы на рынке следует всех конкурентов разделить на две группы: прямые конкуренты (туристские фирмы, действующие на данном рынке) и потенцальные конкуренты (фирмы, которые совершенствуют свою стратегию, чтобы в последующем стать прямымиконкурентами, а также новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу).79
Одним из важных направлений является исследование туристского продукта, т.е. комплексного обслуживания в виде стандартного набора услуг, предоставляемых потребителям80.
Оказание различных туристских услуг имеет существенное значение в организации деятельности туристской фирмы. Главное при этом — исследование потребителей и их потребностей в различных услугах. С этой целью туристская фирма должна прогнозировать потребности в услугах, выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом, улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями, приобретать их доверие, выявлять причины предпочтения потребителем той или иной услуги, знать источники информации, используемые при принятии решения о покупке, знать, что оказывает влияние на выбор того или иного туристского продукта. Должны быть выработаны стратегия маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного маркетинга, налажены система обратной связи и эффективная работа с потребителями услуг81.
Важную роль в туристском бизнесе играет реклама — одно из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма. Реклама в сфере туризма отличается неличным характером воздействия и поступает к потребителю с помощью СМИ, различных проспектов, каталогов, афиш и др. Кроме того, реклама в туризме отличается односторонней направленностью, неопределенностью с точки зрения достижения ожидаемого эффекта; она носит общественный, информационный и пропагандистский характер и использует наглядные средства агитации.
В зависимости от размеров
туристского предприятия
Главные направлением деятельности специалиста по рекламе отдела марктеинга является планирование использования средств рекламы. «Планирование использования средств рекламы предполагает отбор соответствующих носителей для доведения обращений рекламодателя до целевых рынков, принятие решений, какие именно носители закупить и как много затратить на каждый из них, предполагает разработку графика размещения рекламы»83.
Важным направлением деятельности туристской фирмы являются связи с общественностью путем проведения широкой пропаганды деятельности фирмы. Это направлено на изучение общественного мнения о туристском предприятии.
Одним из направлений маркетинговых коммуникаций является формирование фирменного стиля туристского предприятия. Это позволяет идентифицировать продукцию фирмы, с меньшими затратами представлять продукты на рынке, повышать эффективность рекламы и снижать расходы на маркетинговые коммуникации.
Итак, подведем итоги выполненного в данном разделе курсовой работы анализа сути и содержания маркетинга в туризме, принципов управления маркетингом в туристическом предприятии и основных направлений деятельности отдела маркетинга туристического предприятия.
Туристический маркетинг – это система координации деятельности туристического предприятия в процессе разработки, производства, реализации туристического продукта и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя.
Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является элементом, который координирует деятельность всех без исключения структурных подразделений. В зависимости от характера и масштабов деятельности туристического предприятия организация маркетинга может иметь различные варианты: функциональная организация; организация по продуктовым принципу; организация по региональным принципом.
В числе основных направлений деятельности отдела маркетинга туристского предприятия является проведение маркетинговых исследований, организация рекламы и PR как основный средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма, разработка и внедрение фирменного стиля как важного элемента организационной культуры предприятия.
Заключение
Управление персоналом — сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.
В основе концепции управления персоналом организации лежит всё возрастающая роль личности работников, знание их мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед организацией.
Структура службы управления персоналом во многом, естественно, определяется характером деятельности организации, её масштабом, особенностями производимой продукции и оказываемых услуг.
В курсовой работы рассмотрены функции и этапы управлением маркетингом предприятия, организационная структура и основные направления деятельности отдел маркетинга предприятия.
Реализация функций управления в области маркетинга включает: организацию сбора и обработки маркетинговой информации; выбор целевых рынков и их сегментирование; применение маркетинговых решений по продукту; выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; продвижение товара; выбор и реализация ценовой политики; планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности
Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия.
В курсовой работе рассмотрены особенности управления маркетингом туристического предприятия.
Маркетинг в туризме представляет собой ориентацию туристского предприятия на нужды и потребности клиентов, пользующихся услугами туризма. С помощью маркетинга фирма успешно реализует свою концепцию, определяет свои рыночные возможности, выбирает целевой рынок и формирует маркетинговую стратегию.
Основные функции
Информация о работе Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия