Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.
В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.
2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.
3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы управления персоналом предприятия ………………………6
1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом…………………………………………6
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом…............. 11
2 Управление отделом маркетинга предприятия……………………………. 20
2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия…… 20
2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности …………………26
3 Управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия..35
3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………35
3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии……39
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия…………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………………52
3. Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды)24.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления25.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ26.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность27.
По мнению В.И.Кнорринга, функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления. Существует и более детализированная классификация функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. 28
В любом случае, основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов: анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления; определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления29.
Принципов управления персоналом – множество, но при всех условиях управление осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др. Ряд американских и японских организаций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, т. е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников30.
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом
Отечественной и мировой практикой выработаны и применяются комплексы методов, средств и форм управления персоналом. Они реализуются при приеме на работу, в научно-производственном, трудовом процессе, решении специальных проблем, увольнении. Вопросы теории методов управления персоналом достаточно полно разработаны и освещены в экономической литературе.31
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.32
Рассмотрим сущность и специфику административных, финансово-экономических и социально-психологических методов управления персоналом. Система названных методов представлена на рисунке в Приложении Б.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувств долга, стремление человека трудиться в определенной организаций культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличав прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления33.
По Маслову Е.В., для административных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Они включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности)34.
Гольдштейн Г.Я. называет эти методы организационно-
К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации35.
Экономические и социально-психологические методы, по мнению Бандурина А.В. и Чуб Б.А., носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект36.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления.
Маслов Е.В. считает, что экономические методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.37
Гольдштейн Г.Я. считает, что экономические методы - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы38.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом39.
По Маслову Е.В., социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации)40.
Комментируя социально-психологические методы, Голдштейн Г.Я. подчеркивает, что к ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами, управление безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением перепала, высвобождения персонала41.
По этому же признаку выделяет методы Маслов Е.В. как имеющие отношение к технологии работы с кадрами: подбор, наем, требования при найме, обучение и продвижение, оценка и оплата труда и т.п., так как управление идет по следующим направлениям: изменение численности работников и форм занятости; изменение структуры персонала; изменение мотивации персонала и т.д.42
На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной на потребление рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие: создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования; использование "пакетов" мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений; формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы; гибкое и адаптивное использование "человеческих ресурсов", повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры43.
В управлении персоналом
важно знать, какие цели могут
быть достигнуты с помощью тех или иных средств
воздействия, как и через что оно осуществляется.
Арсенал применяемых здесь средств (методов,
приемов работы с кадрами, выраженных
в различных организационных формах) достаточно
разнообразен: кадровое планирование;
управление изменениями;
оптимизация численности и структуры
персонала, регулирование трудовых перемещений;
выработка правил приема, расстановки
и увольнения работников; структурирование
работ, их новая компоновка, формирование
нового содержания труда, должностных
обязанностей; управление затратами на
персонал как средство воздействия на
развитие трудового потенциала работника;
организация труда как средство создания
обстановки, способствующей максимальной
отдаче исполнителя в процессе работы;
управление трудовой нагрузкой, оптимизация
структуры рабочего времени; оценка и
контроль деятельности; политика вознаграждения
за труд, его высокие результаты; предоставление
социальных услуг как средство мотивации,
стабилизации коллектива; тарифные соглашения
между администрацией и коллективом; социально-психологические
методы (методы устранения конфликтных
ситуаций, обеспечения взаимодействия
и т.д.); формирование корпоративной культуры
и др.44
Часть этих средств носит организационный характер (кадровое планирование, организация труда), другие связаны с воздействием на работника с целью изменения его мотивации, поведения, мобилизации его внутренних возможностей (система вознаграждения, оценки, обеспечения взаимодействия и др.).
Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть общей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как: потребность в персонале; - работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, включая подготовку кадров; - высвобождение излишней рабочей силы; затраты на рабочую силу и др.
Широко распространенным
средством воздействия на работника,
на складывающиеся трудовые отношения
является мотивация труда, предусматривающая: систему вознаграждения,
материального и морального поощрения;
обогащение содержания труда, повышение
интереса к работе; развитие персонала,
предоставление возможности профессионально-
Мотивация позволяет решить такие задачи, как стабилизация коллектива, повышение результативности труда и заинтересованности в мобильности (прежде всего профессиональной), обеспечение систематического роста квалификации.
На формирование климата в коллективе сильное влияние оказывает корпоративная (организационная) культура, представляющая собой определенную философию, систему ценностей, целей, вознаграждений и норм. Организационная культура – это совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам»46.
Майкл Армстронг дает определение организационной культуры как «совокупности убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они не всегда могут быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы».47
Информация о работе Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия