Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.
В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.
2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.
3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы управления персоналом предприятия ………………………6
1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом…………………………………………6
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом…............. 11
2 Управление отделом маркетинга предприятия……………………………. 20
2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия…… 20
2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности …………………26
3 Управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия..35
3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………35
3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии……39
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия…………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………………52

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!КУРСОВАЯ РАБОТА УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Э. Шейн рассматривает  две основных функции организационной культуры как одного из средств управления персоналом: 1) функция адаптации (отбираются и закрепляются релевантные ценности и базовые положения, те, что способны противостоять натиску внешней среды (миссия и стратегия, цели,  средства, измерение, корректировка); 2) функция интеграции (развивается и поддерживается комплекс взаимодействий между сотрудниками, который создает условия для решения проблем и совместного выполнения работы - формирование общего языка, определение границ организации и критериев для включения и исключения, распределение власти и статуса, развитие норм и близких связей, дружбы и любви, определение поощрений и наказаний, объяснение необъяснимого – идеология и религия).48

 

Подведем итоги выполненного в первом разделе курсовой работы анализа сущности понятия «управление персоналом», основных функций и принципов управления персоналом, методов, средств и форм управления персоналом.

В XX веке бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Основу современных концепций управления персоналом организации составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Принципы управления персоналом - правила, основные положения  и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом  отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.

Методы управления персоналом  – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.

2 Управление отделом  маркетинга предприятия

2.1 Функции и этапы управления маркетингом предприятия

 

Прежде чем мы рассмотрим особенности  управления отделом маркетинга предприятия, опишем содержание понятия «маркетинг» и систему управления маркетингом предприятия в целом.

Предприятие должно решать значительный комплекс взаимосвязанных задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышением квалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторских проблем и т.п. Особое место среди функций управления производством занимает маркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям и спросу рынка, т.е. решать новые для российского предпринимательства задачи.49

Маркетинг (от английского market - рынок) ¾ комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе  исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке  с помощью маркетинговых программ.50

В любой фирме, которая  считает себя “маркетинго-ориентированной”, маркетинг - отправная точка процесса стратегического планирования. Конкретная маркетинговая стратегия и маркетинговый план органически включаются в стратегический менеджмент фирмы.51  Место маркетинга в процессе стратегического планирования представлено в виде схемы в Приложении В.

Чем определяется структура  управления и контроля маркетингом  на предприятии? Основные цели важнейших подсистем управления производством, в которые входит маркетинг, представлены в таблице в Приложении Г.

На функциональном уровне в области маркетинга характерно применение плоских структур управления, где затруднено отслеживание деятельности сотрудников. Тем не менее, здесь используются так называемые контроль по выходу и бюрократический52. Типы контроля в зависимости от функций отражены в таблице в Приложении Г.

Как известно, маркетинг  разделяется на внешний и внутренний. Рассмотрим оба направления маркетинга.

Основная цель внешнего маркетинга - обеспечение стабильного сбыта выпускаемой продукции53.

Основные элементы комплекса  маркетинга: товар (характеристики объекта, выводимого на рынок); цена (отражает коммерческое взаимодействие производителя, конкурентов, покупателя товара); продвижение (отражает взаимоотношения производителя и покупателей); распределение (товародвижение) (процессы передачи собственности на товар)54.

Реализация функций  управления в области маркетинга включает: организацию сбора и обработки маркетинговой информации; выбор целевых рынков и их сегментирование; применение маркетинговых решений по продукту; выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; продвижение товара; выбор и реализация ценовой политики; планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности55.

Процесс управления маркетингом включает четыре этапа: анализ рыночных возможностей; отбор целевых рынков; cегментирование рынка и позиционирование товара на рынке; разработка комплекса маркетинга; стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий56.Содержание и процесс управления маркетингом представлены в рисунке в Приложении Д.

Рассмотрим систему  внутреннего маркетинга предприятия.

Ориентирование в маркетинге на целевого потребителя должно сочетаться с особенностями внутренней среды фирмы и, в частности, с ее ресурсными ограничениями. Роль маркетинга в менеджменте организации включает: определение того, какими ресурсами располагает организация; разработку “фильтра” маркетинговых данных (т.е. способности выделять и не пропускать важные для организации данные и одновременно не допускать информационной перегрузки); использование этого фильтра в поиске потребителей; обработка данных и их анализ; управление ресурсами фирмы в целях достижения целей маркетинга57.

Подсистема планирования и маркетинга персонала как направления  внутреннего маркетинга выполняет  следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами58.

К функциям внутреннего  маркетинга относится изучение состояния действующей системы управления персоналом организации, построение, обоснование и реализации новой системы. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т. п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т. п.).

Одной из задач управления персоналом в системе внутреннего маркетинга является учет интересов всех работников организации. Реализуется эта задача в кадровом планировании.59

Термин  «кадровая  политика»  имеет  несколько  толкований.  В  широком  смысле   это  система  осознанных  и  определенным  образом  сформулированных  и  закрепленных  правил  и  норм,  приводящих  человеческий  ресурс  в  соответствие  с  долговременной  стратегией  фирмы.  При таком понимании кадровой политики  часто необходимо  обращать  внимание  на  особенности  реализации  властных  полномочий  и  стиля  руководства.  Это  находит  свое отражение  в  правилах  внутреннего  распорядка,  коллективном  договоре  и,  конечно  же,  в  философии  организации.  Отсюда  следует,  что  все  мероприятия  по  работе  с  кадрами – отбор,  составление  штатного  расписания,  аттестация,  обучение,  продвижение – могут  заранее  планироваться  и  согласовываться  со  стратегическими  целями  и  текущими  задачами  организации.  В  узком  смысле  кадровая политика – это  набор  конкретных  правил,  пожеланий  и  ограничений,  реализующихся,  как  в  процессе  непосредственных  взаимодействий  между  сотрудниками,  так  и  во  взаимоотношениях  между  работниками  и  организацией  в  целом60

Место кадрового планирования в системе  управления персоналом предприятия представлено в Приложении Е. Содержание оперативного плана работы с персоналом -  в Приложении Ж.

В рамках анализа управления маркетингом предприятия рассмотрим сущность маркетинговых информационных систем.

В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Маркетинговая информация позволяет предприятию: снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы; получить конкурентные преимущества; следить за маркетинговой средой; координировать стратегию; оценивать эффективность деятельности; подкреплять интуицию менеджеров.

Обычно маркетинговую  информацию подразделяют на первичную  и вторичную.

Первичная информация - это  данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация  и анализ данных по проблемам, относящимся  к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности61

Вторичная информация - это  данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние62.

На успешно функционирующих  предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием. МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений63

Понятие маркетинговой  информационной системы проиллюстрировано  на рисунке в Приложении З.

В функции управления маркетингом  входит разработка маркетингового плана предприятия. Маркетинговый план должен четко определять объект и цели деятельности фирмы на рынке.

Основные элементы маркетингового плана должны отражать: четкие задачи фирмы, долгосрочные конкурентные преимущества, четко определенный целевой рынок, сопоставимые долго-, средне- и краткосрочные части планирования, координацию деятельности подразделений управления фирмы, координацию структуры маркетинга, стабильность планов во времени.

Основные разделы плана: род деятельности, его характерные особенности, описание товара (услуг) - назначение, оригинальные черты, жизненный цикл и текущая стратегия, ресурсоемкость, текущая маркетинговая ситуация (потребители, каналы сбыта, рыночный потенциал, конкуренты и т.д.), SWOT-анализ, цели фирмы, маркетинговые цели и стратегия, программа действий и прогнозы, планирование прибылей / убытков, управление и контроль.

Основные проблемы разработки и реализации маркетинговых планов: слабая поддержка со стороны высшего  руководства, утрата “плановости” в планировании, утрата поддержки линейного менеджмента, неясность в плановой терминологии, излишняя детальность, “годовой ритуал”, разрыв между оперативным и стратегическим планированием, ошибки в интегрировании маркетингового планирования в комплексное стратегическое планирование, делегирование планирования плановикам.

Анализ маркетингового плана позволяет проводить сравнение  реального развития событий с запланированными или отдельными результатами и, в случае необходимости, проводить соответствующую корректировку планов. При этом обычно используются три метода: анализ маркетинговых затрат; анализ реализации; маркетинговая ревизия.

Анализ маркетинговых  затрат оценивает стоимостную эффективность  различных маркетинговых факторов (ассортиментные группы, методы реализации, сбытовые территории, каналы сбыта, торговый персонал, рекламные средства, виды потребителей и т.д.) и позволяет определить, какие затраты эффективны, а какие нет.

Процедура состоит из трех этапов: изучение расходов по обычным статьям, переход от обычных статей к функциональным, распределение функциональных статей по маркетинговой классификации.

В число функциональных статей включают: управление маркетингом, персональные продажи, реклама, транспорт, хранение, маркетинговые исследования, общее управление64.

 

2.2 Отдел маркетинга предприятия: структура, основные направления деятельности

 

Эффективность управления фирмой зависит от четкого разграничения  компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений. Поэтому скелет управления - его организационная структура, должен обрастать "мускулатурой управления". Этому способствуют следующие нормативные документы: положения об отделах и службах, должностные инструкции.

Сложилась следующая структура  положения об отделе (службе): общие положения, задачи, структура, функции, права, взаимоотношения с другими подразделениями, ответственность.

Информация о работе Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия