Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.
В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.
2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.
3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы управления персоналом предприятия ………………………6
1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом…………………………………………6
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом…............. 11
2 Управление отделом маркетинга предприятия……………………………. 20
2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия…… 20
2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности …………………26
3 Управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия..35
3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………35
3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии……39
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия…………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………………52
Э. Шейн рассматривает две основных функции организационной культуры как одного из средств управления персоналом: 1) функция адаптации (отбираются и закрепляются релевантные ценности и базовые положения, те, что способны противостоять натиску внешней среды (миссия и стратегия, цели, средства, измерение, корректировка); 2) функция интеграции (развивается и поддерживается комплекс взаимодействий между сотрудниками, который создает условия для решения проблем и совместного выполнения работы - формирование общего языка, определение границ организации и критериев для включения и исключения, распределение власти и статуса, развитие норм и близких связей, дружбы и любви, определение поощрений и наказаний, объяснение необъяснимого – идеология и религия).48
Подведем итоги выполненного в первом разделе курсовой работы анализа сущности понятия «управление персоналом», основных функций и принципов управления персоналом, методов, средств и форм управления персоналом.
В XX веке бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Основу современных концепций управления персоналом организации составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
2 Управление отделом маркетинга предприятия
2.1 Функции и этапы управления маркетингом предприятия
Прежде чем мы рассмотрим особенности управления отделом маркетинга предприятия, опишем содержание понятия «маркетинг» и систему управления маркетингом предприятия в целом.
Предприятие должно решать значительный комплекс взаимосвязанных задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышением квалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторских проблем и т.п. Особое место среди функций управления производством занимает маркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям и спросу рынка, т.е. решать новые для российского предпринимательства задачи.49
Маркетинг (от английского market - рынок) ¾ комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.50
В любой фирме, которая считает себя “маркетинго-ориентированной”, маркетинг - отправная точка процесса стратегического планирования. Конкретная маркетинговая стратегия и маркетинговый план органически включаются в стратегический менеджмент фирмы.51 Место маркетинга в процессе стратегического планирования представлено в виде схемы в Приложении В.
Чем определяется структура управления и контроля маркетингом на предприятии? Основные цели важнейших подсистем управления производством, в которые входит маркетинг, представлены в таблице в Приложении Г.
На функциональном уровне в области маркетинга характерно применение плоских структур управления, где затруднено отслеживание деятельности сотрудников. Тем не менее, здесь используются так называемые контроль по выходу и бюрократический52. Типы контроля в зависимости от функций отражены в таблице в Приложении Г.
Как известно, маркетинг разделяется на внешний и внутренний. Рассмотрим оба направления маркетинга.
Основная цель внешнего маркетинга - обеспечение стабильного сбыта выпускаемой продукции53.
Основные элементы комплекса маркетинга: товар (характеристики объекта, выводимого на рынок); цена (отражает коммерческое взаимодействие производителя, конкурентов, покупателя товара); продвижение (отражает взаимоотношения производителя и покупателей); распределение (товародвижение) (процессы передачи собственности на товар)54.
Реализация функций управления в области маркетинга включает: организацию сбора и обработки маркетинговой информации; выбор целевых рынков и их сегментирование; применение маркетинговых решений по продукту; выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; продвижение товара; выбор и реализация ценовой политики; планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности55.
Процесс управления маркетингом включает четыре этапа: анализ рыночных возможностей; отбор целевых рынков; cегментирование рынка и позиционирование товара на рынке; разработка комплекса маркетинга; стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий56.Содержание и процесс управления маркетингом представлены в рисунке в Приложении Д.
Рассмотрим систему внутреннего маркетинга предприятия.
Ориентирование в маркетинге на целевого потребителя должно сочетаться с особенностями внутренней среды фирмы и, в частности, с ее ресурсными ограничениями. Роль маркетинга в менеджменте организации включает: определение того, какими ресурсами располагает организация; разработку “фильтра” маркетинговых данных (т.е. способности выделять и не пропускать важные для организации данные и одновременно не допускать информационной перегрузки); использование этого фильтра в поиске потребителей; обработка данных и их анализ; управление ресурсами фирмы в целях достижения целей маркетинга57.
Подсистема планирования и маркетинга персонала как направления внутреннего маркетинга выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами58.
К функциям внутреннего маркетинга относится изучение состояния действующей системы управления персоналом организации, построение, обоснование и реализации новой системы. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т. п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т. п.).
Одной из задач управления персоналом в системе внутреннего маркетинга является учет интересов всех работников организации. Реализуется эта задача в кадровом планировании.59
Термин «кадровая политика» имеет несколько толкований. В широком смысле это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией фирмы. При таком понимании кадровой политики часто необходимо обращать внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Это находит свое отражение в правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре и, конечно же, в философии организации. Отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями и текущими задачами организации. В узком смысле кадровая политика – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующихся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом60.
Место кадрового планирования в системе управления персоналом предприятия представлено в Приложении Е. Содержание оперативного плана работы с персоналом - в Приложении Ж.
В рамках анализа управления
маркетингом предприятия
В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Маркетинговая информация позволяет предприятию: снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы; получить конкурентные преимущества; следить за маркетинговой средой; координировать стратегию; оценивать эффективность деятельности; подкреплять интуицию менеджеров.
Обычно маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности61
Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние62.
На успешно функционирующих предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием. МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений63
Понятие маркетинговой информационной системы проиллюстрировано на рисунке в Приложении З.
В функции управления маркетингом входит разработка маркетингового плана предприятия. Маркетинговый план должен четко определять объект и цели деятельности фирмы на рынке.
Основные элементы маркетингового плана должны отражать: четкие задачи фирмы, долгосрочные конкурентные преимущества, четко определенный целевой рынок, сопоставимые долго-, средне- и краткосрочные части планирования, координацию деятельности подразделений управления фирмы, координацию структуры маркетинга, стабильность планов во времени.
Основные разделы плана: род деятельности, его характерные особенности, описание товара (услуг) - назначение, оригинальные черты, жизненный цикл и текущая стратегия, ресурсоемкость, текущая маркетинговая ситуация (потребители, каналы сбыта, рыночный потенциал, конкуренты и т.д.), SWOT-анализ, цели фирмы, маркетинговые цели и стратегия, программа действий и прогнозы, планирование прибылей / убытков, управление и контроль.
Основные проблемы разработки и реализации маркетинговых планов: слабая поддержка со стороны высшего руководства, утрата “плановости” в планировании, утрата поддержки линейного менеджмента, неясность в плановой терминологии, излишняя детальность, “годовой ритуал”, разрыв между оперативным и стратегическим планированием, ошибки в интегрировании маркетингового планирования в комплексное стратегическое планирование, делегирование планирования плановикам.
Анализ маркетингового
плана позволяет проводить
Анализ маркетинговых
затрат оценивает стоимостную
Процедура состоит из трех этапов: изучение расходов по обычным статьям, переход от обычных статей к функциональным, распределение функциональных статей по маркетинговой классификации.
В число функциональных статей включают: управление маркетингом, персональные продажи, реклама, транспорт, хранение, маркетинговые исследования, общее управление64.
2.2 Отдел маркетинга предприятия: структура, основные направления деятельности
Эффективность управления фирмой зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений. Поэтому скелет управления - его организационная структура, должен обрастать "мускулатурой управления". Этому способствуют следующие нормативные документы: положения об отделах и службах, должностные инструкции.
Сложилась следующая структура положения об отделе (службе): общие положения, задачи, структура, функции, права, взаимоотношения с другими подразделениями, ответственность.
Информация о работе Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия