Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.
В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.
2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.
3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы управления персоналом предприятия ………………………6
1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом…………………………………………6
1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом…............. 11
2 Управление отделом маркетинга предприятия……………………………. 20
2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия…… 20
2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности …………………26
3 Управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия..35
3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………35
3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии……39
3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия…………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………………52

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!КУРСОВАЯ РАБОТА УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Теоретические и  методологические основы  управления  персоналом предприятия ……………………………………………………………………

 

6

1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом………………………………………………………………………………

 

6

1.2 Содержание методов, средств и форм управления персоналом….............

11

2 Управление отделом маркетинга предприятия…………………………….

20

2.1 Функции и этапы управлением маркетингом предприятия……

20

2.2 Отдел маркетинга предприятия: организационная структура, основные направления деятельности ………………………………………………………

 

26

3 Управление персоналом  отдела маркетинга туристического  предприятия..

35

3.1 Пансионат «Нива 1» (город-курорт Анапа): характеристика предприятия, особенности маркетинговой политики…………………………………..

 

35

3.2 Суть и содержание маркетинга в туризме, принципы управления маркетингом в туристическом предприятии…………………………………………

 

39

3.3 Рекомендации по организации отдела маркетинга туристического предприятия……………………………………………………………………………

 

44

Заключение………………………………………………………………………..

50

Список использованной литературы……………………………………………

52

Приложение А

 

Приложение Б

 

Приложение В

 

Приложение Г

 

Приложение Д

 

Приложение Е

 

Приложение Ж

 

Приложение З

 

Приложение И

 

Приложение К

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня управление персоналом является одним из важнейших направлений в стратегии современного предприятия, поскольку в условиях современного производства роль (и особенно в туристической сфере) человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования. 

В последние годы вопросы управления персоналом всё в большей мере становятся одной из наиболее важных сфер деятельности организаций, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в настоящее время в широком диапазоне: от организационно-экономического до социально-психологического и даже философского. В сложных современных условиях хозяйствования от успешной и эффективной работы персонала в значительной мере зависит положение организации на рынке и её имидж.

Управления персоналом (кадрами) – это специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников – персонал.

Управление персоналом — сфера  деятельности руководящего состава организации,  руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы  организации за счет  повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.

Управление  персоналом заключатся в формировании системы управления персоналом; в планировании кадровой работы; в проведении маркетинга персонала; в определении кадрового потенциала и потребности  организации в персонале.

Анализ научной литературы по проблемам менеджмента показывает, что управление персоналом организаций рассматривается как одна из наиболее сложных и многоплановых задач, решение которой требует больших финансовых, организационных и временных затрат.

Объект исследования - деятельность по управлению персоналом в системе менеджмента предприятия.

Предмет исследования - система управления отделом маркетинга предприятия.

Цель курсовой работы: описать функции, принципы, методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия в целом, и основные функции управления отделом маркетинга предприятия, в частности.

В соответствии с этой целью курсовой работы поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Описать сущность понятия «управление персоналом», основные функции и принципы управления персоналом, методы, средства и формы управления персоналом.

2. Описать функции и уровни управления отделом маркетинга предприятия, организационную структуру и основные направления деятельности отдела маркетинга предприятия.

3. Проанализировать особенности управление персоналом отдела маркетинга туристического предприятия (структура и основные направления деятельности отдела  маркетинга, задачи (функции) основных должностей отдела маркетинга, требования к сотрудникам, критерии оценки результатов).

Теоретические основы исследования. Значительный вклад в теоретическую разработку различных аспектов проблемы управления персоналом предприятий и организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики, внесли такие российские учёные и специалисты, как Н.А. Волгин и В.И Матирко 1, М.В. Грачёв2,  А.Я. Кибанов3, B.C. Липатов4, Е.В. Маслов5,  М.Н. Кулапов и Н.К. Маусов6, В.В. Травин и В.А. Дятлов 7, Э.А. Уткин8, СВ. Шекшня9 и др.

В настоящее время  разработан и целый ряд учебных пособий для изучения туристского маркетинга. Это работы таких авторов, как Ю.Н.Борисова, Н.И.Гаранин, Ю.В.Забаев, А.И. Сеселкин10,  А.Т. Кириллов и Л.А.Волкова11 и ряд других. Эти учебники содержат основные положения туристского маркетинга.

Вместе с тем, многие аспекты  управления персоналом в туристической сфере еще не получили необходимого отражения в научной литературе и практических рекомендациях. К ним могут быть отнесены и такие вопросы, как организация управления различными подразделениями предприятия сферы туризма.

Методы исследования.  Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования - теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) и эмпирические (анализ профессиональной литературы по проблеме исследования; сбор материалов по  теме  курсовой  работы; метод экспертных оценок).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников, состоящем из 42 наименований и 10 приложений.

 

1 Теоретические и методологические  основы  управления персоналом предприятия

1.1 Сущность понятия, основные функции и принципы управления персоналом

 

До последнего времени  само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли руководители подразделений12.

Основу современных концепций управления персоналом организации составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Сегодня система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений13.

В литературе можно встретить  примеры различного толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы в определении акцентируют внимание на организационной стороне управления, оперируя целью и методами, с помощью которых можно достичь этих целей, другие делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления.

Сильное влияние на расхождение  толкований оказывает переводная литература, с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины как:

Personnel administration – администрирование персонала (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование персонала), отношения между администрацией и подчиненными;

Personnel management - управление персоналом (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности), трудовые отношения, взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками;

Personnel relation - отношения с персоналом и т.п.14

Остановимся на некоторых  определениях, приводимых в последние  годы в работах отечественных и зарубежных экономистов.

Управление персоналом – это комплекс взаимосвязанных  экономических, организационных и социально- психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности предприятия15.

Управление персоналом – это  формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией16.

Управление персоналом – это  обеспечение организации необходимым  числом работников, выполняющих требуемые производственные функции. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации17.

Управление персоналом – это  деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей. Эффективность управления персоналом определяется степенью и сроками выполнения, поставленных УП-структурами специфических, верифицируемых задач18.

Управление персоналом – это  область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности, привлечение, введение в работу, развитие, контроллинг, высвобождение персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками19.

Управление персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных мер на процесс формирования и перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых в нем работников. Эффективности управления персоналом определяется наиболее полной реализацией поставленных целей при сокращении издержек на персонал20.

Практика показывает, что в управлении персоналом как  составной части менеджмента  на предприятии имеются два крайних  подхода – технократический и гуманистический. При технократическом подходе управленческие решения подчинены, прежде всего, интересам производства. Гуманистический подход подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников21.

Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее функций. Система управления персоналом представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на обеспечение постоянного повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, роста эффективности производительности труда и качества работы, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива22. Она состоит из нескольких подсистем, выполняющих соответствующие функции. Подсистемы и основные функции управления, а так же функции службы персонала приведены в Приложении  А. 

Понятие "функция" имеет, как  минимум, два аспекта: во-первых, это  содержание функции, а во-вторых, субъект ее выполнения. Понятие "функция управления персоналом" подразумевает набор таких действий, как планирование количественного и качественного состава работников, их найм (набор и отбор персонала), обучение и развитие, оценка, увольнение, взаимодействие и др. Каждое из этих действий можно рассматривать как "подфункцию" или "частную функцию", существует и набор конкретных методов реализации каждой из частных функций. Субъектом выполнения общей функции управления персоналом являются управленцы, но субъектность при выполнении частных функций различна: один человек (директор), группа управленцев, специализированная служба. На каждом предприятии складывается своя конфигурация подфункций по управлению персоналом и субъектов их исполнения, которая и формирует "систему управления персоналом", без которой не может существовать ни одно предприятие, ни одна организация23.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

1. Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность).

2. Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация).

Информация о работе Методы и средства управления персоналом в системе менеджмента предприятия