Метод экспертных оценок в решении проблем.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение метода экспертных оценок - одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1.Метод экспертных оценок…………………………………………4
Суть метода экспертных оценок………………………………4
1.2. Организация экспертного оценивания………………………6
1.3. Подбор экспертов…………………………………………….7
1.4. Опрос экспертов……………………………………………….8
2.Методы получения экспертных оценок…………………………..11
2.1 Индивидуальные методы………………………………………11
Групповые методы………………………………………………12

3.Методы экспертных оценок……………………………………..17
Заключение………………………………………………………..27
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Исследование систем управления 3 курс 5 семестр.docx

— 50.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Сервиса и экономики

Институт  Региональной Экономики и Управления

 

                                            
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: Исследование систем управления 

Тема: Метод экспертных оценок в решении проблем.

    

                                         

     
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Санкт-Петербург

                                                                   

Содержание 

          Введение…………………………………………………………….3

    1.Метод экспертных оценок…………………………………………4

    1. Суть метода экспертных оценок………………………………4

         1.2. Организация экспертного оценивания………………………6

        1.3.  Подбор экспертов…………………………………………….7

        1.4. Опрос экспертов……………………………………………….8 

    2.Методы получения экспертных оценок…………………………..11

    2.1 Индивидуальные  методы………………………………………11

    1. Групповые методы………………………………………………12
 

          3.Методы экспертных оценок……………………………………..17 

      Заключение………………………………………………………..27

      Список  литературы……………………………………………….28 
       

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Современная экономика предъявляет новые, более  высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов  управления приобретают сейчас очень  важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства.

      Существенным  фактором повышения научного уровня управления является применение при  подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических  задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и  выбора рациональных решений.

      Экспертные  методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут  быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают  при разработке современных проблем  управления общественным производством  и, особенно, при прогнозировании  и долгосрочном планировании. В последние  годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.

      В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых  решений. Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

     Целью нашей работы является изучение метода экспертных оценок - одного из важнейших  этапов принятия грамотных управленческих решений. 
 
 

     1. Метод экспертных оценок. 

    1.   Суть метода экспертных  оценок.
 

     Сущность  метода экспертных оценок заключается  в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов  принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное  решение проблемы.

     При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две  основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения  и т. п.) и производят измерение  их характеристик (вероятности свершения  событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик  объектов требует от экспертов знания теории измерений.

     Характерными  особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации  экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой  обработке результатов. Эти две  особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной  экспертизы, широко применяемой в  различных сферах человеческой деятельности.

     В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения  важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным  сложным неформализуемым проблемам.

     Все множество плохо формализуемых  проблем условно можно разделить  на два класса.

     К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего измерителя». Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

     1) эксперт является хранилищем  большого объема рационально  обработанной информации, и поэтому  он может рассматриваться как  качественный источник информации;

     2) групповое мнение экспертов близко  к истинному решению проблемы.

     Если  эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки  можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

     Ко  второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

     Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые  задачи, решаемые методом экспертных оценок:

     1) составление перечня возможных  событий в различных областях  за определенный промежуток времени;

     2) определение наиболее вероятных  интервалов времени свершения  совокупности событий;

     3) определение целей и задач  управления с упорядочением их  по степени важности;

     4) определение альтернативных вариантов  решения задачи с оценкой их  предпочтения;

     5) альтернативное распределение ресурсов  для решения задач с оценкой  их предпочтительности;

     6) альтернативные варианты принятия  решений в определенной ситуации  с оценкой их предпочтительности.

     Для решения перечисленных типовых  задач в настоящее время применяются  различные разновидности метода экспертных оценок.  

    1.2. Организация экспертного оценивания.

    Первым этапом организации работ  по применению экспертного оценивания является подготовка и издание руководящего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В этом документе должны быть отражены следующие вопросы: постановка задачи-эксперимента; цели эксперимента; обоснование необходимости эксперимента; сроки выполнения работ; задачи и состав группы управления; обязанности и права группы; финансовое и материальное обеспечение работ.

    Для подготовки этого документа,  а также для руководства всей работой назначается руководитель экспертизы. На него возлагается формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.

     После формирования группа управления осуществляет работу по подбору экспертной группы примерно в такой последовательности: уяснение решаемой проблемы; определение круга областей деятельности, связанных с проблемой; определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности; определение количества экспертов в группе; составление предварительного списка экспертов с учетом их местонахождения; анализ качеств экспертов и уточнение списка экспертов в группе; получение согласия экспертов на участие в работе; составление окончательного списка экспертной группы.

  Параллельно с процессом формирования группы экспертов группа управления проводит разработку организации и методики проведения опроса экспертов. При этом решаются следующие вопросы: место  и время проведения опроса; количество и  задачи туров опроса; форма  проведения опроса; порядок фиксации и сбора результатов опроса; состав необходимых документов.

  Следующим этапом работы группы управления является определение организации и методики обработки данных опроса. На данном этапе необходимо определить  задачи и сроки обработки, процедуры и алгоритмы обработки, силы и средства для проведения обработки.

  В процессе непосредственного проведения опроса экспертов и обработки его результатов группа управления осуществляет выполнение комплекса работ в соответствии с разработанным планом, корректируя его по мере необходимости по содержанию, срокам и обеспечению ресурсами.

  Последним этапом работ для группы управления является оформление результатов работы. На этом этапе производится анализ результатов экспертного оценивания; составление отчета; обсуждение и одобрение результатов; представление итогов работы на утверждение; ознакомление с результатами экспертизы организаций и лиц. 

  1.3.  Подбор экспертов. 

  Для реализации процедуры экспертного  оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эффективность решения проблемы определяется характеристиками достоверности экспертизы и затрат на нее.

Информация о работе Метод экспертных оценок в решении проблем.