Метод экспертных оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

Содержание

Введение
1. Метод экспертных оценок
2. Проведение экспертной оценки и ее этапы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.07 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Метод экспертных оценок

2. Проведение экспертной оценки и ее этапы

Заключение 

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства.      

    Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений.

    Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.

     В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Метод  экспертных оценок

 

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют  объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение  их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Характерными особенностями  метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже в первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов.

В настоящее время в  нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.

Все множество плохо формализуемых  проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

1) эксперт является хранилищем  большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;

2) групповое мнение экспертов  близко к истинному решению проблемы.

Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

Ко второму классу относятся  проблемы, в отношении которых  информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении  проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

1) составление перечня  возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

2) определение наиболее  вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;

3) определение целей и  задач управления с упорядочением их по степени важности;

4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

5) альтернативное распределение  ресурсов для решения задач  с оценкой их предпочтительности;

6) альтернативные варианты  принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных  типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного  оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

 Анкетирование и сценарий предполагают индивидуальную работу эксперта. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов. Остальные виды экспертизы предполагают коллективное участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов. Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.

   При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.

 

  1. Проведение экспертной оценки и ее этапы

 

     Большое значение имеет четкое определение целей (цели) экспертизы. Наличие четко сформулированных задач и ясно понятых потребностей является обязательным условием обеспечения надежного результата экспертизы.

     Выбор целей и характер процедуры экспертизы в значительной степени определяется существом проблемы, предполагаемыми конечными результатами и возможными способами их представления. Уровень принятия решений (государственный, отраслевой, предприятия) определяет широту диапазона, количество альтернатив и степень формализации процедуры. Кроме того, на выбор целей и процедуры экспертизы влияют надежность и полнота имеющихся данных, а также вид требуемой информации. поэтому при формулировании целей экспертизы прежде всего необходимо четко установить признак, по которому надлежит проводить оценку, а также условия использования экспертных оценок. если целей несколько, то оценки по разным шкалам нужно постараться свести к единой шкале, например, за счет установления цели более высокого уровня.

     Структурно-организационный набор вопросов в анкете должен быть логически связан с центральной задачей экспертизы. Хотя форма и содержание вопросов определяются спецификой объекта и прогнозирования, можно установить общие требования к ним:

- вопросы должны быть  сформулированы в общепринятых  терминах, без смысловой неопределенности;

- все вопросы должны  логически соответствовать объекта;

- вопросы должны обеспечивать  единственное толкование;

-по форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными.

     Существует три основные группы вопросов используемых при проведении коллективной экспертной оценки.

1. Вопросы, предполагающие  ответы в виде количественной  оценки: о времени, вероятности  свершения события, об оценке  относительного влияния факторов. При определении шкалы значений  количественных характеристик целесообразно  пользоваться неравномерной шкалой. Выбор конкретного масштаба неравномерности  определяется характером зависимости  ошибки прогноза от периода  упреждения.

2. Вопросы, требующие содержательного  ответа в свернутой форме: дизъюнктивные,  конъюнктивные, импликативные.

3. Вопросы, требующие содержательного  ответа в развернутой форме:  в виде перечня сведений об  объекте и аргументов, подтверждающих  или опровергающих тезис, содержащийся  в вопросе. Эти вопросы формируются  в два этапа. На первом этапе  экспертам предлагается сформулировать  наиболее перспективные и наименее  разработанные проблемы. На втором  из названных проблем выбираются  вопросы, принципиально разрешимые  и имеющие непосредственное отношение  к объекту исследования.

      При формировании группы экспертов основным является определение ее качественного и количественного составов. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, которые охватывают решение данной проблемы, а затем составляется список компетентных лиц, способных решить ее.

     Для получения качественного результата экспертизы к, ее участникам предъявляется ряд требований, основными из которых являются:

-   высокий уровень общей эрудиции;

-   глубокие специальные знания в оцениваемой области;

- способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта;

      -   наличие психологической установки на будущее;

     -   чисто научный интерес к поставленному вопросу при отсутствии;          

- наличие производственного  и (или) исследовательского опыта  рассматриваемой области.

     Для того чтобы подобрать качественную группу экспертов, необходимо также оценить их компетентность.

Существуют несколько  методов оценки компетентности экспертов:

  • оценка компетентности организаторами с учетом участия эксперта в различных экспертизах;
  • тестирование;

Информация о работе Метод экспертных оценок