Методы решения проблем

Автор: d*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является обучение сотрудников организаций и предприятий методам решения проблем, в том числе:
• овладеть навыками группового взаимодействия (умения работать в команде),
• освоить весь процесс коллективного решения сложных проблем от первого до последнего шага,
• обучиться методам, применяемым на отдельных этапах процесса решения проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методы анализа и решения проблем. 5
1.1. Этапы решения проблем 5
1.2. Методы анализа и решения проблем 6
1.2.1. Мозговой штурм 13
1.2.2. Метод «Шести думающих шляп» 15
1.2.3. Метод «Семь инструментов» 16
1.2.4. Бенчмаркинг и т.д. 17
Глава 2. Бенчмаркинг в различных компаниях 20
2.1. Конкурентный бенчмаркинг в компании Ford 20
2.2. Общий бенчмаркинг в компании Xerox 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 144.71 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: «Управленческие  решения»

На  тему: «Методы решения  проблем» 
 
 
 

Исполнитель:           Борзова Е.В.

Группа:                ДМЕ-301 

Научный руководитель:            Башкатова Ю.И.

Кафедра:       Общего менеджмента и предпринимательства 

Москва 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Методы анализа и решения проблем. 5

1.1. Этапы решения проблем 5

1.2. Методы анализа и решения проблем 6

1.2.1. Мозговой штурм 13

1.2.2. Метод «Шести думающих шляп» 15

1.2.3. Метод «Семь инструментов» 16

1.2.4. Бенчмаркинг и т.д. 17

Глава 2. Бенчмаркинг в различных компаниях 20

2.1. Конкурентный бенчмаркинг в компании Ford 20

2.2. Общий бенчмаркинг в компании Xerox 21

Заключение 23

Список используемой литературы 25 
 

 

Введение

 

Управленческая  проблема - это сложный вопрос, задача, которая требует четкого уяснения, детального изучения, оценки и рационального  решения.

Проблемы  всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время, вокруг них  всегда есть люди или организации, которые их порождают, но, не смотря на это, предприятия не останавливаются в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяются внешние и внутренние факторы, окружение, и в результате чего возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Подразумевается причинно-следственная связь. Например, изменились тенденции, ставки налогов, устарела технология, оборудование и т.д.

Представленные  решения проблем еще недостаточно известны в России, хотя необходимость  ее применения именно для российских предприятий и организаций целесообразна  по следующим причинам:

1. Затронутая  тема весьма актуальна для  предприятий, где традиционно  сложные проблемы решаются не  единолично, а коллективно;

2. Методы  решения проблем в группах  позволяют вовлекать в процесс  управления сотрудников различных  функциональных служб предприятия,  повышают их творческий интерес  к работе и способствуют развитию  корпоративной культуры в организации.

Целью моей курсовой является обучение сотрудников  организаций и предприятий методам  решения проблем, в том числе:

• овладеть навыками группового взаимодействия (умения работать в команде),

• освоить  весь процесс коллективного решения  сложных проблем от первого до последнего шага,

• обучиться  методам, применяемым на отдельных  этапах процесса решения проблем.

В курсовой работе представлен алгоритм решения  проблем, содержится описание методов  и инструментов, которые помогут  группам определить, проанализировать и успешно решать проблемы. Некоторые  из этих методов широко используются, другие менее известны, но есть и  совершенно оригинальные.

 

Глава 1. Методы анализа  и решения проблем.

    1. Этапы решения проблем

Разница между  хорошим и плохим менеджером состоит  в том, насколько они способны применять системный подход к  решению проблемы. Можно провести сравнение между различными ранее  разработанными моделями решения. Все модели основываются на том, что необходимо идентифицировать и объяснить проблему, используя правое полушарие мозга, чтобы накопить информацию и идеи. Затем наступает фаза более узконаправленного обдумывания для анализа собранных данных и определения направления дальнейших действий. Так же заметим, что каждая из культур требует своего количества времени на различных стадиях решения проблем. На Востоке, к примеру, в Японии, требуется намного больше времени для генерации творческих идей, чем в западных культурах, где решение приходит гораздо быстрее, но и времени на реализацию идей тратится больше.

Желаемы стандарты 

Потребность в  решении проявляется либо в виде проблемы, либо в виде возможности  ее решения. Проблема возникает тогда, когда полученные предприятиям результаты не отвечают поставленным перед ней  целям, а значит, некоторые аспекты  его деятельности требуют улучшения (рис.1).

Существующие стандарты

Отклонение =                                                                                        Решение

Проблема

Отклонение =                                                                                       Решение

проблема

Реальная ситуация

 

    Рис.1. Проблема как разница между существующим и желаемым положениями

Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов (альтернатив). Поэтому процесс решения проблемы обычно представляется как конечное число этапов:

  • Анализ ситуации - обнаружение симптомов или признаков возникающей проблемы. Если данный процесс удалось обнаружить на ранних стадиях, то возможностей предотвращения негативного развития событий значительно больше. Работа на данном этапе ведется в так называемом проблемном поле, где выявляются и формулируются возникшие перед предприятием проблемы.
  • Анализ проблемы — на этой стадии собирается информация для определения реальности существования проблемы и причин ее возникновения, а так же оценивается ее важность.
  • Накопление информации — на данном этапе требуется собрать данные и выдвинуть идеи, из которых затем можно будет выбрать варианты и оценить их сравнительную полезность.
  • Принятие решения — после оценки принимается решение в пользу наилучшего направления деятельности.
  • Реализация, осуществление — планируется все то, что нужно сделать, и выполняется план действий.
  • Рассмотрение достигнутых успехов — дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее (это исключительно важная стадия, которая часто опускается).
    1. Методы  анализа и решения  проблем

Существуют  множество методик успешного  решения проблем. Многие из них включают оценку ситуации и анализ важности полученных результатов.

Все известные  методы, используемые при постановке и формулировании проблем, обработке  и анализе информации, а также  поиске и анализе решений, можно  условно разделить на 4 группы: 

1. Метод проб и  ошибок

Суть данного  метода заключается в бессистемном переборе всевозможных вариантов, как  правило, в привычном для человека, решающего проблему направлении. Применяется  такой метод обычно для решения  несложных задач, он экономически нецелесообразен, т. к. на решение проблемы уходит много  времени и средств. 

2. Методы психологической  активизации творчества

Эти методы активизируют процесс выдвижения новых  идей и поиск решения. Основной целью  данных методов считается принцип  предпочтения количества выдвигаемых  идей их качеству на этапе генерирования, который отделен от процесса оценки. 

3. Методы систематизированного  поиска

Данные методы позволяют упорядочить перебор  вариантов и увеличивать их число. Они основаны на использовании различных  аналитических подходов (системного и функционального) в сочетании  с приемами борьбы с психологической  инерцией. Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих задач, но область применения этих методов  ограничена, т. к. их трудно использовать при решении сложных задач, и  они не гарантируют получение  оптимального решения, потому что нет  критериев оценки полученного результата. 

4. Методы направленного  поиска

Это алгоритмические  методы, при использовании которых  процесс мышления не хаотичен, а  четко организован и управляем. Наиболее распространенная методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) предполагает выработку диалектического мышления и снижение психологического барьера, развитие творческого воображения и т. д. Но есть у ТРИЗ и некоторые недостатки: трудности в освоении метода и необходимость постоянного тренинга, отсутствие постановки задачи, получение идеи без доведения до конструктивного решения, недостаточная эффективность в решении некоторого класса задач. 

Индивидуально каждый может решать проблемы, интуитивно выбирая различные варианты своих  действий. Для того чтобы решать проблемы в группе, нужны специальные

методы, позволяющие  участникам работать конструктивно, иначе  вряд ли группа добьется хороших результатов.

Для каждого  этапа процесса решения проблем  в группе предлагается использовать один или несколько различных  методов. Необходимо заметить, что некоторые  из данных методов могут применяться  на разных этапах. На рис. 2 представлена структура соотношений методов и этапов процесса решения проблем в группах.

 

Диагностика проблем 
 
 
 

Принципы  «мозгового штурма»

Коллажи и фантазии

Обмен мнениями

Метод Дельфи

Анализ силового поля

Гистограммы

Диаграмма Парето

Контрольные листики

Диаграмма связей

Диаграмма «Шести слов»

Диаграмма «рыбьи кости»

Древовидная диаграмма

Диаграмма сродства

Метод «бритвы  Оккама»

Матричная диаграмма

Информация о работе Методы решения проблем