Менеджмент и внешнее окружение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов взаимодействия менеджмента и внешнего окружения организации.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
• Раскрыть понятие деловое окружение организации;
• Рассказать о фоновом окружении;
• Раскрыть связь между внутренней и внешней средой организации;

Работа содержит 1 файл

Менеджмент и внешнее окружение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире не существует ни одной организации, которая  не имеет внешнего окружения и  не находится с ним в постоянном взаимодействии. Успешное функционирование любой организации зависит не только от внутреннего окружения, как считалось раньше, но и большим образом  от внешних влияющих на нее факторов.

Каждая организация  нуждается в постоянном поступлении из вне продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом она должна отдавать что-то обратно. Как только эти связи рвутся, предприятие погибает.

В последнее время  возросла и усложнилась конкуренция, а также ускоряются процессы изменений  в окружающей среде, менеджеры вынуждены  уделять большое внимание вопросам взаимодействия с окружением, развивать способность адаптации к изменениям внешнего окружения.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов взаимодействия менеджмента и внешнего окружения организации.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие деловое окружение организации;
  • Рассказать о фоновом окружении;
  • Раскрыть связь между внутренней и внешней средой организации;
  • Рассказать об ориентации организации в зависимости от окружения.

Объектом исследования данной курсовой работы является ресторан высокой кухни «Даниель», находящийся в городе Пушкине. Предмет исследования- изучение внешнего окружения ресторана.

 

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть

1.1.Внутренняя  и внешняя среда организации

Важнейшим понятием в  менеджменте является организация. Любая из них находится и функционирует в среде (внутренней и внешней). Любое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его существование. Состояние и деятельность организации в любой момент времени – есть результат действия её внутренних факторов и воздействий внешней среды. Не существует не одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любое предприятие нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом она должна отдавать что – то  и обратно в качестве компенсации за своё существование. Ключевую роль в  выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружающей средой играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Долгосрочная стратегия взаимодействия организации со средой становится основой построения всех процессов управления. Менеджмент уже не занимается только внутренними вопросами организации. В равной, а может быть и в большей мере он направлен за её пределы. Стратегическое управление, решающее задачи эффективного взаимодействия с окружающей средой, выдвигается на первый план  в комплексе процессов управления организации. Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьёзных проблем, порождаемых неопределенностью  в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджерами является её снижение. Это достигается путем развития её адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющим организации ограниченно в неё вписываться.

 

Среда бывает внутренняя и внешняя.

Внутренняя  среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно существовать и выживать в определенном промежутке времени. [ 1.стр.184] Но внутренняя среда так же может быть и источником проблем и гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внутренняя среда состоит  из: (см. рисунок 1)

  • Структуры;
  • Внутриогранизациооных процессов;
  • Технологии;
  • Кадры;
  • Организационной культуры

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между ними и объединение подразделений в одно целое.

Технология включает в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией.

Кадры являются основой любой организации. Она живет и работает только потому, что в ней есть люди. Они создают продукт, формируют культуру организации, её внутренний климат. В силу этого люди в организации являются для менеджера предметом номер один. [1.стр.185]

 

 

 

 

 

Рисунок 1.Факторы внешней  и внутренней

среды организации.

 

Организационная культура представляет собой совокупность установленных традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. [6.стр.12]

Организационная культура складывается из следующих составляющих:

  • Философия, задающая смысл существования организации и её отношение к сотрудникам и клиентам;

 

 

  • Преобладающие ценности, на которых базируется организация, и которые относятся к целям её существования, либо же к средствам достижения этих целей;
  • Нормы поведения, разделяемые сотрудниками и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
  • Правила, по которым живет организация;
  • Климат, существующий в организации;
  • Поведенческие ритуалы.

Внутренняя среда организации  состоит из большого количества различных  процессов. Из них можно выделить пять групп которые охватывают деятельность любой организации:

  • Производство;
  • Маркетинг;
  • Финансы;
  • Работа с кадрами;
  • Учет и анализ хозяйственной деятельности.

Внешняя среда. Организация в условиях рыночных отношений является открытой системой, способной взаимодействовать с окружающей её внешней средой в различных аспектах – информативном, вещественном и так далее.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её жизнедеятельности, внутреннего потенциала на определенном уровне. При этом организация в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности обратно. Таким образом, осуществляется постоянный взаимообмен.

Внешнюю среду организации  можно характеризовать различным  образом. Так немецкие ученые используют понятия «сложность» и «динамика». [1.стр187]

 

Сложность внешней среды  целесообразно выражать количеством  и разнообразием характеристик, которые должны учитываться в процессе управления организацией. Динамика внешней среды, которую можно выражать изменчивость её характеристик. Основными характеристиками, с помощью которых можно оценить изменчивость внешней среды является частота, величина и регулярность изменений её факторов. Если сложность и динамика объединяются между собой в соответствующий континуум «простой – сложный» и «статичный – динамичный», то можно выделить четыре типа внешней среды [1.стр.188]

  1. Простая статичная внешняя среда – среда с незначительной потребностью в гармонизации, большей частью приводит к созданию бюрократической организационной структуры.
  2. Простая динамичная – среда с незначительным числом и разнообразием внешних воздействий, которые должны учитываться при формировании организации. Изменчивость требует более органичного и менее децентрализованного руководства.
  3. Сложная статичная внешняя среда – среда,  имеющая большое количество и разнообразие важных факторов, которые обладают незначительной изменчивостью; приводит к созданию бюрократических структур с децентрализованным руководством.
  4. Сложная динамичная – среда, предъявляет самые строгие требования к форме организации. Ей соответствуют такие формы и модели организации, которые получили название адаптивных и которые сопровождаются децентрализованным руководством.

 

 

 

 

Факторы внешней среды  оказывают огромное влияние на все  процессы внутри организации. Все факторы можно разделить на две основные группы:

    • Деловое окружение (прямое);
    • Макроокружение (фоновое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Деловое  окружение организации

Среду прямого воздействия  формируют такие субъекты, которые  непосредственно влияют на деятельность конкретной организации. К факторам прямого (делового) окружения относятся:

    • Потребители;
    • Конкуренты;
    • Поставщики;
    • Деловые партнеры;
    • Органы системы государственного регулирования;
    • Источники «силового давления» на организации;
    • Профсоюзы и так далее.

1.Поставщики.

С точки зрения системного подхода, организация это механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп: поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

    • Поставщики материалов, энергии, оборудования и комплектующих. Некоторые предприятия зависят от непрерывного притока материалов. Организации  все больше ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров, а сами выполняют лишь определенные операции, причем это характерно как для производств, так и организаций работающих в сфере услуг.

 

 

 

 

    • Для роста и процветания организации нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица и так далее. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше её возможности договориться с поставщиками на хороших условиях и получить нужные средства.
    • Не смотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит квалифицированных специалистов во все областях. Это заставляет компании либо заниматься поиском подобных кадров, либо вкладывать средства в их подготовку. Обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для эффективной работы организации. Без людей, Способных качественно и эффективно работать предприятие не сможет работать в полную силу.

2.Органы системы  государственного регулирования.

Каждая организация  имеет конкретный правовой статус, что и определяет, как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности несет перед государством. Государство оказывает воздействие на организацию через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов ограничивают активность фирм, их ивистиционные возможности, и наоборот, снижение ставок способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. Таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.

 

 

 

Многие законы и государственные  учреждения влияют на организации. Как  бы ни относилось руководство предприятия к законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа законопослушания в форме штрафов или даже прекращения существования. Организации обязаны соблюдать как федеральные и штатные законы, так и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах свое компетенции. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления местных органов власти.

Почти все местные  органы требуют от предприятия приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места, облагают организации налогами и так далее.

3.Потребители.

В эту группу входят покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистребьютеры, магазины, торговые представители и так далее. Состав потребителей зависит то сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции и услуг, рынков сбыта и других факторов.

Потребители решают, сможет ли фирма получить прибыль, оплатить заработную плату работникам и так далее. Важное значение имеют и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирмы. Так же необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

 

 

 

 

 

 

4.Конкуренты.

К этой группе относятся  те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют какой товар и по какой цене можно продавать. Недооценка конкурентов и переоценка рынков может привести даже крупные компании к значительным потерям и кризисам. На ряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкурентная борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно – технических нововведений.

Информация о работе Менеджмент и внешнее окружение