Менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 16:32, доклад

Описание работы

Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении. Свести руководство только к совершенствованию организации работы с целью ликвидации проблем управления невозможно из-за меняющихся условий внешней среды.
Организация (как деятельность):
1. Образование и совершенствование связей между частями целого;
2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 23.88 Кб (Скачать)

                                             Введение. 

Менеджмент (в  максимально широком  смысле) — руководство  социально-экономическими системами.

Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации  и управления. Взаимосвязь этих функций  определяется тем, что нельзя управлять  неорганизованной системой, то есть, чем  лучше организовано предприятие, тем  меньше оно нуждается в управлении. Свести руководство только к совершенствованию  организации работы с целью ликвидации проблем управления невозможно из-за меняющихся условий внешней среды.

Организация (как  деятельность):

1. Образование и  совершенствование связей между  частями целого;

2. Создание и совершенствование  структуры и правил функционирования  ее элементов.

Управление: 1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели; 2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными - получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»).

В одном из наших  словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью  повышения эффективности производства и его прибыльности».Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Соответствует русскому понятию приказчик. Также в России часто в силу большей престижности выражения «менеджер по продажам» чем «продавец» это слово используется к сотрудникам, никак не связанных с управлением.

Ме́неджмент (от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов;(от лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по смыслу близко к русскому слову "руководить". Менеджер оперирует объектами, вещами и ситуациями, для достижения поставленных целей и задач. 
 
 
 

Менеджер  современности.

Также в последнее  время менеджерами называют абсолютно  любую офисную единицу, пусть  даже такая единица выполняет  обслуживающие функции. Во многих автосалонах, магазинах белья и дешевых  китайских часов, менеджерами называют обычных продавцов, тем самым  унижая значение этой профессии. Так, например, в Южной Корее и Японии, сотрудник  должен проработать в компании 10 - 15 лет на самых разнообразных, часто  не высоких должностях, что бы дослужится до должности менеджера. Таким образом, можно констатировать, что в нашей  стране слово "менеджер" применяется  совершенно не к месту, и носит  характер китча.Так в Советском Союзе должности "менеджер" соответствовало вполне русское слово "Начальник"

Элементы  системы менеджмента

  • Миссия организации
  • Цели организации
  • Организационная схема подчиненности
  • Подразделения
  • Показатели оценки результативности деятельности (KPI)
  • Регламенты работы
  • Система измерений деятельности

Составные части менеджмента.

Крупная компания одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных  задач, для чего создается несколько  подсистем в системе менеджмента:

  • Управление производством
  • Управление персоналом
  • Маркетинг
  • Управление продажами
  • Финансовый менеджмент
  • Управление проектами
  • Стратегический менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Экологический менеджмент
  • Управление качеством
  • Сравнительный менеджмент
  • Риск-менеджмент
  • Инвестиционный менеджмент
 
 
 

Социально-экономические  функции и цели менеджмента.

Оценка места и  роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем  экономического развития является задачей  не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии  и т. д.). Теория институциональной  экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована  на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание  взаимозависимости разных сторон общественного  и индивидуального производства привело к современному пониманию  системной природы экономики, в  том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций  его институционализации как  определяющего фактора социального  взаимодействия в процессе экономического развития.Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию идей теории систем и системного анализа применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые рассматриваются как составные и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. Системные функции взаимообусловлены и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включённости в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе. Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств, определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

Исходя из того, что  функции подсистем социально-экономической  системы реализуются через соответствующие  институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента, как институциональной структуры, можно представить следующими концепциями:

а) менеджмент рассматривается  как одна из подсистем общественного  производства и социально-экономической  системы в целом;

б) реализация его  системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного  производства и наличием общесистемных  императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность  общества;

в) менеджмент на уровнях  развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный  процесс, осуществляемый посредством  управленческих решений, результатом  которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и  создание материальных благ и услуг  — с другой.

В общесистемном  понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций  менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и  оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.Таким образом, вышеперечисленные положения и схема анализа системных функций менеджмента позволяют структурно и функционально отразить место и роль менеджмента в обществе и их институциональную взаимосвязь. Менеджмент, как подсистема общественного производства, имеет родовое значение и видовые характеристики. Родовое значение сформировано субъектно-объектными свойствами: функции менеджмента определяются институциональными факторами социально-экономической системы и вместе с тем его действия направлены на изменение состояния производства, а результаты в экономическом отношении атрибутивно удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.

Системный подход к  проблемам менеджмента неизбежно  приводит к необходимости поиска значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых  зависят выживание коммерческих предприятий, эффективность их и  всего общественного производства. Столь же необходимо и выявление  структур, формирующих эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической системы  в целом. Ведь развитие данной социально-экономической  системы обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику. Из этого следует, что явно или неявно в каждой социально-экономической системе устанавливаются уникальные системные функции менеджмента, играющие не последнюю роль в достижении целей общественного производства.

Наличие собственных  целей — основное отличие организации  от других искусственных систем, созданных  человеком. Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены  столь же объективно, как и число  содержащихся в них элементов. Это  позволяет исследовать систему  телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента.

Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (en:Anthony Stafford Beer) определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)»

Влияние социально-экономической  среды на системные функции менеджмента  можно представить следующим  образом. Менеджеры принимают решения  на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

  1. задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;
  2. цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;
  3. миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Четких границ между  этими тремя уровнями чаще всего  провести нельзя, но в целом можно  обозначить, что миссия предусматривает  стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют  конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная  реакция на нужды и пожелания  потребителей, стремление к тому, чтобы  потребители ценили фирму.

Цели фирмы обычно определяются категориями доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка  и т. п. Объединяющим началом этих категорий является тенденция роста  их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие при этом рассматривается  как организм, а не как организация (см. Предприятие как организм и Предприятие как организация). Поэтому рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание фирмы. И даже когда в формулировке цели употребляется понятие «развитие», принятые показатели подразумевают количественный рост фирмы. В то же время рост и развитие — не одно и то же. Рост может происходить без развития (кладбище, свалка). Страна или предприятие может развиваться и не расти. Под развитием в данном случае понимается процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои желания и желания окружающих. В странах с высоким жизненным уровнем начинают критически рассматривать экономический рост как главный двигатель социального прогресса. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Реальную угрозу достижения целей, связанных с ростом предприятия, составляют ограничения ресурсов и проблемы загрязнения окружающей среды. В этих условиях цели начинают переориентироваться с роста на достижение развития предприятия. Для нынешней ситуации в экономике РФ, как показывают исследования, чрезвычайную актуальность приобретает следующий тезис

П. Ф. Друкера (en:Peter Drucker): «В угасающей индустрии менеджмент должен осуществляться прежде всего на основании постоянного, систематического и целенаправленного снижения издержек производства при непрерывном улучшении качества товаров и обслуживания. Другими словами, менеджмент нужно ориентировать на укрепление положения компании в отрасли, а не на рост объёмов производства» [2]. Здесь особо следует обратить внимание на то, что именно снижение издержек и рост качества товаров является основой укрепления компании, в то время как большинство стратегических направлений в отечественной экономике связано с ростом объёмов производства.При этом, чем больше уровень зависимости выживания предприятия от экономической эффективности результатов производства, тем выше уровень вероятности совпадения объективно обусловленных оценок эффективности и реализации системных функций менеджмента. В связи с этим концептуальное различие понятий «рыночные методы управления» и «традиционные методы ведения хозяйственной деятельности» в отношении российских собственников и менеджеров с позиций двойственности содержания понятия «эффективный менеджмент», заключается во вторичности экономической эффективности в иерархии критериев принятия решений.Следовательно, генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических позиций показывает, что управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в целом и его инструментария — в частности. В условиях рынка экономическая эффективность является императивом всей производственной деятельности коммерческого предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде. 
 
 

Литература:

Бодди К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.- 816 с;

Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: Наука, 1972. — 536 с;

Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 150 c;

Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с;

Питер Друкер Задачи менеджмента в XXI веке;

Сергеев А. Л. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис  и эффективность.

Информация о работе Менеджмент