Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 16:32, доклад
Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении. Свести руководство только к совершенствованию организации работы с целью ликвидации проблем управления невозможно из-за меняющихся условий внешней среды.
Организация (как деятельность):
1. Образование и совершенствование связей между частями целого;
2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.
Менеджмент (в максимально широком смысле) — руководство социально-экономическими системами.
Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении. Свести руководство только к совершенствованию организации работы с целью ликвидации проблем управления невозможно из-за меняющихся условий внешней среды.
Организация (как деятельность):
1. Образование и
совершенствование связей
2. Создание и совершенствование
структуры и правил
Управление: 1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели; 2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными - получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»).
В одном из наших
словарей иностранных слов «менеджмент»
переводится на русский язык как:
«управление производством, совокупность
принципов, методов, средств и форм
управления производством с целью
повышения эффективности
Ме́неджмент
(от англ. manage — управлять, заведовать,
руководить) наука об организации деятельности
социальной системы для достижения заданных
целей, в условиях ограниченности ресурсов;(от
лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по
смыслу близко к русскому слову "руководить".
Менеджер оперирует объектами, вещами
и ситуациями, для достижения поставленных
целей и задач.
Менеджер современности.
Также в последнее время менеджерами называют абсолютно любую офисную единицу, пусть даже такая единица выполняет обслуживающие функции. Во многих автосалонах, магазинах белья и дешевых китайских часов, менеджерами называют обычных продавцов, тем самым унижая значение этой профессии. Так, например, в Южной Корее и Японии, сотрудник должен проработать в компании 10 - 15 лет на самых разнообразных, часто не высоких должностях, что бы дослужится до должности менеджера. Таким образом, можно констатировать, что в нашей стране слово "менеджер" применяется совершенно не к месту, и носит характер китча.Так в Советском Союзе должности "менеджер" соответствовало вполне русское слово "Начальник"
Элементы системы менеджмента
Составные части менеджмента.
Крупная компания одновременно
ставит и решает комплекс взаимосвязанных
задач, для чего создается несколько
подсистем в системе
Социально-экономические функции и цели менеджмента.
Оценка места и
роли менеджмента в общественном
производстве и формулировке проблем
экономического развития является задачей
не только экономики, но и ряда других
общественных наук (социологии, политологии
и т. д.). Теория институциональной
экономики, возникшая на стыке экономики,
социологии, права и истории, ориентирована
на изучение формальных и неформальных
норм, структурирующих взаимодействия
между индивидами в разных сферах
повседневной активности. Осознание
взаимозависимости разных сторон общественного
и индивидуального производства
привело к современному пониманию
системной природы экономики, в
том числе её структурно-функциональной
дифференциации, и выработке концепций
его институционализации как
определяющего фактора
Исходя из того, что
функции подсистем социально-
а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;
б) реализация его
системных функций, определяемых структурно-функциональной
дифференциацией общественного
производства и наличием общесистемных
императивов, составляет специализированный
вклад менеджмента в
в) менеджмент на уровнях
развития общественного производства
и его текущего функционирования
может рассматриваться как
В общесистемном
понимании институциональный
Системный подход к
проблемам менеджмента
Наличие собственных целей — основное отличие организации от других искусственных систем, созданных человеком. Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены столь же объективно, как и число содержащихся в них элементов. Это позволяет исследовать систему телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента.
Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (en:Anthony Stafford Beer) определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)»
Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:
Четких границ между этими тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная реакция на нужды и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму.
Цели фирмы обычно определяются категориями доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка и т. п. Объединяющим началом этих категорий является тенденция роста их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие при этом рассматривается как организм, а не как организация (см. Предприятие как организм и Предприятие как организация). Поэтому рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание фирмы. И даже когда в формулировке цели употребляется понятие «развитие», принятые показатели подразумевают количественный рост фирмы. В то же время рост и развитие — не одно и то же. Рост может происходить без развития (кладбище, свалка). Страна или предприятие может развиваться и не расти. Под развитием в данном случае понимается процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои желания и желания окружающих. В странах с высоким жизненным уровнем начинают критически рассматривать экономический рост как главный двигатель социального прогресса. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Реальную угрозу достижения целей, связанных с ростом предприятия, составляют ограничения ресурсов и проблемы загрязнения окружающей среды. В этих условиях цели начинают переориентироваться с роста на достижение развития предприятия. Для нынешней ситуации в экономике РФ, как показывают исследования, чрезвычайную актуальность приобретает следующий тезис
П. Ф. Друкера (en:Peter Drucker):
«В угасающей индустрии менеджмент должен
осуществляться прежде всего на основании
постоянного, систематического и целенаправленного
снижения издержек производства при непрерывном
улучшении качества товаров и обслуживания.
Другими словами, менеджмент нужно ориентировать
на укрепление положения компании в отрасли,
а не на рост объёмов производства» [2].
Здесь особо следует обратить внимание
на то, что именно снижение издержек и
рост качества товаров является основой
укрепления компании, в то время как большинство
стратегических направлений в отечественной
экономике связано с ростом объёмов производства.При
этом, чем больше уровень зависимости
выживания предприятия от экономической
эффективности результатов производства,
тем выше уровень вероятности совпадения
объективно обусловленных оценок эффективности
и реализации системных функций менеджмента.
В связи с этим концептуальное различие
понятий «рыночные методы управления»
и «традиционные методы ведения хозяйственной
деятельности» в отношении российских
собственников и менеджеров с позиций
двойственности содержания понятия «эффективный
менеджмент», заключается во вторичности
экономической эффективности в иерархии
критериев принятия решений.Следовательно,
генезис управления коммерческим предприятием
в условиях рынка с системно-кибернетических
позиций показывает, что управление является
процессом, направленным на достижение
определённой цели. Уровень достижения
цели определяет эффективность менеджмента
в целом и его инструментария — в частности.
В условиях рынка экономическая эффективность
является императивом всей производственной
деятельности коммерческого предприятия.
Ориентация цели на максимизацию прибыли
обеспечивает условие экономической эффективности
производства и повышает устойчивость
предприятия в рыночной среде.
Литература:
Бодди К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.- 816 с;
Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: Наука, 1972. — 536 с;
Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 150 c;
Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с;
Питер Друкер Задачи менеджмента в XXI веке;
Сергеев А. Л. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис и эффективность.