Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:04, курсовая работа
Основными целями управления персоналом организации являются определение основных направлений работы с персоналом, а также средств, форм и методов управления им. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты материального стимулирования как фактора
управления 6
1.1. Основы мотивации труда 6
1.2. Особенности стимулирования и мотивации персонала 10
2. Анализ системы мотивации труда на примере ОАО «Сетевая компания»
«Казанские электрические сети» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ состава трудовых ресурсов предприятия 17
2.3. Анализ системы стимулирования труда на предприятии 21
3. Пути совершенствования системы мотивации труда на предприятии на
примере ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Организационная структура, сложившаяся на предприятии, является функциональной. В функциональной структуре на среднем уровне управления организуются функциональные звенья. Это органы, выполняющие специализированные функции, которые руководят линейными руководителями нижнего уровня. Каждое среднее звено имеет право руководить нижним уровнем. Таким образом, линейный руководитель высшего уровня разгружается от оперативного управления, занимаясь стратегическими вопросами.
При этом повышается уровень компетентности решений, так как их принимают узкие специалисты.
Коренным недостатком функциональной структуры является длительность процедуры принятия решений, возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место, двойственное подчинение.
Общая организационная структура КЭС представлена в приложении 2.
Проанализируем качественный состав трудовых ресурсов предприятия, т.е., распределение работающих по возрасту, по уровню образования и по стажу работы.
Как видно из таблицы 60% персонала составляют рабочие, остальные 40% приходится на специалистов и руководителей. Рост численности по годам связан с увеличением нормативной численности, которая зависит от объемов обслуживаемых условных единиц.
Таблица 2.2.1
Качественный состав персонала филиала ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети по 2007-2009гг. (%)
2007 | 2008 | 2009 | |
Руководители | 13,7 | 13,5 | 13,4 |
Специалисты и служащие | 25,4 | 27,1 | 27,4 |
Рабочие | 60,9 | 59,4 | 59,2 |
итого | 100 | 100 | 100 |
Рассмотрим возрастной состав персонала предприятия по таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Возрастной состав персонала филиала ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети по 2007 – 2009 гг. (%)
2007 | 2008 | 2009 | |
До 25 лет | 5,8 | 9,5 | 11,1 |
От 25 лет до 35 лет | 15.8 | 20,1 | 20,9 |
От 35 лет до 45 лет | 32,7 | 24,3 | 21,2 |
От 45 лет до пенсионного возраста | 37,2 | 43,2 | 43,2 |
Работающие пенсионеры | 2,6 | 2,9 | 4,2 |
Средний возраст персонала по предприятию составляет 42 года. За последний год молодёжь и работники среднего возраста составляют 53% общей численности работающих, причём 249 человек (31% от общей численности работников) - молодёжь до 35 лет. Для данной категории работников Коллективным договором предприятия предусмотрены особые условия предоставления целевых займов для улучшения жилищных условий (возвратные займы в размере 30% суммы средств, необходимых для улучшения жилищных условий, на 10 лет под 6% годовых).
Чуть меньше половины общей численности персонала (47%) - люди зрелого возраста, для которых весьма актуальными являются гарантии обеспечения финансового благополучия при наступлении пенсионного возраста. Забота предприятия о будущем своих работников после их выхода на заслуженный отдых выражается в том, что предприятие принимает участие в формировании пенсионных сбережении работников. Являясь вкладчиком Национального негосударственного пенсионного фонда, ОАО «Сетевая компания» перечисляет на индивидуальный счёт каждого участника фонда, которому осталось до пенсии от 10 лет и меньше, дополнительные средства. Возможность заблаговременно позаботиться о своей жизни в преклонном возрасте привлекает все больше молодых людей. На конец 2009 года участниками ННПФ за счет собственных средств является 72,3%.
Несмотря на то, что коллектив предприятия достаточно молодой, высокий уровень профессионализма работников не подлежит сомнению (см.таблицу 2.2.3)
Таблица 2.2.3
Уровень образования персонала филиала ОАО «Сетевая компания» Казанские электрические сети в динамике за 2007-2009 гг. (%)
2007 | 2008 | 2009 | |
Высшее | 38,4 | 40,0 | 43,3 |
Среднее профессиональное | 23,4 | 22,3 | 20,9 |
Начальное профессиональное | 27,7 | 27,2 | 25,6 |
Среднее | 10,1 | 10,1 | 9,8 |
Неполное среднее | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Более 43 % работников (около 90% руководителей, более 78% специалистов, и около 17% рабочих) имеют высшее профессиональное образование. Наблюдается снижение процента персонала со средним и средним профессиональным образованием и рост персонала с высшим образованием.
Проанализируем непрерывный стаж работников на предприятии в динамике за 2007-2009 гг. (см. таблицу 2.2.4)
Таблица 2.2.4
Классификация
персонала филиала ОАО «Сетевая
компания» Казанские
2007 | 2008 | 2009 | |
До 5 лет | 28,1 | 29,4 | 31,4 |
6-10 лет | 20,9 | 20,8 | 20,6 |
11-15 лет | 21,6 | 21 | 18,1 |
16-20 лет | 6,6 | 6,9 | 7,7 |
21-25 лет | 11,8 | 11,8 | 10,4 |
26-30 лет | 8,5 | 8,3 | 8,8 |
Более 30 лет | 2,5 | 1,8 | 3 |
Как видим из таблицы более 30 % персонала имеют стаж на предприятии от 16 до 30 лет, а более 38 % работников уже работают на предприятии от 6 до 15 лет.
Поскольку изменения в качественном составе происходят в результате движения рабочей силы, рассмотрим данные по обороту рабочей силы (см. табл. 2.2.5.)
Таблица 2.2.5
Данные о движении рабочей силы на филиале ОАО «Сетевая компания» «Казанские электрические сети»
Показатели движения | 2009 г. |
Численность
промышленно – |
778 |
Принято на работу, чел. | 84 |
Выбыло, чел. | 72 |
В том числе: по собственному желанию | 31 |
Уволено за нарушение трудовой дисциплины | 4 |
Численность персонала на конец года, чел. | 790 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 779 |
Коэффициент оборота по приему работников - Кпр | 0,1 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,09 |
Коэффициент текучести кадров | 0,0449 |
Коэффициент постоянства кадров | 0,9 |
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаны и проанализированы следующие показатели:
1. Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) рассчитывается как отношение количества принятого персонала Кпр на работу к среднесписочной численности персонала Кср: Кпр = Кпр/Кср
2. Коэффициент оборота по выбытию (Кв) рассчитывается как отношение количества уволившихся работников Ку к среднесписочной численности персонала Кср: Кв = Ку/Кср
3.
Коэффициент текучести кадров (Ктк)
рассчитывается как отношение
количества уволившихся
4.
Коэффициент постоянства
Рассмотрим динамику текучести кадров на предприятии (см. таблицу 2.2.6).
Таблица 2.2.6
Текучесть кадров на филиале ОАО «Сетевая компания»
«Казанские электрические сети» за 2007 - 2009 гг. (%)
Ед. изм. | 2007 | 2008 | 2009 | |
Текучесть кадров, в целом | % | 4,32 | 5,11 | 4,49 |
В т.ч. рабочих кадров | % | 2,15 | 3,67 | 2,82 |
Руководителей | % | - | - | 0,51 |
Специалистов и служащих | % | 2,17 | 1,44 | 1,16 |
Проведем расчет данных показателей.
Как видим, показатели движения рабочей силы по предприятию за 2008 год не плохие.
1. Коэффициент оборота по приему рабочих: Кпр = 84/779 = 0,1
2.Коэффициент оборота по выбытию (Кв): Кв = 72/779=0,09
3. Коэффициент текучести кадров (Ктк): Ктк = 35/779=0,0449
4.
Коэффициент постоянства
Как видим из таблицы 2.2.6, в 2009 г по сравнению с 2008 г текучесть кадров уменьшилась на 0,6%, при этом уменьшилась текучесть, как по специалистам, так и по рабочим. В среднем за последние 3 года показатель текучести кадров на много меньше средних показателей по отрасли в целом.
На
предприятии применяется
Информация о работе Материальное стимулирование как фактор уаравления