Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:25, курсовая работа
применение некоторых маркетинговых стратегий в управлении предприятием
Введение……………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические основы использования маркетинговых инструментов в управлении предприятием…………………………………………………………..7
1.1.Сущность маркетинговых стратегий и их классификация……………………7
1.2.Формирование маркетинговой стратегии предприятия……………………..13
Глава 2. Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности РУПП «Гранит»
2.1.Организационно-экономическая характеристика РУПП «Гранит»………...22
2.2.Анализ маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»………………………….26
Глава 3. Совершенствование формирования маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»…………………………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения
Социальные факторы. РУПП «Гранит» работает на рынке оптовых покупателей товаров промышленного назначения, который характеризуется небольшим количеством участников, а значит, для доведения до них информационных сообщений нет необходимости прибегать к услугам средств массовой информации и целесообразнее использовать «direct-mail» – прямую почтовую рассылку, а также личные встречи с руководителями, ответственными за принятие решений о закупке. В целях информирования более широкого круга потребителей будут использоваться специализированные периодические издания, хорошо известные и в странах СНГ: «Автомобильные дороги», «Строительные материалы», «Жилищное строительство» и другие.
Природные и экологические факторы. Основным загрязняющим веществом при производстве щебня является минеральная пыль, содержащая до 70% свободной двуокиси кремния (SiO2). Источниками интенсивного пылевыделения на производстве являются дробилки, грохота и узлы перегрузок материала. На территории промышленной площадки предприятия не имеется природно-заповедных зон. Концентрация вредных веществ при выбросе в атмосферу не превышает предельно допустимые нормы. Продукты сгорания котельной рассеиваются в дымовой трубе.
Международные факторы. В настоящее время перед всеми предприятиями промышленности строительных материалов в странах СНГ стоят одинаковые проблемы – недостаток финансовых средств, инвестиционных ресурсов, физическое и моральное устаревание оборудования, неполное соответствие производственной программы запросам потребителей.
2. Анализ внутренней среды.
Проводя анализ внутренней среды функционирования предприятия, рассмотрим следующие параметры:
Организация. Кадровый состав предприятия характеризуется большой численностью промышленно-производственной категории работников (около 90%). Уровень образования персонала напрямую зависит от специфики производства, поэтому 65,7% рабочих имеют среднее специальное образование. Соотношение рабочих и служащих равно 1:4,4, что незначительно превышает средний уровень, сложившийся на других промышленных предприятиях и является положительным показателем. Значительных численных изменений в кадровом составе предприятия, в уровне образованности персонала и в составе кадров по возрасту за рассматриваемый период не происходило.
Производство. В связи с отсутствием у предприятия финансовых средств в объемах, необходимых на проведение крупномасштабного технического переоснащения, мощности предприятия по выпуску щебня снизились за 2008г. на 12%. При неудовлетворительном физическом состоянии технологического оборудования РУПП «Гранит» не способно обеспечить потребность рынка в щебне, которая, в последнее время, характеризуется положительной динамикой, тем более наладить производство щебня мелких фракций, в соответствии с требованиями Европейского стандарта. В настоящее время износ активной части основных производственных фондов достиг 73,3%, а по отдельным производственным подразделениям - от 82,7% до 90,0% (по международным стандартам при уровне износа основных фондов свыше 60,0% предприятию грозит физический распад). Моральное и физическое состояние технологического оборудования РУПП «Гранит» не позволяет ему удовлетворить растущие потребности в продукции и, в частности, в щебне еврофракций.
Финансы. В общем виде показатели финансовой устойчивости предприятия (коэффициенты ликвидности, прибыль и рентабельность отчетного периода) свидетельствует о том, что предприятие работает стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития, является ликвидным и кредитоспособным.
Инновации. Для решения стратегической задачи по организации выпуска щебня по Европейскому стандарту на предприятии разработан Инвестиционный проект «Реконструкция производства РУПП «Гранит. Реализация данного проекта позволит обновить основной капитал и приведет к наращиванию действующих мощностей предприятия по производству щебня до 10000 тыс. тонн в год (7300 тыс. м3), в том числе отвечающего требованиям Европейского стандарта – 7280 тыс. тонн.
Маркетинг. Характеризуя маркетинговую составляющую внутренней среды предприятия, следует отметить, что РУПП «Гранит» выпускает продукцию высокого качества. Продукция предприятия сертифицирована в добровольном порядке в Национальной системе сертификации Республики Беларусь – БелСТ. На РУПП «Гранит» разработана, внедрена и сертифицирована система управления качества на соответствие международному стандарту ИСО 9000 – 2001г. Анализ составляющих «спрос-предложение» по РУПП «Гранит» свидетельствует о том, что проблема формирования портфеля заказов на щебень отсутствует как на внешних, так и на внутренних рынках, хотя и целесообразно более активно работать на перспективу на рынках Российской Федерации и Прибалтики. Рассматривая ценовой фактор, следует отметить, что предприятие не может самовольно устанавливать цены на свою продукцию, а только в соответствии с прогнозными индексами изменения стоимости строительных материалов, ежегодно доводимыми Минстройархитектуры. Вместе с тем, на рынках других стран, где этот вид продукции уже представлен, цены будут устанавливаться исходя из интересов государства и состояния окружающей рыночной среды в каждом конкретном случае. Успешная продажа товара зависит от сложившегося представления об этой продукции на рынке. Щебень из твердых горных пород имеет стабильный, сравнительно небольшой круг потребителей, и в их информировании об общих свойствах товара необходимости не возникает.
Таким образом, проведя анализ факторов внешней и внутренней среды РУПП «Гранит» и учитывая их влияние на результаты экономической деятельности предприятия, можно выделить следующие сильные и слабые стороны фирмы, её возможности и угрозы.
Таблица 2.3 - Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны |
Возможности |
1. Отсутствие конкурентов в Республике Беларусь планируемого выпуска предприятием щебня по Евростандарту (монопольное положение) 2. Доминирующее положение на республиканском рынке нерудных строительных материалов 3. Тенденция наращивания объемов производства 4. Организация выпуска щебня еврофракций 5. Возможность проведения работ по реконструкции производства без остановки действующего производства 6. Расширение рынка потребителей 7. Высокая квалификация и компетентность персонала 8.Наличие близко расположенных сырьевых источников, гарантирующих обеспеченность работы предприятия 9. Надежная сеть распределения |
1. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки 2. Снижение уровня конкурентного давления 3. Расширение рынков сбыта за рубежом 4. Налаживание работы с поставщиками других регионов 5. Благоприятный сдвиг в курсах валют 6. Внедрение технологических инноваций в производство 7. Привлечение иностранных инвестиций 8. Изменение рекламных технологий 9. Улучшение благосостояния населения 10. Разработка эффективной стратегии развития предприятия |
Слабые стороны |
Угрозы |
1.Высокий износ активной части основных производственных фондов 2.Недостаток финансовых средств для крупномасштабного технического переоснащения 3. Зависимость от поставщиков товарно-материальных ценностей, сырья, в частности взрывчатых веществ, узлов, агрегатов 4. Сезонный спрос на продукцию 5. Отсутствие маркетинговых исследований по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций 6. Частая смена руководства 7. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
1. Ослабление роста рынка нерудных строительных материалов 2. Сбои в поставках сырья 3. Изменение потребительских предпочтений 4. Появление иностранных конкурентов с продукцией низкой стоимости 5. Растущее конкурентное давление 6. Законодательное регулирование цен 7. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют 8. Рост налогов 9. Снижение репутации предприятия |
На следующем этапе SWOT-анализа проведем комплексную оценку сильных и слабых сторон предприятия, его рыночных возможностей и угроз путем их сопоставления.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития предприятия:
В результате мы определим основные стратегические направления развития РУПП «Гранит» (комбинация СиВ, показывающая, как предприятие может воспользоваться открывающимися возможностями), а также сформулируем основные стратегические проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного бизнеса (комбинация СлВ, СиУ, СлУ).
Таблица 2.4 – Перечень основных стратегических проблем РУПП «Гранит»
Поле матрицы SWOT |
Стратегические проблемы |
1 |
2 |
СлВ |
1. Недостаток финансовых средств для крупномасштабного технического переоснащения не позволяет внедрить технологические инновации в производство 2. Отсутствие налаживания работы с поставщиками других регионов из-за зависимости от действующих поставщиков товарно-материальных ценностей, сырья, в частности взрывчатых веществ, узлов, агрегатов 3.Невозможность расширения рынков сбыта за рубежом из-за отсутствия маркетинговых исследований по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций 4. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации не позволяют изменить рекламные технологии |
СиУ |
1.Выпуск щебня по Евростандарту для усиления конкурентной позиции на слабо растущем рынке нерудных строительных материалов 2. Использование близко расположенных сырьевых источников для налаживания бесперебойных поставок сырья 3. Расширение рынка потребителей в случае изменения потребительских предпочтений 4. Повышение квалификации
|
Окончание таблицы 2.4 | |
1 |
2 |
СлУ |
1.Невозможность 2.Отсутствие маркетинговых исследований по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций не позволяет предотвратить появление иностранных конкурентов 3. Возрастающая зависимость
от поставщиков товарно- 4. Частая смена руководства
способствует снижению |
Примечание – Источник: собственная разработка
Далее определим основные стратегические направления деятельности РУПП «Гранит».
Таблица 2.5 - Перечень основных стратегических направлений развития РУПП «Гранит»
Поле матрицы SWOT |
Стратегические направления развития |
СиВ |
1. Выход на новые рынки за рубежом как единственного в Республике Беларусь предприятия по выпуску щебня фракций по Евростандарту 2. Внедрение технологических инноваций в производство для налаживания эффективного выпуска щебня еврофракций без остановки действующего производства 3. Использование доминирующего положения на республиканском рынке нерудных строительных материалов для снижения уровня конкурентного давления 4. Наращивание объемов производства для расширения рынков сбыта 5. Привлечение иностранных 6. Надежная сеть распределения как предпосылка к налаживанию доверительной работы с поставщиками других регионов 7. Использование высокой квалификации и компетентности персонала для разработки эффективной стратегии развития предприятия
|
Примечание – Источник: собственная разработка
На заключительном этапе анализа маркетинговой стратегии РУПП «Гранит» на основе полученных данных о его сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах развития определим стратегии, которые может использовать предприятие для своего успешного развития.
На поле «слабости - возможности» возможно
использование следующих
На поле «силы - угрозы» возможны следующие действия:
Информация о работе Маркетинговые стратегии в управлении предприятием