Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:53, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Основы менеджмента"
ОСН МЕН 2-я ч Вопр 19. Понятия «ответственность», «полномочия» и их значение в процессе делегирования. Виды полномочий
Ответственность – это
обязательство выполнять
Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, занимающему эту должность.
Существует два типа полномочий: линейные и аппаратные (штабные).
1. Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.
2. Штабные полномочия
- это право советовать или
помогать руководителям,
Штабные
полномочия реализуются через тот или
иной аппарат штабной управления
– консультативный, обслуживающий
или личный.
Консультативный аппарат – это специалисты, нанятые на временной или постоянной основе, призванные осуществлять консультирование линейного руководства в их области знаний.
Обслуживающий аппарат может соединять в себе консультативные и обслуживающие функции (пример: отдел кадров, он ведет личные дела сотрудников, находит и проверяет потенциальных кандидатов на работу).
Личный аппарат –
Использование консультативного,
обслуживающего и личного аппаратов
описывает штабной аппарат в
соответствии с направлениями его
использования. Чтобы понять концепцию
аппарата в современных организациях,
следует рассмотреть также
Рекомендательные полномочия. Ими обладает консультативный аппарат, и линейное руководство обращается к нему за консультациями. При этом линейное руководство не обязано обращаться за консультациями и следовать этим консультациям.
Обязательные согласования – расширенные полномочия аппарата. В этом случае линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейное руководство не обязано следовать этим рекомендациям.
Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью таких полномочия является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. В некоторых компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов.
Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий такими полномочиями, может, как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Эти полномочия не распространяются на сферу деятельности линейных руководителей и носят для них рекомендательный характер. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.
Линейные полномочия внутри штабного аппарата. Выше были описаны полномочия аппарата по отношению к линейной структуре. В крупной организации линейный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, и штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Соответственно менеджеры в штабной аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.
Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Многие руководители не различают
на практике понятия "полномочия"
и "ответственность". Два неработоспособных
варианта: делегирование полномочий
без назначения ответственности
и назначение ответственности без наделения
полномочиями. Оба случая широко распространены.
Полномочия без ответственности - повсеместное явление на российском рынке. Почти в половине компаний имеется человек, называемый "серым кардиналом". Он может работать на благо фирмы, а может - во вред. В обоих случаях его положение характеризуется наличием значительных полномочий, ответственность за применение которых лежит на ком-то другом.
Ответственность без полномочий встречается еще чаще. Одна из самых распространенных формулировок задания младшему руководителю: "Ты теперь отвечаешь за это. Будут проблемы - подходи". А проблемы будут, потому что новая сфера ответственности задана директивно, а полномочия подлежат определению в процессе деятельности.
Дополнительная трудность состоит в том, что полномочия могут быть даны, а ответственность - только взята на себя. Иными словами, "проще подвести лошадь к воде, чем заставить ее пить" (английская пословица).
ОСН МЕН 2я ч Вопр21
Базовые элементы делегирования. Масштабы и формы делегирования
Базовыми элементами делегирования
является задание, полномочия и
ответственность. Полномочия. Они означают комплекс
прав, которыми наделяется конкретный
работник, и закрепляются за определенной
функцией, а тем самым и за работником,
который выполняет эту функцию. Полномочия
носят преимущественно формальный характер
и делегируются сверху книзу, подобно
заданиям. Общий объем полномочий в процессе
делегирования не изменяется (так же, как
это имеет место с общим объемом заданий).
Он лишь распределяется между отдельными
работниками. Ответственность. Это — третий элемент, связанный с делегированием. Её сущность заключается в обязательствах, которые вытекают из делегированных заданий и полномочий. Эти обязательства возлагаются на вышестоящих управляющих — тех, кто поручает задание и наделяет полномочиями. В отличие от заданий и полномочий, ответственность в принципе не подлежит делегированию. Ответственность возникает из процесса делегирования, но ее нельзя, подобно заданиям и правам, передать другим лицам и таким путем избавиться от нее. Это значит, что менеджер отвечает за все полномочия, которые ему даны, хотя некоторые из них он делегирует ниже. Следовательно, он ответственен не только за свою работу, но и за работу всех подчиненных ему лиц.
Масштабы и формы делегирования полномочий определяют степень централизации управления, развития инициативы и самостоятельности, хозяйственной ответственности структурных подразделений и их руководителей.. Под централизацией следует понимать концентрацию задач управления у топ-менеджмента. Определить степень централизации управления в конкретной организации можно, проанализировав количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем этих решений больше, тем степень централизации ниже. Делегирование
полномочий приводит к тому, что
часть задач управления с Масштабы делегирования полномочий могут быть разными: от создания технического задания исполнителю до годового маркетингового плана и контроля его реализации. Чем меньше масштабы делегирования, тем больше оснований для проявления синергии в работе руководителя. Зарубежная практика показывает, что, чем больше масштабы делегирования прав, тем большую значимость приобретают корпоративная культура и стандарты. Возрастающие масштабы делегирования полномочий дали мощный толчок развитию управленческой культуры, которая все чаще воспринимается как элемент мировоззрения. В практике управления можно выделить достаточно много форм (способов) делегирования. |
Своеобразной формой делегирования полномочий является присоединение одного хозяйствующего субъекта к объединению или ассоциации, уже созданной другими. Это так называемые легитимные (не рейдерские!) слияния и поглощения.
В системе HR-менеджмента руководитель часто прибегает к такой форме делегирования, как рекомендация.
Одной из форм делегировании может стать создание управленческой команды, членами которой являются ключевые фигуры компании, от которых зависит достижение необходимой эффективности (как минимум, само первое лицо, HR-менеджер и менеджер основного бизнес-процесса). Устанавливается 100%-ная ответственность каждого члена команды за успех общего дела.
Более строгая форма делегирования основывается на осознании У (объектом) намерения X (субъекта) использовать его действия; обычно эта форма основывается на принятии У цели X (по определенной причине: материальная компенсация, общий интерес, соответствие собственным целям и т.п.), часто после определенных переговоров (заказа, предложения и т.п.), закончившихся некоторым соглашением и договором (трудовым контрактом). Это так называемая мотивационная форма делегирования.
ОСН МЕН 2-ч Вопр22. Основные факторы успешного делегирования.
Делегирование тесно связано с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен добиться того, чтобы подчиненные эффективно выполняли порученную работу. В ряде случаев это удаётся с трудом, чему имеются субъективные и объективные причины. Основные из них сводятся к следующему.
Причины низкой эффективности делегирования.
Нежелание руководителей делегировать полномочия |
Нежелание подчиненных брать |
Отсутствие доверия к Боязнь риска. Трудности осуществления контроля. «Сильные» личности представляют угрозу. Процесс принятия решений становится сложным. Требуются более развитые связи с подчиненными. |
Удобнее спросить начальство, что делать, чем самому решать проблему. Боязнь критики за совершенные ошибки. Отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания. Перегруженность работой. Отсутствие уверенности в себе. Отсутствие стимулов для дополнительной ответственности. |
Как и во всяком деле при делегировании полномочий могут быть и помехи (см. выше), так и обстоятельства (факторы), способствующие снижению степени влияния этих помех и, таким образом, повышению эффективности рассматриваемого процесса. Основные факторы приведены ниже.
Основные факторы
повышения эффективности
Факторы (условия) |
Содержание |
Оценка риска |
Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует загружать подчиненных, но не до предела и развивать свои навыки управлять процессом передачи полномочий. |
Дозирование передачи полномочий |
Расширение индивидуальных способностей требует времени, поэтому необходимо выбрать подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования могут вызвать стресс и привести к общей неудаче, но недостаточные требования расточительны и деморализующи. |
Общее ясное понимание целей |
Квалификационная передача полномочий требует четкой структуризации целей и общего согласия с ними. Если цели не установлены, задача остается неясной, а оценка становится практически невозможной. |
Регулярное консультирование |
Передача полномочий представляет собой
форму управленческого |
Для
повышения эффективности