Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:16, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".
Основным достоинством данного метода является создание необходимой системы мотивации. К сожалению, реализация данного метода требует обычно больших затрат времени.
Метод влияния
путем участия позволяет
Однако необходимо отметить,, что при использовании данного метода влияния возрастает степень риска за своевременное выполнение поставленной задачи.
Лидерство и власть
Лидерство —
это способность оказывать
Роль лидера
в менеджменте уникальна. Идея лидерства
пронизывает всю систему
Опытный менеджер
— лидер действует здесь по
определенному плану: определяет четкие
цели, стоящие перед коллективом;
организует членов коллектива на решение
стоящих перед предприятием проблем;
регулярно обсуждает ход
Главное в работе
менеджера-лидера заключается в
доверии к нему людей. Доверие
приобретается высоким
Качества лидера — наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих обязанностей, понимать технологию работы, ее процедурные тонкости или располагать информацией.
По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:
стремление к достижению цели. Настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;
желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;
честность и прямота. Лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;
уверенность в себе. Люди хотят, чтобы их лидеры не сомневались в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;
интеллектуальный потенциал. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объемы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения;
навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяют ему принимать правильные решения и понимать их последствия;
обратная связь.
Лидер постоянно требует
контроль над эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.
По мнению американских
менеджеров, нельзя стоять на месте, так
как конкуренты все время двигаются
вперед. Поэтому менеджер внушает
своим подчиненным, что все они
также должны быть заинтересованы в
улучшении методов
Хороший руководитель, по мнению американских специалистов менеджмента, — это человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей компании, так и других.
Борьба за улучшение методов работы может быть эффективной только при условиях, если:
все рабочие и служащие осознают пользу улучшения методов работы. Для этого надо проводить воспитательную работу, вести соответствующую пропаганду, выдавать премии за рационализаторские предложения и выдвигать на административные посты способных, специально обученных людей;
рабочие поймут, что они приобретут или потеряют при внедрении новых методов организации производства, и если они будут знать, что их интересы будут защищены;
на младший административный персонал, в том числе и на мастеров, будет возложена полная ответственность за руководство на своих участках работы. Для этого они должны быть наделены соответствующими правами, а специалисты функциональных подразделений будут оказывать им необходимую помощь.
будут созываться совещания специалистов, связанных с работой по улучшению организации производства, на которых им будет дана возможность открыто высказать свое мнение и поделиться своими знаниями и опытом.
Можно добавить еще несколько важных качеств, присущих истинному лидеру:
проницательность — это способность лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения;
упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений;
энтузиазм. Люди,
способные видеть будущее и проявлять
упорство в его достижении, могут
и не добиться успеха, если у них
отсутствует такое качество, как
энтузиазм. Оно заставляет подчиненных
участвовать в инициативах
самопознание. Лидер
должен досконально разбираться
в своих человеческих качествах.
Без богатой внутренней жизни
ему недостает понимания
прямота — умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;
зрелость — это уникальная способность с благодарностью воспринимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения от других людей. Он умеет контролировать свое настроение и не считает себя вправе судить всех и вся. Он также обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживает поражения и неудачи;
цельность —
твердые морально-этические
смелость — не боязнь рисковать и относится к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.
Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего коллектива.
Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.
В теории менеджмента
различают несколько стилей руководства.
Стиль руководства — это
Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства ( 12.3). В жизни, как правило, в чистом виде
эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.
Стиль и имидж менеджера |
Стиль управления
— это совокупность наиболее характерных и
устойчивых методов решения задач, используемых
руководителем, манера его поведения по
отношению к подчиненным. Стиль управления
оказывает существенное влияние на эффективность деятельности
коллектива и предприятия (организации) в
целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях
определяют факторы объективного и субъективного
характера:
Различие стилей управления иллюстрируют следующие два высказывания: «Государство — это я!» (Людовик XIV); «Не я правлю Россией, а35 тысяч чиновников» (Николай I). Это не игра слов, а мироощущения первых лиц двух государств, выражающие сущность их правленияи различие в стилях деятельности. Диапазон стилей руководства простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Исследования различных типов руководителейи эффективности их деятельности, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля. Основные
черты каждого стиля Содержание стилей руководства
При использовании авторитарного (директивного) стиля руководитель-автократ не терпит возражений. Подчиненным он предоставляетминимум информации. Никому не доверяет и никого не ставит в известность о своих намерениях. Он быстро изменяет направления своих действий. С подчиненными неприветлив, склонен к поспешным решениям. У него, как правило, не складываются отношения с грамотнымии умными людьми. В таких условиях лучшим работником считается тот, кто умеет отгадывать его мысли. Со всеми вопросами подчиненные бегут к «главному». Руководитель-автократ непредсказуем. Никто толком не знает, как он будет реагировать на те или иные события. При такомстиле руководства часто возникают конфликты. Претензии автократа на собственную компетентность во всех вопросах порождают хаоси снижают эффективность работы. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Разновидностью такого стиля управления можно считать патерналистский. Он опосредует трудовую мотивацию подчиненных через зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз, контроль деятельности осуществляется по желаниюи интуиции руководителя. Власть концентрируется у руководителя и является традиционной, характерной для российских организаций. Либеральный (попустительский) стиль характеризуется безынициативностью, невмешательством в трудовой процесс. Руководитель-либерал предпринимает действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности. Он может под влиянием различных факторов изменять свое решение. В организации часто важные вопросы решаются без его участия. Во взаимоотношениях с подчиненными либерал вежлив. Он предоставляет им почти полную свободу, не требователен и не любитконтролировать их работу. В стремлении приобрести авторитет он способен предоставлять подчиненным различные льготы, выплачивать незаслуженные премии, а такжеможет за нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих работников. Такой
стиль руководства Демократический (коллегиальный) стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверияи взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может, не опасаясь, свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений он не перекладывает ответственность на подчиненных.Стремление прислушиваться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемыи получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого нажима, с учетом способностей людей. Такой стиль руководства многие специалисты считают оптимальным. Вместе с тем исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства, не всегда этот стиль является наиболее продуктивным. Таким образом, каждый из рассмотренных стилей руководства имеет как положительные, так и отрицательные черты, причем с учетомконкретных условий, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. До сих пор не определена прямая зависимость между стилеми эффективностью руководства. Следует отметить, что немецкие ученые считают авторитарный и демократический стили управления противоположными, выделяя в интервалемежду ними следующие стили:
Практика показывает, что крайне редко встречаются руководители, использующие исключительно один стиль. Стиль деятельности менеджера, как правило, представляет собой комбинацию разных стилей руководства в той или иной пропорции. В целом соглашаясь с классическим подходом к рассмотрению системы стилей руководства, считаем, что в современных условиях стиль деятельности менеджера в значительной мере определяют следующие обстоятельства:
В этих условиях наиболее предпочтительным может быть стиль деятельности менеджера, который можно условно назвать ситуационно-личностным. Имидж (англ. image — буквально образ) менеджера — это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальнаяатрибутика. «Имидж» — английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего- либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация. Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Обретение
профессионального имиджа — не самоцель для
делового человека, лидера. Однако обладание
им составляет весьма существенную его
личностную и профессиональную Смысл
понятия «имидж» складывается Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего — духовное.Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания. В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:
Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека. Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для Вас» или «Я — для Вас» и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, ане взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам. Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека. Секрет воздействия имиджа, как и рекламы,— в обращении как к сознанию, так и к подсознанию. Чтобы
сыграть свою роль, имидж должен
привлечь к себе внимание людей, направить их
активность в нужном направлении, а затемосуществить управление по Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где А (от англ. attention — «внимание») — привлечение внимания; I (interest) —пробуждение интереса к имиджу; D (demand — «требование», «потребность») — возбуждение потребности осуществить действие; А (action) —побуждение к совершению действий. При этом схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания — пробуждение интереса — создание потребности — спровоцированное действие. При создании имиджа берут за основу разные образцы. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться; постановку голоса; технику жестов, мимики и поз. В этом помогают имиджмейкеры — специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраиваетсяк нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмой, которой хватит на всех. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельновозможной помощи имиджмейкерам, т. е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Во многих случаях имидж менеджера — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения |