Лекции по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:16, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

Основные категории менеджмента.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

     Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).

     Весь  процесс планирования в организации  разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система  управления организацией на текущий  период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом  с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации  действий. Если брать организацию  в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
  6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
  • тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

     Планирование  и планы

     Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и  их исполнителей. План является результатом  процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

     По  широте охвата:

  • корпоративное планирование (для всей компании в целом);
  • планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);
  • планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

     По  функции:

  • производственное;
  • финансовое;
  • кадровое;
  • маркетинговое.

     По  подфункции (например, для маркетинга):

  • планирование ассортимента;
  • планирование рекламы;
  • планирование продаж.

     По  временному периоду:

  • долгосрочное планирование - 5 лет и более;
  • среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;
  • краткосрочное планирование - до года.

     По  степени детализации планов:

  • стратегическое планирование;
  • оперативное или тактическое планирование.

     По  обязательности выполнения:

  • директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
  • индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

     План  как итог планирования для исполнителей является директивным документом и  должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано  с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен  абсолютно точно, так как он зависит  от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и  процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

     Различают три основные формы организации  планирования:

  • "сверху вниз";
  • "снизу вверх";
  • "цели вниз - планы вверх".

     Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может  дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

     Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это  более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации  и разделения труда сложно создать  единую систему взаимосвязанных  целей.

     Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет  достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие  органы разрабатывают и формулируют  цели для своих подчиненных и  стимулируют разработку планов в  подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему  взаимосвязанных планов, так как  общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

     Планирование  базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия  в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

     Стратегическое  управление. Основные понятия и определения

     Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей. 
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. 
Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние  на будущее организации.»  
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. 
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке 1.

     Сущность  стратегического управления заключается  в ответе на 3 важных вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  3. Каким способом достичь желаемого результата?

     Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического  управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию. 
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. 
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

  1. Планирование стратегии.
  2. Организация выполнения стратегических планов.
  3. Координация действий по реализации стратегических задач.
  4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
  5. Контроль за процессом выполнения стратегии.
     
      
     

     Планирование  стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.  
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов (условий) функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут перемены?). 
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов. 
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию. 
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления. 
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия. 
Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегическими решениями называют управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. 
К числу стратегических решений, например, можно отнести:

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"